Украинская литература 10-х годов ХХ века
Александр Олесь (1878 - 1944)
«Муза гнева, мести и негодования» (Сергей Ефремов)
В произведениях Александра Олеся личностные мотивы переплетались с гражданскими, что показала сборник «С печалью радость обнялась», своеобразный лирический документ эпохи, мыслей и настроений человека, который осознал свою неповторимость. Название объединила противоположные понятия, подчеркивают контрастность ощущений и уболівань лирического героя, его надежды и разочарования, счастье и боль разлуки.
Поэзия «С печалью радость обнялась» - это поэтическая рефлексия-миниатюра, показ переживаний лирического героя, осмысление им своей судьбы и человеческого бытия. Стихотворение строится как художественный монолог в двух строфах, двух этапах исповеди. Лирический сюжет развивается на контрастах: сопоставляются настроения и чувства души героя-мечтателя. Художественная палитра произведения окрашена очаровательной наспівністю и благозвучием, которая достигается алітераціями и асонансами (у, о, а, и), символістським приемом недомовлення (многозначительные три точки), риторическим вопросом и анафоричним и: «С печалью радость обнялась... / В слезах, как жемчугах, мой смех, /Со странным утром ночь слилась, И как мне разнять их?!». В стихотворении раскрывается сложная диалектика чувств лирического героя, силу которых подчеркивают антитезы, сравнения слез с жемчужинами. Печаль и радость становятся по-символістськи живыми существами, среди них появляется лирическое «я»: «В объятиях с радостью печаль. / Одна летит, вторая спиня... / И идет между ними борьба, И кто сильнее - не знаю я...». Лирический герой апеллирует к уму и сердцу читателя, завораживая его необъяснимыми порывами души. Вследствие этого реальное переплетается с мистическим, ирреальным, надчасовим, делая многозначительный образ художественного мира. Украинская поэзия к Олеся не имела такой драматической нежности и жизненной силы, что вызывает в душе читателя бентежність от созерцания красоты, удивления, постижения неизведанных высот духовности. В лирике Александра Олеся появились житейская простота мира, благозвучие высказывания, переполненность чувствами, что льются из чаши бытия. Не случайно молодые поэты-современники считали Олеся кумиром своих сердец. Он стал вдохновителем символизма в украинской литературе, под его влиянием творили Максим Рыльский, Павел Тычина, Григорий Чупринка, Павел Савченко, Петр Норманнский, Богдан Лепкий.
К символистской поэтики принадлежит шедевр интимной лирики «Чары ночи». Тогдашнего читателя удивляла экспрессивная неповторимость поэтических образов Олеся, гибкость и легкость повествования, образы, родственные с фольклорными, но проникнуты особой искренностью, мечтательностью, замешательством высшего общества от красоты мира и любви: «Сміються. плачут соловьи /И бьют песнями в грудь: / «Целуй, целуй,целуй ее - / Вновь молодость не будет!» Лирический герой становится посредником, своеобразным органом, музыка которого достигает небес и осуществляется связь человека с таинственными, позасвідомими силами, самой природой.
Поэзия полна вітаїстичних (от лат, vita - жизнь), т.е. жизнеутверждающих мотивов, которые прославляют философию жизни лирического героя, его влюбленность в красоту бытия и человека. Он испытывает экзистенциальное просветление: «На мент единственный оставь / Свою печаль, мысли и горе - И струя собственной души / Влей в шумящее море». Его душу охватывает сожалению за мимолетностью жизни и любви. Очарован божественной красотой девушки и мира, необыкновенным душевным подъемом, он готов воскликнуть вслед за Фаустом: «остановись, Мгновенье, ты прекрасно!»
