Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

МИР ПРОЗЫ

 

Рассказы

ЕВГЕНИЙ ГУЦАЛО

 

Евгений Гуцало говорил: «Кажется, я писал всегда». Это было естественным состоянием его души. Он жил в слове и словом...

От начала своего творчества Гуцало писал о детях, о неповторимый, удивительный мир, в котором живет маленький человек.

Евгений Гуцало - писатель необычайного таланта и недюжинной работоспособности. Для детей художник создал книги «Олень Август», «Пролетели кони», «Из ореха зернышко», «Дениска», «Зеленые листочки с ирия», «Саййора», «Желтый гостинец», «В гости к белому миру», «Певучая колыбель из ивняка», «Без дороги ходит дождь», «Дети Чернобыля».

• Читая отрывок из рассказа Евгения Гуцало, обрати внимание на особенности языка произведения.

1 Мачта - высокий столб на судне для установки парусов, подъема флага.

 

ПРЕЛЮДІЯ1 ВЕСНЫ

 

(Отрывок)

В тот февральский день, находясь под магическим воздействием загадок, мне хотелось разговаривать с природой именно их образным языком, полным таинственной красоты. Задрав голову к солнцу, наслаждались над селом, я сказал ему: «Ты - золотая ива, стоишь посреди села, распустила ветки на целое Подолье!» Подставляя пригоршни под солнечные лучи, словно пытаясь спрятать для себя навсегда дещицю2 их сияния, я сказал им: «Ой вы же золотые плети из-за леса и из-за первобытного леса!»

Идя над скрижанілою речушкой в заметенных берегах, я мысленно обращался к ней: «Пока будешь лежать в старой постели и в новом наряде? Сбрасывай с себя наряды, что из воды родится, воды боится. Вспомни, ты же река, и не гоже, чтобы твою воду в решете носили! Пора тебе уже просыпаться скоро, крутиться гадюкой, чтобы никто не переступил, пора как день, так и ночь бежать без колес, без ног, пора цвести без семян, пусть опять тебя в решете не носят!»

Петух стоял на пороге в хлеву, стріпував крыльями, словно порывался лететь более мерцающим сиянием снегов. Я остановился на улице, глядя на золотисто-рыжего петуха.

«Эй, ты! - говорил ему мысленно. - Уже зовешь весну?» Петух, черкнув острыми крыльями красные шпори3 на лапах, спел-затрубил, выпячивая грудь.

«Ага, голубчик, больше всех кричишь, а меньше всех делаешь», - сказал я укоризненно вслух, потому что находился в хорошем и игривом настроении, то почему не поговорить с птицей.

1 Прелюдия - здесь: то, что предшествует главному.

2 Часть - здесь: немного.

3 Шпора - здесь: роговой заостренный нарост на лапах у некоторых птиц, что является средством защиты или нападения.

Петух запел на пороге хлева еще яростнее, и скоро ему ответили по соседству.

Я смеялся над ним: «Рад, что из белого камня родился, рад, что на голове красный венец, что от крика земля дрожит?»

Каркнула ворона в вершинах ясеня, я спросил у нее: «Когда уже будешь сито, не руками свитое?»

Перегнувшись через цямрини1, женщина набирала воду из колодца цинковым ведром: лиз карасик через перелазик и в воду - плюсь!.. Темная вода покачивалась в ведрах, когда женщина шла через белую дорогу: две собаки замочили ноги, воды напились и домой подались.

1 Цямрина - верхняя часть колодезного сруба, составленная из деревянных бревен.

Так я ходил по селу, так разговаривал с белым светом, и белый свет понимал, потому, наверное, такая речь найприступниша для него. Уже сизо вечерело в садах, уже вот-вот за лесом, за пралісом имели повиснуть золотые клубки, то есть - сойти зари. Уже скоро в бабьей хижине имела повиснуть хлеба країна1, чтобы собаки лаяли и не могли достать, - то есть должен был сойти месяц за селом.

Прелюдия весны вичаровувала острую красоту загадочной природы, улыбалась тайнами.

• Чем особый прочитанное тобой произведение?

• Найди в тексте загадки. Объясни их.

• Что художник изобразил на рисунке? Какие еще рисунки можно предложить к рассказу Евгения Гуцало?

• Просмотрите прочитанное рассказ Евгения Гуцала. Определите тему произведения.

• Согласны ли вы с мнением, что писатель умеет наблюдать за природой, описывать ее? Докажите свой ответ примерами из текста.