Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

МИР ПРОЗЫ

 

Рассказы

ЮРИЙ ЗБАНАЦКИЙ

 

«Уже много лет я не захожу ежедневно до класса, не здороваюсь со своими учениками. Я разговариваю с ними в своих рассказах, повестях. Незримая ниточка на всю жизнь связала меня со школой. Я не устаю разговаривать со своими читателями-школьниками» - так писал о себе Юрий Збанацкий. «Незримая ниточка», о которой говорит писатель, - это его любовь к детям.

Широкую популярность среди юных читателей получили такие произведения Збанацкого, как повесть «Тайна Соколиного бора», сборник рассказов «Крылатый гонец», сказки и другие.

 

1 Страна - край, кромка отрезанного хлеба.

Когда произведение открывает свои тайны

Во время чтения размышляю, представляю, присматриваюсь, прислушиваюсь

 

АИСТЫ

 

(Сокращенно)

Сколько я помню, у нас на огороде, за домом, на старом суховерхому вязи жили аисты.

Одного прохладного утра я увидел, что наши аисты кружат над селом. Нельзя было не задивиться на то, как они выкручивали большое-большое живое круг. Хоть бы и не хотел, то споешь:

- Колесом, колесом, чорногузе, колесом.

Но я вынужден был прервать свою песенку. В чем дело? Почему в наших аистов не получалось это замечательное осеннее круг? Почему молодые растерянно снуют в небе, а старые аисты возвращаются к гнезду?

Только теперь я заметил, что не все птенцы бросили гнездо. Одно из них сидело на месте и завистливо смотрели в небо. Вплоть заплясало на гнезде, когда к нему вернулись родители. Аистенок, видно, ждало завтрака. Но старые аисты не принесли с собой ничего. Они сели на гнезда и начали что-то рассказывать лелечаті. Клокотали на все село, все убеждали в чем-то ленивую ребенка. То вытягивали длинные шеи, то приходились клювами к лелечати. Наверное, говорили: «А достаточно-но тебе, ледарю, сидеть на гнезде, розпростуй свои крылышки, летімо с нами в небо».

И старые аисты действительно замахали крыльями, снялись с гнезда. Лелеча осталось на месте.

Сделав круг над нашим огородом, старые снова упали на гнездо. Опять что-то приказывали лелечаті. Оно сидело знічене, уже и кушать не просило у родителей. А те, помахав под носом у лелеченяти широкими крыльями, снова поднялись в воздух. Сокрушенное аистенок сидело в гнезде.

Тогда старые снова вернулись к нему. Теперь они уже клокотали сердито, недовольно. Но и то не помогло. Разгневанные родители бросили аистенок и быстро полетели в небо.

Долго они кружили в небе над селом, так высоко, были едва-едва заметны для глаза, а сокрушенное аистенок сидело неподвижно, уткнувшись носом в гнездо.

Где-то в обед принесла лелечиха малом скупой завтрак. Накормила, пожурила немного, просила лететь вместе, но быстро плюнула на все и полетела в луг.

Вечером аисты вернулись к гнезду. Сколько здесь было радости, сколько танцев, как они заливались на все село веселым клекотінням. И только одно аистенок сидело печальное, словно чужое на гнезде.

Так было и в последующие дни. Старые и молодые аисты вместе с солнцем улетали в луг, кружили высоко в небе, важно ходили по покосах, вылавливали прытких лягушек в зеленой отаві1. А меньше всего аистенок тосковал дома. Оно то садилось, то мы на длинные ноги, ходило по краю гнезда, пытливо поглядало вниз. Никак не могло решиться взлететь вверх.

Лелечиха не забывала своей упорной ребенка. Носила еду, подолгу уговаривала лететь вместе с ней. Лелеча виновато згинало шею, пыталась трясти крыльями и не отрывалось от своего гнезда.

Как-то утром аисты долго кружили в небе. Было их очень много. Видно, со всего села собрались в группы. Лелеча молча наблюдало за тем ровным, плавным полетом своих родственников и тосковал в одиночестве. Его в этот раз не забыли родители. Принесли еду, тщетно убеждали подняться на крылья. Лелеча не послухало родителей.

Тогда они взвились, быстро присоединились к тому плавного птичьего круга и, кружась, отплыли за село. Три дня прошло, а аисты не появились. Я понял - жди ненастной осени, а за ней и лихорадки-зимы.

1 Отава - трава отрастает на месте скошенной.

Одинокое лелеча сидели на гнезде. Оно было голодное и сокрушенное. Я уже не знал, что с ним и делать. Жалко было птице - погибнет с голода, упрямое.

И вот на четвертый день, в обед, на гнездо сразу упала уставшая старая лелечиха. Она, видно, издалека вернулась, но не забыла принести своей ленивой ребенку кушать. Лелеча жадно глитало еду, а лелечиха смотрела на него унылая, молчаливая.

Отдохнув немного, лелечиха начала уговаривать своего ребенка. Она нежно-нежно так клокотала, приходилась клювом к лелечати, пробовала даже спихнуть птенец из гнезда. Аистенок упорно не поднималось на крылья.

И тогда лелечиха покинула гнездо. Но она не двинулась вдогонку своих. До самого вечера носила лелечаті в гнездо еду. И ночевать с ним осталась. Прижалась к нему близко, всю холодную ночь грела своим материнским теплом.