Для решения идейно-художественного замысла поэт выбрал кольцевую композицию произведения, которая является важной составляющей авторской концентрации чувств, воспроизведение динамики развертывания лирического сюжета. Уже первая строфа «Волшебство ночи» наполнена витальной энергией, напоминает энергию к познанию и созиданию героя Иоганна Вольфганґа Гете («/ захочешь ты вернуть себе, Как Фауст, дни прошедшие... / И знай: над нас - боги скупы, / нас - глухие и нечулі»). Лирический герой Олеся - это человек, который исповедует философию гедонизма, то есть наслаждения от жизни, которая представляется высшим благом. При этом добро осознается как то, что дает удовольствие, наслаждение, а зло - то, что вызывает страдания. Для лирического героя целовать девушку - значит соединить в гармоничное целое физическое и духовное начала, желанный идеальный и реальный мир; через поцелуй постигается сердечное человеческое естество, преодолевается преходящесть жизни.
Федор Кричевский. Любовь (из триптиха «Жизнь»)
Первая строфа повторяется в конце стихотворения, обрамляя его, подчеркивая смысловую многозначность художественного мира. Ее подчеркивают метафоры и перекрестную рифмовку, которая выстраивается из различных частей речи: соловьи - ее; грудь - будет, а также четырехстопный ямб с пірихієм, что образует особую ритмику.
Вы уже знаете, что лирическое повествования ведут собственно автор и лирический герой. В «Чарах ночи» лирическая повествование состоит из трех субъектов: собственно автора, лирического героя и ты, то есть адресата, воображаемого собеседника: «Лови летучую мгновение жизни! / Чаруй, хмелій, упивайся / И среди грез и забвения / В роскоши влюбись». Если повествование начинает собственное автор, то дальше монолог ведет лирический герой, который обращается до адресата, побуждая его к действию: « Почему стоишь без движения ты, / Когда весь мир поет? / Наладь струны золотые: / Пир весна производит».
В архитектонике поэзии важную эстетическую функцию играет художественный параллелизм: сопоставление окружающей красоты, буйство природы и чувств лирического героя, его влюбленности, искренней веры в добро. Природа будто побуждает влюбленных слиться с ней: «Посмотри, вся земля дрожит / В жарких объятиях ночи. / Письмо цветке рвійно шелестит. / Траве ручей воркоче». Лирический герой призывает любить жизнь, утешаться его красотой, ценить каждое счастливое мгновение. Только в единении с природой любимые проявляют свою гармонию, духовную многогранность.
Интимная лирика Александра Олеся - интересное и самобытное явление украинского символизма. Стихи о взаимном и неделимое любви наполнены напряжением страсти, искренностью чувств, которые выражаются через символику, почерпнутую из фольклора, но наполненную новыми значениями. В ряде интимных произведений особый интерес вызывают поэзии «Любовь», «Ты опять пришла», «Искра», «Ах, сколько струн в душе звенит!», «Ты опять меня не любила», «Почему с тобой мы не волны?» и другие.
Поэзия «О слово родное! Орле скован!» относится к патриотической лирике. В период 1903 -1917 годов Олесь стал певцом национального возрождения. Он продолжил традицию Тараса Шевченко, поставив свое слово на страже «рабов немых», освобождение Украины из-под колониального ига: «Верю я, что оборонное Сам себя мой край... / О мой великан Самсон, / Узы разрывай!» («Снег в роще...»). Символический образ Самсона олицетворяет веру в духовное освобождение народа-богатыря. Гражданскими мотивами наполняется стихотворение, а поэта муза превращается, по словам Сергея Ефремова, на «музу гнева, мести и негодования». «Кто-то ударил без сожаления по сердце моем, - И забилось сердце в огне золотом... / И посыпались искры ясны. / И в звонкие обратились песни». Поэт прибегает к реминисценциям послание «И мертвым, и живым...» Тараса Шевченко, призывая действенно любить свободу человека и народа: «Вам сказано - любите братьев / Делите добро, не будьте псами. / Ибо Бог в рабах запале гнев /И пойдет вас судит с рабами /И совершит Страшный Суд над вами» («Вам сказано»). Так формировалась активная позиция художника в обществе. Для поэта родное слово, несмотря на преследования и запреты, - носитель свободолюбивого духа народа, его бессмертие.
Иван Литвин. «О слово родное! Орле скован!»
