Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература второй половины XX века

 

Павел Загребельный (1924-2009)

 

 

Наша проза немыслима без романов Павла Загребельного. Страшно и подумать, насколько бы она обеднела, если бы в ней не появилось того, что появилось из-под пера Загребельного.

(Александр Сизоненко)

 

Писательская судьба Павла Загребельного очень счастлива: с первых шагов в литературе к нему пришло признание читателя. С тех пор они и шли рядом - читатель и автор, - поддерживая друг в друге стремление открывать тайны жизни, углубляться в человеческие судьбы, в мир непростых отношений, страстей, эмоций. Эта взаимная любовь выдержала испытание десятилетиями, потому что мастер слова из года в год удивлял читателя оригинальными, непредсказуемыми, увлекательными произведениями. Писатель принадлежал к художественно - публицистической стилевого течения в украинской прозе XX века.

 

Мелодия жизни

 

Если и в самом деле жизнь каждого человека сопровождает своя мелодия, то у Павла Загребельного она лирико-драматическая, нередко с резким переходом от трагедийных нот к обнадеживающе - оптимистичных. Родился Павел Архипович Загребельный 25 августа 1924 года в селе Солошином на Полтавщине - в очаровательном уголке украинской земли, освященном красотой Днепра и величием украинской степи. И радость открытия красоты природы, привлекательного мира книги перечеркнул голодомор, унесший жизни миллионов украинских крестьян. Павел рос без матери, но всю жизнь помнил ее как пчелку-труженицу, да и сам всю жизнь неутомимо работал, помня о материнской нравственность, совісливість, честность.

Время надежд и ожиданий выпускника школы затмила еще одно страшное событие - война. Юный Загребельный стал курсантом артиллерийского училища, защищал от фашистов Киев, был ранен. Следующее ранение 1942 года закончилось для Павла Архиповича пленом и концлагерями. Об этом Загребельный впоследствии написал в повести «Дума о бессмертном» (1957). В пронизанном автобиографическими деталями произведении изображены патриотизм и героизм борцов против фашизма, которые погибли в концлагере, возвеличено их непокорность и самоотверженность.

Жизненной удачей стало то, что после освобождения в феврале 1945 года из немецкого концлагеря Загребельного не отправили, как сотни тысяч других, до сталинских лагерей. Работа в советской военной миссии в Западной Германии, филологический факультет (1946-1951) Днепропетровского университета - такая его дальнейшая судьба. Любовь к слову привела Загребельного сначала в журналистику, потом - в литературу. Журналистский талант Павла Архиповича наиболее ярко проявился в 1961-1963 годах, когда он возглавлял «Литературную газету» (ныне - «Литературная Украина»). Яркие дебюты шестидесятников, острые материалы на злободневные темы, успех газеты в читательской аудитории - это прежде всего заслуга ее редактора Загребельного, который на несколько лет сделал это издание трибуной свободной, нескутої мысли. Идеалом художника-эстета для Загребельного был Павел Тычина, образ которого он изобразил в повести «Кларнеты нежности», воспев пылкой любви молодого Тычины с рано погасшей Наташей из Добрянки.

1951 года Загребельный дебютировал рассказом «Тихий угол». Сборники рассказов «Степные цветы» (1955), «Учитель» (1957), «Новеллы морского побережья» (1958) показали умение увидеть в жизни характерно, метко обрисовать героя, подобрав лаконичные художественные детали.

Александр Сизоненко таким запомнил Павла Загребельного, когда познакомился с ним 1954 года как с заведующим отделом прозы в журнале «Отчизна»: «3а столом сидел интеллигент с тонкими чертами худощавого лица, в хорошем костюме, в белой рубашке с прихотливо завязанным модным галстуком». Это был европеец, который интересовался литературным процессом, верный друг и заботливый отец.

Новаторством был отмечен роман «День для грядущего», в котором Загребельный применил модерна форму центроподійного романа. События произведения уплотненные во времени: наратор - усезнавець рассказывает об одном дне героя: «Утро», «День», «Вечер» - так называются части книги. В целом речь идет об одном событии - заседание жюри в Институте жилья, на котором обсуждаются проекты относительно застройки будущего города. Рассказчик использует внешние и внутренние отступы, воспоминания героев, несобственное прямая речь, диалог со своей совестью, прибегает к попутных замечаний, рассказы про какие-то происшествия и случаи. Таким образом обрисовывается картина жизни с ее противоречиями и борьбой. Рассказчик ведет разговор с читателем, утверждая высокие нравственные критерии поведения человека.

Загребельный был новатором в исторических романах, которые принесли ему признание и славу. Писатель считал, что исторический роман должен ставить читателя один на один с миром и историей. Это открывает путь к будущему, а потому художник должен осмыслить бытие как историю, увидеть в прошлом вечное. По мнению Загребельного, сочиняя произведение на историческую тематику, автор должен придерживаться диалектического единства исторической и художественной правды, которая соотносится с исторической правдой, но не является слепой копией. В моделировании исторической действительности важную роль играет художественный домысел писателя: обрисованная им картина - это плод его воображения, присущая только искусству форма воспроизведения и изображения жизни в сюжетах, которые не являются аналогом действительности, а ее видением. Воссозданные воображением человеческие фигуры, события приобретают художественного обобщения, становятся характерными и правдоподобными. Прозаик признавался, что, создавая исторический роман, он выхватывал из тьмы забвения отдельные слова, жесты, черты лица, образы людей или только их тени, все это осуществляя в мысленном споре с вечностью, доказывая нетленность человеческого духа.

Значительным событием в литературной жизни Украины было появление исторических романов Павла Загребельного «Диво», «Первомост», «Смерть в Киеве», «Евпраксия», «Тысячелетний Николай», в которых изображены Киевскую Русь как мощное государство. Давние времена романист воспринимал сквозь призму современности, изображал исторических лиц и вымышленных персонажей, подразумеваемых творческим воображением простых людей, которые становились творцами своего государства. Романист прибегал к различным розповідних форм: в «Чуде» - это наратор-усезнавець, в «Я, Богдан» - першоособовий рассказчик, то есть гетман Богдан Хмельницкий, сквозь мировосприятие которого изображены сложные условия борьбы за независимость Украины. В романе «Роксолана» автор мастерски оперирует наратором - медиумом, проникает во внутренний мир персонажей, применяя внешнюю и внутреннюю фокалізацію. Это дало прозаику возможность многоаспектный обрисовать Османскую империю и героев романа.

В 1979-1986 годах Павел Архипович руководил Союзом писателей Украины. Остаток жизни посвятил работе на ниве изящной словесности. Умер Загребельный 3 февраля 2009 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.