Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Современная украинская литература

 

Тенденции развития литературы конца XX - начала XXI века

 

В 1991 году Украина вышла из состава СССР и провозгласила свою независимость. Началась перестройка демократического суверенного европейского государства. Это коренным образом изменило характер развития литературного процесса: отвергались догматические схемы развития литературы в рамках соцреализма и происходил интенсивный поиск новых способов моделирования и изображения действительности. Однако новая эстетическая стратегия в украинском писательстве наметилась после катастрофы на Чернобыльской АЭС, которая как будто пробудила писателей старшего поколения и вызвала появление генерации художников постчернобыльской эпохи. Эта волна литераторов стремилась «разрушить Карфаген украинской провинциальности» (Юрий Шевелев), то есть вывести искусство слова за пределы политики, идеологических вмешательств в художественное творчество, сделать его самодостаточным. Новая генерация писателей потребовала полнокровного бытия украинской нации, прежде всего, преодоление комплекса неполноценности, подчинительной роли в истории, которые на протяжении многих веков навязывались имперской идеологией. Остро встали проблемы выбора, полноценного существования нации и свободы личности. Взорвалась мощная творческая энергия молодого поколения писателей, которое поставило цель вывести литературу на новые эстетические горизонты, но не копируя Запад. Об этом заговорили « западники» - художники, ориентированные на постмодерне образцы западной культуры (Юрий Андрухович, Оксана Забужко, Николай Рябчук, Василий Махно) и «ґрунтівці», которые воспроизводили национальную самобытность искусства и воспринимали село как метафору мира, где живет неповторимый дух украинства (Вячеслав Медвидь, Евгений Пашковский, Василий Герасимьюк, Игорь Рымарук). Известно, что село в современной западной литературе не описывается, поэтому крестьянская тематика - это возможность для наших мастеров выявить самобытность на фоне западной словесности.

В литературном процессе конца XX - начала XXI века произошли кардинальные сдвиги в системе эстетических критериев общества, создавались новые парадигмы художественного мышления, формы и структуры творчества, ведь к духовной культуре народа вернулись литературно-художественные достояния прошлых эпох, запрещены тоталитарным режимом из идеологических соображений. Начали печататься труды известных этнографов, культурологов, политологов, в частности историков Николая Аркаса, Михаила Грушевского, Дмитрия Дорошенко, Александры Ефименко, Ивана Крипьякевича, Наталии Полонской-Василенко, Ореста Субтельного, Дмитрия Яворницького. их исследования помогли читателю сформировать новые взгляды на историю Украины и ее место в европейском контексте. Вышли в свет ранее запрещенные произведения Николая Костомарова, Пантелеймона Кулиша, Ивана Нечуя-Левицкого, Михаила Старицкого, Елены Пчилки, Ивана Франко, Леси Украинки, Ольги Кобылянской, Василия Стефаника, Михаила Коцюбинского, Владимира Винниченко, Павла Тычины, Владимира Сосюры, Николая Бажана, художников «Расстрелянного возрождения» - Николая Хвылевого, Валерьяна Под могильного, Григория Косынки, Гната Михайличенко, Владимира Свидзинского, Майка Йогансена, Павла Филиповича, Николая Кулиша, Михаила Драй-Хмары, Валерьяна Полищука, Андрея Чужого и других. Переиздана «Историю украинской литературы» Дмитрия Чижевского, «Историю украинской литературы», «Литературно - критические статьи», «Дневники. 1923-1929» Сергея Ефремова. Читатели ознакомились с творчеством художников украинской диаспоры: Уласа Самчука, Ивана Багряного, Василия Барки, Евгения Маланюка, Олега Ольжича, Елены Телиги, Юрия Клена, Богдана Бойчука, Богдана Рубчака, Юрия Тарнавского, Михаила Ореста, Олега Зуевского, Тодося Осьмачки, Яра Славутича и других. Значительный резонанс имели литературоведческие труды Юрия Шевелева, Юрия Луцкого, Марка Павлишина.

в 1991 году в Киеве был проведен Международный фестиваль украинской поэзии, на котором выступили украинские поэты всех материков мира. Антологии украинской поэзии «Золотой гомон» (1991, 1997) представили богатую лирику XX века, созданную представителями различных художественных систем, вкусов и направлений. Словом, литературный процесс начал развиваться полнокровно, единым руслом, творя национально самобытное искусство.

Типы дискурсов в современной украинской литературе. Как вы уже знаете, дискурсы - это способы, формы организации речевой деятельности (письменной или устной), тексты, стили.

В современной украинской литературе функционируют следующие типы дискурсов: современный, неомодерний, заповідально-крестьянский, постмодернистский, феминистический. В частности, заповідально-крестьянский дискурс базируется на реалистической традиции с определенными вкраплениями романтизма и модернизма, строится на крестьянском способе мышления и ментальности. Этот дискурс лелеет свои символы и понятия: нация, традиция, Шевченко, Франко (Маланюк, Донцов, Стус), русификация, государственность, национальная символика, земля, труд. Постмодернистский дискурс появился в конце 80-х годов XX века и имеет характерные признаки: экзистенция, рефлексия, открытость, игра» карнавал, художественное произведение как откровенная игра цитатами, реминисценциями, аллюзиями из мирового писательства. Термин дискурс употребляется и как индивидуальный стиль художника, и как творческий стиль определенной группы писателей. Поэтому существуют отдельные дискурсы, связанные с именами Валерия Шевчука, Эммы Андиевской, Оксаны Забужко, Юрия Винничука, неомо - дерний дискурс поэтов «киевской школы» и др.

Феминистический дискурс (лат. femina - женщина) - оригинальное художественное явление в современной украинской литературе. В 10 классе, изучая творчество Ольги Кобылянской, вы ознакомились с феминистическим движением в украинском писательстве XIX - начала XX веков, с яркими образами эмансипированных женщин в повестях «Человек», «Царевна». В конце XX века этот дискурс стал заметным течением постмодернизма. К феминистического дискурса относятся Нила Зборовская, Оксана Забужко, Мария Матиос, Галина Пагутяк, Любовь Пономаренко, Людмила Таран, София Майданская, Марьяна Савка, Евгения Кононенко, Ирэна Карпа и другие их произведения характеризуются вниманием к женщине, нарушением экзистенциальных вопросов бытия, самоидентичности женщины как духовного оберега нации. Его представители защищают концепцию «інакості женщины», «женского письма», отражают женский взгляд на положение вещей в обществе. Одним из аспектов творчества является изображение гендерных (англ. gender - род) отношений представителей обоих полов, поэтому женщины-писательницы различают понятия «феминности» (женственность) и «маскулинность» (чоловічність). В произведениях писательниц феминности является оппозиционной к маскулін - ности и патриархальной культуры, которая отводила женщине ограниченные возможности для самореализации. К описанию отношений представителей двух статей обращаются Валерий Шевчук («Закон зла», «Чортиця», «Місяцева зозулька с Ласточкина гнезда»), Юрий Андрухович («Перверзия») и другие.