Продолжая традиции Тараса Шевченко и Леси Украинки («Слово, чому ти не твердая криця?»), Александр Олесь в стихотворении «О слово родное! Орле скован!» превозносит родное слово, которое поможет пробудить историческую память нации. По жанру это - медитация, историософское осмысление роли родного слова, в общем художника в исторической судьбе народа. Три части композиции выполняют роль тезиса, антитезиса и синтеза. Поэзия построена как монолог-обращение лирического героя к родному слову. Анафоричне «О слово родное!» подчеркивает не только композиционное единство, но и содержательную наполненность, подчеркивает искренность лирического повествования, взволнованность героя, предопределяет ораторские интонации, патриотические чувства. В его сердце возникает боль за пренебрежительное отношение к родному языку и историческое беспамятство соотечественников. Сквозная антитеза разворачивает сюжет стихотворения. Завоеватели Украины, понимая судьбоносную роль родного слова в жизни народа и его борьбе за свободу, запрещали украинский язык, этот бесценный клад «чужакам бросили на смех». Поэт использует яркие метафоры и эпитеты: украинское слово уподобляется «скованном орлу», то есть порабощенному народу, слово которого всегда звучало как «певчий гром отцов моих», а теперь «детьми беспамятно забыт».
Идея стиха следует из убеждений художника, что родное слово отражает драматическую историю Украины, стало духовным оружием народа. Перед поетовим зрением возникают живописно-звуковые картины образа Украины и родного языка, которая перекликается шумом деревьев, ревом Днепра, музыкой «зрение голубоглазых», / «Шелковым пением степей широких». Изображая поэтический образ неповторимой красоты украинского языка и Отечества, поэт выражает свое творческое кредо: «О слово! Будь моим мечом! / Нет, солнцем стань! Вверху остановись, / Озари мой край и розлетися / Дождями судними над ним». Образ меча в Олеся перекликается с эмблемой апостола Павла, которого он символизирует меч духовный: «Меч духовный есть слово Божие». Автор переосмысливает этот образ, сочетая в нем духовное и творческое начала, слово-меч становится атрибутом свободы и справедливости. В русле символизма поэт прибегает к мифологических образов космического пространства, солнца, синего неба, музыки зрение, а также библейских образов (слово-меч, судне дожди), очищают родной край от зла и станут залогом возрождения нации, если она поставит слово-меч себе на службу, оберегать родное слово - символ бессмертия народа. Сергей Ефремов высоко оценил патриотический пафос поэзии, подчеркнул протест поэта против насилия, гнев обиженных, представил «образцы гражданской, высокой лирики, к которой после Шевченко никто так высоко не підіймавсь на Украине».
Эту важную тему Олесь развивает в стихах «родной язык в родной школе», «В земле века лежала речь» и других. Они были написаны во время провозглашения УНР, проникнутые оптимистическими нотами: «В земле века лежала речь / И наконец выбилась на свет. / О мово, ноче колыбельная! / Приііми мой радостный привет».
Александр Олесь чувствовал органическую неразрывность с жизнью народа, его духовными запросами на пути к освобождению. Нарушая гражданскую проблематику, он не забывал о эстетическую категорию красоты, что свидетельствует стихотворение «Какая красота: возрождение страны!..». Художник отыскивал красоту в героической борьбе за счастье народа, описывая целостный образ лирического героя, в котором героическое начало сочетается с человечностью. Критериями красоты были патриотизм, жизненная энергия, деятельная позиция творца истории.
Лирический сюжет этой медитации очерчивают образы-символы, резкие контрасты, помогают воссоздать противоположные начала развития истории. В образах плачу рабов, руины, под пеплом которой молчат святые, журливої мелодии старого колокола, что «по мертвому гудел», предстает порабощенная Украина. И пришла долгожданная пора. Лирический герой с восторгом восклицает: «Какая красота: возрождение страны!.. / Когда відкільсь взялась мощь безумная, / Как буря, все живое схватила, проняло, - И вот, - смотри, в руках замаялы знамена, / И гимн побід поет несвободна сторона».
