Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

МИР ПРОЗЫ

 

Рассказы

ДМИТРИЙ ЧЕРЕДНИЧЕНКО

 

Дмитрий Чередниченко - известный украинский писатель и переводчик. Он является автором художественных книг для детей и школьных учебников.

Произведения Дмитрия Чередниченко привлекают читателей увлекательным, остроумным содержанием и смелой выдумкой.

 

МАЛЬЧИК ИВАСИК И ДЕДУШКА ТАРАСИК

 

Был себе мальчик Ивасик, которого очень любил дедушка Тарасик. Любил, ухаживал, потому Ивасик часто мудрил. Идут вот они луками как равные, только и того, что дед высо-окий, а мальчик низе-енький, бородатый дед, а внук

 

даже безусый, у деда ладонь, как подсолнух, а у мальчика ладошка, как ромашка. Идут себе, болтают, над непростыми загадками вдвоем кумекать. А больше всего тех загадок у Ивана возникает.

- Дед, ди’!.. А куда прячутся рыбки от дождя?

- А действительно - куда? Надо будет, внучек, исследовать. Вот пойдем в дождь до реки и засядемо в кустах, в куширах1 и будем наблюдать... Мы их непременно застукаємо врасплох.

- О, дед! Ди’!.. А каким молоточком и по которой кувалдочці кукушка кукует? Слышите? Ку-ку, ку-ку... Вот прислушайтесь: день-динь, день-динь...

1 Куширо - водяная крапива.

- Ты знаешь, внучек, я уже давненько над этим задумался. Я уже и подкрадывался и присматривался. Вот-вот, кажется, увижу. Вот она, зозулька, и замахнулась, вот в глазах мелькнуло - и уже слышу: ку-ку, день-динь...

- То, может, вместе, дед, мы исследуем?..

- Да, Івасику. Да...

Некоторое время они идут молча. Дедушка думает о своем, Ивасик - о своем. Івасиковій ручке, как ромашка, тепло и уютно в дедовой руке, как подсолнух. Когда это мальчик просто засыпает деда своими загадками, словно в ореховой шкатулке их набрал.

- Дед, ди’!.. А щука сначала под линейку себе тропу измерит, что так ровно летают?..

- Дед, ди’! - не дает внучек деду и слова на отгадку сказать. - А когда рыбы ходят в школу, то в чем они тетради носят?

- Я...

- Нет, дед. Нет... А у щуки есть пропеллер, что она так быстро плавает?.. Деду, ди’!.. А рыбы утром умываются?.. Ой деду... А жирафа такая, как телебашня? Что, она мультики показывает?.. - и мальчик замолчал.

- Ну и много же ты мне загадок назагадував!.. Как мне их разгадывать? По очереди?..

- Погодите, деду, погодите... А на что похож челнок?

- На...

- На ивовый листок, деду. А тополек на что похожа, га? Ну-ка, дед, отгадайте...

- На...

- На перо, дед! Видите, какая зеленая перо стоит. Одна, вторая, третья... А вместе - словно зеленый гребешок. Ой дед, - ручей. Как же мы перейдем?

И мальчику стало страшно: когда не перейдут ручья, то как же они попадут домой?

- Теперь ты, внучек, отгадай эту загадку.

- На крыльях перелетим...

- А у тебя есть крылья?

- Нет-а-а...

- Ну, что же, тогда вылезай на деда верхом и поедем. Дед Тарас подкатил штаны, посадил себе мальчика

на плечи и и:

- Но-о, коньке. Но!..

Перебрел тот ручей, вышел на тропу, поросшую курчавыми спорышем, и погуцикав до села:

- Домой, коньке, домой!..

Ивасик взглянул на небо: и маленькие, как он, розоватые облачка также плыли домой.

• Найди и прочитай описание внешности Ивана и дедушки. Какой художественный прием использовал в нем писатель?

• 3 какими вопросами мальчик обращался к дедушке? Как можно найти ответы на них?

• Словам из текста докажи, что загадки Ивана сыпались, как из мешка горох.

• Какой рисунок ты предложишь к концовке рассказа?