А на рассвете с жалобным клекотом она снялась с гнезда и полетела на південь. ее звал тот далекий и загадочный край, который все зовут ирием. Аистенок осталось одно.

Ненадолго ему хватило той еды. Сидело голодное, настовбурчивши перья. Ждало маму. А она больше не прилетала.

И тогда я не выдержал. Полез на вяза, достал из гнезда упрямого птицы. Когда снес его на землю, мы увидели: и оно же каличка! Одно крылышко у него почему-то совсем засохло, совсем бессильно.

Живет теперь то аистенок в школе, в живом уголке. Мы его кормим и ухаживаем. Оно, видимо, очень довольно. Ждет весны.

А вместе с ним ждем весны и мы. Пусть только сойдут снега, пусть запоют жаворонки! Я сразу же сапоги с себя и полезу на того вяза. Посажу на гнездо лелечэня, а там и старые аисты вернутся! Вот будет радости, вот счастливая будет лелечиха! Разве не правда?

• Какими наблюдениями из жизни аистов поделился с тобой автор? Когда он рассказывает про аистов с восторгом, а когда - с тревогой?

• Какое горе постигло лелечу семью? Какие мысли и чувства вызвала у тебя рассказ об этом? Проследи, как менялось настроение в лелеченяти.

• Какой была лелечиха? Что тебя больше всего поразило в ее поведении?

• Прочитай, что рассказала про аистов Галина Демченко. Найди в тексте научные сведения об этих птицах.

 

АИСТЫ

 

(Сокращенно)

Какое счастье иметь сильные, крепкие крылья! Это хорошо почувствовал молодой Лелечич, когда впервые с родителями поднялся в осеннее небо и закружил белой тучки над рощами, человеческими жилищами, плавнями.

Раскинул он тогда на всю ширь свои крылья, словно хотел обнять весь мир, что открылся перед ним.

Синее небо закалило его для дальних путешествий и научило всего любить землю и тот уголок на старой иве, вдоль старого сада и белой хижины, где он вырос и возмужал.

Когда-то добрый человек положил на ту иву колесо. Сразу пара аистов змостила на нем гнездо и каждый год выводила детей. Хозяин веселой хаты вместе с ними встречал и провожал теплые дни.

Вот и сейчас он стоял среди двора с маленькой чернявой дочкой и, приложив ладонь к глазам, следил, как в лазури неба вели прощальный хоровод аисты.

- Улетают, - сказал отец дочери. - А там скоро и холодов выгляди...

Через несколько дней девочка вместе с папой шла вдоль берега реки...

Только перед ними вынырнула широкая зеленая луговина, девочка едва не вскрикнула от удивления. Никогда ей не приходилось видеть столько аистов вместе. Вся луговина одновременно забіліла, словно от снега.

Белые молчаливые птицы с черными каймами крыльев, на высоких красных ногах или ходили, или рылись длинными красными клювами в мокрой, болотной траве, стояли.

Это так каждый год, каждую осень, отовсюду собираются огромной стаей аисты.

Молодой Лелечич также был здесь. Он, как и все его сверстники, отличался от старших птиц только темным клювом и темными ногами, которые еще не успели зчервоніти.

Лелечич знал - все слетелись сюда, чтобы подготовиться к дальней поездке.

Они вместе пробудут некоторое время, пока привыкнут друг к другу, подружатся, а тогда старейший поведет их пожизненным путем на зимовку, на юг.

И солнечная погода внезапно изменилась. С севера подул резкий ветер. Серые холодные тучи затянули прозрачное небо. Ничего хорошего все это не предвещало.

Вожак забеспокоился. Он закружил над луговиною, приказывая всем подниматься на крылья.

Чтобы избежать навесной ливни, всей стаей решил подняться выше облаков, прорвать их, и первым ринулся вверх. Молодые аисты обессилели. А Лелечич совсем ослаб и начал отставать. Он никак не мог пробиться сквозь облака.

Тогда вожак, от зоркого глаза которого ничто не могло укрыться, всем приказал снижаться и повернул к селу.

Старые аисты бегали по прогалинах и часто-часто, как могли, махали без устали крыльями. Молодежь начала и себе повторять за ними. Все оживились. Перья подсохло, крылья отдохнули и звали лететь дальше.

А один сидел журний и невеселый.

Тогда старые птицы по очереди подбегали к нему, махали перед ним крыльями, приглашая делать так же.

Лелечич решился махнуть раз, потом второй. Кровь быстрее запульсировала, и приятное тепло разлилось по телу. Он замахал чаще. А еще через минуту бодро забегал вместе со всеми. «Я силен, я уже отдохнул! Видите, как машу быстро и ловко крыльями! Я готов лететь!» - все говорили его возбужденные и четкие движения.

Улетая, аисты еще раз попрощались с родной стороной, к которой непременно вернутся и принесут весеннее тепло, радость рощам и людям.

• Расскажи, как аисты собирались в дальнюю дорогу и какое бедствие постигло лелечу стаю. В чем проявилась забота и настоящая дружба между птицами?

• Подумай, что могло бы произойти с молодым аистом, если бы к нему отнеслись равнодушно.

• Сравните рассказы Юрия Збанацкого и Галины Демченко о аистах. Какой темой они объединены? Что общего и отличного в поведении птиц в этих произведениях?

• Поделитесь друг с другом впечатлениями от рассказа Юрия Збанацкого «Аисты».