Автор применяет линейную композицию: повествование воссоздает переживания лирического героя во времени, а следовательно одна часть последовательно сменяет другую. Семь строф с перекрестной римуванням моделируют сложную эмоциональную картину, полную динамики и экспрессии, усиливающуюся п'ятистопним ямбом. Віршеві присущ параллелизм в развертывании картины национального возрождения. Поэт прибегает к аллегории: в образе бури изображается революция, что «все живое схватила, проняла», орла - народ, который «вдруг, раскрыв глаза, / Угледить мир, красоту и простор голубой, / И легко из скал спорхне, и в небе заклекоче / О свободный лет орлов, утро золотой». Олесь опирался на значение орла в украинской мифологии, в которой этот гордый птица символизирует остром взгляде, свободолюбие, силу и победу, поэтому созданный поэтом образ взволнованного моря символизирует движение восставшего народа, что «глаза вселенной к себе прикует». Этот образ дополняется развернутой метафорой в пятой строфе, сложными ассоциативными связями, нагнетанием глаголов: летит, волнуется, льется, сверкает, дрожит: «И счастье всю жизнь ему в тот мент покажется. / И все в тот мент ему и должно, и везет». В стихотворении Олеся образ народа из объекта сочувствие превращается на движителя истории. Дополняет картину народного сдвиги традиционный образ чайки, что символизирует мать, в общем Украину. Медитация заканчивается обращением лирического героя: «Чайки, чайки! Тогда не надо плача, / Когда идет борьба за свободу, за жизнь. / Когда на облаках я уже странный отблеск вижу / И солнца жданого блестяще возврата». Автор гармонично соединил личное и гражданское, утверждая красоту человека, борющегося за свободу.
Сложная символика стихотворения-легенды «Лебедь». В произведениях античных художников эпохи изображался лебедь умирал, поет замечательную песню. По этой причине он начал олицетворять Аполлона и муз. В украинской мифологии существует легенда о том, что душа поэта вселяется в лебедя, символизируя красоту и бессмертие. Девушку, которую полюбил Лебедь, называли Ладой, а на Полесье - Ледою. От их брака снова родился певец, человек исключительная, свободолюбивый и гордый. Тема поэзии Олеся - осмысление драмы поэта, который стремится к духовным вершинам, небесной лазури, большого солнца, синих озер и пытается призвать в этот прекрасный мир равнодушных соотечественников. Однако мещанское среда не прислушивается к голосу художника и его призывов утверждать солнечные идеалы человечества, красоты и гармонии.
Межпредметные параллели. Поэзия «Лебедь» Олеся перекликается с одноименным стихотворением Стефана Малларме, в котором изображается прекрасный Лебедь, который погиб в замерзаючому озере. Однотонный белый цвет изображенного - лебединые крылья на снегу - подчеркивают, что птица и озеро уже слились в единое бесконечное целое и смерть победила жизнь. Сближает Олеся с Малларме поэтика обризомислення, символическое видение: сквозь дымку предметно чувственных образов проступает в воображаемом мире символістський измерение жизни и смерти. Произведения Малларме и Олеся навеяли Михаилу Драй-Облаке сонет «Лебеди», в котором изображен деятелей национального возрождения.
Повествование в стихотворении Олеся ведет лирический герой перевоплощается в Лебедя, воспроизводя свои намерения бороться за лучшую судьбу народа. Легенда изображается сквозь призму мировоззрения героя, его переживаний, сочувствие обездоленным. В стихотворении образ Лебедя многозначен. В нем воплощено творца и вождя, который стремится пробудить и вывести свой спящий народ из рабства черной ночи и болота - символа рабства. В то же время его образ напоминает мужественных борцов, которые погибали за народное освобождение, украинских поэтов, которые несли слово истины, утверждая незншценність украинской нации: «И пел он песню, песню лебединую, / О озера синие, о красоте степей, / О великое солнце, о ветры и облака, / И далеко несся лебединый пение». Волшебная мелодика поэзии достигается комбинированной ритмикой (переплетением дактиля с амфібрахієм), выразительна асонансом громкого и, что пронизывает строфу и обрамляет ее, алітерацією согласных (особенно с, р, н), а главное - узнаваемыми образами, за которыми проступает образ мечтах свободной Украины.
Наталья Антоненко. «Тихо плакал лебедь...»
