МИР ПРОЗЫ
Рассказы
ДМИТРИЙ ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Дмитрий Чередниченко - известный украинский писатель и переводчик. Он является автором художественных книг для детей и школьных учебников.
Произведения Дмитрия Чередниченко привлекают читателей увлекательным, остроумным содержанием и смелой выдумкой.
МАЛЬЧИК ИВАСИК И ДЕДУШКА ТАРАСИК
Был себе мальчик Ивасик, которого очень любил дедушка Тарасик. Любил, ухаживал, потому Ивасик часто мудрил. Идут вот они луками как равные, только и того, что дед высо-окий, а мальчик низе-енький, бородатый дед, а внук
даже безусый, у деда ладонь, как подсолнух, а у мальчика ладошка, как ромашка. Идут себе, болтают, над непростыми загадками вдвоем кумекать. А больше всего тех загадок у Ивана возникает.
- Дед, ди’!.. А куда прячутся рыбки от дождя?
- А действительно - куда? Надо будет, внучек, исследовать. Вот пойдем в дождь до реки и засядемо в кустах, в куширах1 и будем наблюдать... Мы их непременно застукаємо врасплох.
- О, дед! Ди’!.. А каким молоточком и по которой кувалдочці кукушка кукует? Слышите? Ку-ку, ку-ку... Вот прислушайтесь: день-динь, день-динь...
1 Куширо - водяная крапива.
- Ты знаешь, внучек, я уже давненько над этим задумался. Я уже и подкрадывался и присматривался. Вот-вот, кажется, увижу. Вот она, зозулька, и замахнулась, вот в глазах мелькнуло - и уже слышу: ку-ку, день-динь...
- То, может, вместе, дед, мы исследуем?..
- Да, Івасику. Да...
Некоторое время они идут молча. Дедушка думает о своем, Ивасик - о своем. Івасиковій ручке, как ромашка, тепло и уютно в дедовой руке, как подсолнух. Когда это мальчик просто засыпает деда своими загадками, словно в ореховой шкатулке их набрал.
- Дед, ди’!.. А щука сначала под линейку себе тропу измерит, что так ровно летают?..
- Дед, ди’! - не дает внучек деду и слова на отгадку сказать. - А когда рыбы ходят в школу, то в чем они тетради носят?
- Я...
- Нет, дед. Нет... А у щуки есть пропеллер, что она так быстро плавает?.. Деду, ди’!.. А рыбы утром умываются?.. Ой деду... А жирафа такая, как телебашня? Что, она мультики показывает?.. - и мальчик замолчал.
- Ну и много же ты мне загадок назагадував!.. Как мне их разгадывать? По очереди?..
- Погодите, деду, погодите... А на что похож челнок?
- На...
- На ивовый листок, деду. А тополек на что похожа, га? Ну-ка, дед, отгадайте...
- На...
- На перо, дед! Видите, какая зеленая перо стоит. Одна, вторая, третья... А вместе - словно зеленый гребешок. Ой дед, - ручей. Как же мы перейдем?
И мальчику стало страшно: когда не перейдут ручья, то как же они попадут домой?
- Теперь ты, внучек, отгадай эту загадку.
- На крыльях перелетим...
- А у тебя есть крылья?
- Нет-а-а...
- Ну, что же, тогда вылезай на деда верхом и поедем. Дед Тарас подкатил штаны, посадил себе мальчика
на плечи и и:
- Но-о, коньке. Но!..
Перебрел тот ручей, вышел на тропу, поросшую курчавыми спорышем, и погуцикав до села:
- Домой, коньке, домой!..
Ивасик взглянул на небо: и маленькие, как он, розоватые облачка также плыли домой.
• Найди и прочитай описание внешности Ивана и дедушки. Какой художественный прием использовал в нем писатель?
• 3 какими вопросами мальчик обращался к дедушке? Как можно найти ответы на них?
• Словам из текста докажи, что загадки Ивана сыпались, как из мешка горох.
• Какой рисунок ты предложишь к концовке рассказа?