Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

МИР ПРОЗЫ

 

Рассказы

ВАСИЛЬ ЧУХЛИБ

 

Василь Чухлиб - автор многочисленных рассказов для детей, которые читают не только в Украине. Их переведено на английском, азербайджанском, белорусском, казахском, литовском, русском и словенском языках. Произведения этого писателя мудрые и добрые. Они призывают открывать тайны природы, оберегать красоту земли.

В книгах «Кто встает раньше», «далеко Ли до осени», «Тарасикова находка» и других Василь Чухлиб рассказал о разнообразные случаи из жизни детей. Описанные в них события писатель часто брал из жизни собственных детей.

 

Читая рассказы Василия Чухлиба, посуди .ф. над тем, как его персонажи относятся к описанной события.

 

УЛИТКА

 

- О, папа, улитка! - воскликнула Таня. - Да какой большой!

Присела над ним, запела.

- Улитке-Павлик, где ты был? Хм! Не отвечает, спрятался в свою избушку...

- Потому что ты его испугала.

Таня посидела тихонько и, когда улитка выскочил, снова к нему:

- Улитке-Павлику, куда идешь?

Улитка на этот раз не спрятался, зашевелился и пополз через тропинку.

- Теперь понятно, куда он направляется! - сказал папа. - Недавно же дождь прошел. И захватил только ту часть рощи, что через дорогу напротив. А улитка, видимо, захотел пить.

- Это же пока он туда доберется!

И Таня взяла улитку и перенесла через тропинку. Он замер на мгновение, а потом развернулся и пополз обратно. И как раз туда приполз, откуда взяла его Таня.

- Ишь ты, упрямец какой! Не любит, чтобы помогали, - нахмурила брови Таня.

- Может, и трудно ему, но каждому хочется самому здолать свою дорогу, - сказал папа.

И они пошли своей дорогой, а улитка - своей.

• О каком событии из жизни Танюши рассказал автор? Что тебя заинтересовало в произведении?

• Как ты понимаешь смысл выделенных слов?

• Расскажи об описанной в рассказе встречу от имени Тани, а затем - от имени улитки. Совпадают ли их взгляды на то, что произошло? Объясни свой ответ.

• Прочитайте рассказ в лицах. С помощью интонации передайте удивление, радость, недовольство Тани и благоразумие папы.