Одновременно раскрывается тема недоразумения между певцом и сонной массой, которую воплощает «стая», не слыша его призывов «проснуться, развернуть крылья, / Полететь небом в золотые края». Любящее сердце Лебедя терзается болью от того, что его песню не слышат соотечественники, которые заснули в заболоченном пруду. Кульминация легенды драматична: лирический герой повествует о большой и самозречену любовь Лебедя до собратьев и невероятные потуги быть услышанным: «Закричал от муки, ударился о камень, / Зранив себе грудь, крылья поломал... / Тихо стая спала, тихо плакал Лебедь, / Тихо кровью сходил, тихо умирал». Однако даже крика боли и муки не услышали лебеди.
Контраст достигается смысловым сопоставлением эпизодов бытия: героизма и равнодушия, жизни и смерти как неизбежности судьбы, градацией образов (обессиленный птица тихо плакал, тихо кровью сходил, тихо умирал), а также искусным применением цветовой гаммы. Метафорам «вечная ночь чернела», «черная ночь чернела», образам красной крови, смерти, подчеркивающие елегійну тональность повествования, противопоставляется белый лебедь.
Главная идея произведения - прославление жертвенности героев, борцов за свободу Украины. И хотя судьба этих волелюбців драматическая, но и прекрасная: они совершают подвиг во имя свободы нации, а потому бессмертны в памяти народа.
Сама природа, пробуждая утром мир, сочувствует погибшему Лебедю. Солнце разгоняет тьму и мрак, оповещая о новом дне громкими трубами. Поэт обращается к солярных мотивов, то есть связанным с образом солнца. В мире поэзии солнце - не только составляющая природного явления или пейзажа, но и источник жизненной силы, источник бытия, символ прогресса, ведь освещает человечеству «горизонты ясны». Солнце является свидетелем борьбы за свободу, поэтому в художественном мире произведения выступает символом пробуждения, энергии и упорства в борьбе. Проснулась, опам'яталась лебединая стая и закричала: «Здесь гнилое воздуха, здесь вода гнилая!..» Это воскресение состоялось ценой смерти Лебедя, который стремился донести до стаи правду о том, что она находится в неволе. Переродившись, стая «позорно спать больше не смогла», поднялась до синего неба, «и летела легко, словно белое облако, И кричала с неба о счастливый край». Однако финал не является мажорным: совершив подвиг. Лебедь остался одиноко умирать, забытый всеми. Лирический герой завершает рассказ риторическим вопросом: «лебединая Стая! Или кто-нибудь в небе лебедя вспомнил?» Однако в образе жертвенного героя кроется высшая историческая правда: свободолюбивый дух народа неистребим, самоотверженные подвиги героев бессмертны, нация сильная, если ее граждане умеют жить, творить и умирать за свободу своей Отчизны.
Поэтическая миниатюра «О принесите как не надежду...» вошла в цикл «Голод» и была написана в эмиграции. В ней отразились глубокий патриотизм Александра Олеся, переживания за драматическую судьбу порабощенной большевиками Украины. Большая тоска поэта пронизывает поэзию, определяет ее елегійну тональность. Лирический герой просит воображаемого адресата: «О принесите как не надежду То крошку родной земли: / Я притулю к уст ее /И так застывшую, так зомлію...» В этой поэзии он уподобляется античному Антеєві, сила и мощь его художественного таланта кроются в неразрывной связи с родной землей. Символическую роль выполняет образ колодца, с которой художник должен напиться животворящей воды - поэтического вдохновения, чтобы своим правдивым словом воспевать Отечество. В стихи привлекают символические образы огненной души и огненного слова, которое рождается от пылкой любви к Украине. В целом в лирике этого периода поэт в историософском плане осмысливает свою судьбу изгнанника и судьбу Украины, которая попала в новую неволю. Немало произведений пропитаны ностальгическими мотивами:
«Неужели же не угледжу я больше ее. / Неужели не увижу никогда, / Как несутся потоки, как цветут рощи / И морем волнуется поле?». Так возникла патриотическая лирика Александра Олеся, мир его душевных переживаний, разочарований и светлых надежд.