Украинская литература второй половины XX века
Олесь Гончар (1918-1995)
«Железный остров» из романа «Тронка»
Прославленный роман « Тронка» построен как степное мозаичное панно из разных новелл. Это произведение органично соединил страсть Гончара-публициста и его поэтический талант. После публикации романа появилось около сотни статей и рецензий. Павел Тычина откликнулся на «Тронку» так: «Каким светлым, каким багатонадійним и радостным чувством душа моя звенела, когда я «Тронку» перечитывал». Дмитрий Павлычко отметил в статье «Книга времени»: «Так широко, правдиво и поэтично, как Олесь Гончар, у нас еще мало кто решался осмыслить вторую половину двадцатого века». Этот роман повысил художественный уровень украинской прозы, наполнил ее современными проблемами, открыл возможность свободного полета фантазии преемникам Гончара.
Тронка - небольшой колокольчик на шее у овцы, чтобы та не заблудилась, а вместе с тем и красноречивый символ, воплощающий идею коренного связи каждого человека с родным краем, а также торжества жизни над смертью. Роман в новеллах «Тронка», написанный в 1962 году и опубликован в следующем, сначала имел название «Полигон», что отчетливо акцентировала на бешеном вооружении СССР и противоположного лагеря государств, которое угрожало всему миру новой войной. И впоследствии Олесь Гончар назвал свое произведение «Тронкой», чтобы тоненьким голосом степного колокольчика - тронки проговаривать до души и сердца молодого поколения, отрицая тезис о «второстепенности», «провинциальность» всего украинского. В то же время название символичное. Тронка - это голос украинского степи, голос жизни поэтического образа Украины.
Писателя интересовало, с каким моральным и духовным багажом стоит человек на пороге третьего тысячелетия, не растеряла она чего-то крайне важного на жизненной дороге, какова судьба планеты, что начинает задыхаться от дымов промышленных гигантов и находится в постоянном страхе перед экологической или ядерной угрозой. Художник размышляет, стремительные скорости новейшей эпохи приближают человека к счастью.
В романе «Тронка» Олесь Гончар стремился художественно постичь найживотрепетніші вопросы современности, ее сложные проблемы и впечатляющие контрасты. Замысел писателя заключался в том, чтобы показать жизнь конкретного человека в тесных связях с бытием планеты, а планетарные проблемы спроецировать на индивида. Такой масштабный взгляд требовал особой формы, и писатель избрал жанр романа в новеллах, искусно разработанный Юрием Яновским в «Всадниках». Как вы помните, каждый раздел в этом романе является самостоятельной новеллой.
Люди, изображенные в «Тронці», не имеют каких-либо уникальных способностей, не делают ничего необычного, выполняют будничную сельский труд. На первый взгляд, в «Тронці» отсутствует сквозной сюжет, нет единой сюжетной линии, которая последовательно развивается. Двенадцать новелл «Тронки» - это двенадцать завершенных историй, объединенных авторским замыслом, а также общими героями. Такой принцип художественного построения «Тронки» был обусловлен тем, что писатель стремился создать портретную галерею характеров, близких по жизненным опытом, но оригинальных, неповторимых, наделенных богатством души, мысли, чувств. Любя и художественно утверждая романтическое, героическое, высокое, Гончар не идеализирует действительности. В новеллах «Азбука Морзе» и «Железный остров» действуют одни и те же герои - Тоня и Виталик. Другие новеллы выстраивают костяк отдельной сюжетной линии, ее узловые моменты.
Дед Горпищенко - простой чабан, хлебороб. Не учился в университетах, ни в каких странах не бывал. Но мыслит он широко, думает о судьбе всего мира, выражается языком поэтическим, образным, мудрой. До сына-летчика обращается так: «Я оттуда, где пешком ходили. Где на волах ездили. На лошадях носились. Ветер! Птица! - то было быстрее. А ты вот теперь в сталь загорнешся - и в небо, как снаряд, зблиснеш, как ракета, - и тебя уже нет». Горпищенка привлекают крае неизвестные, ему хочется узнать, как люди далекие живут, что происходит на планете.
Фигура Лукии Назарівни Обильной, председателя рабкома совхоза, освещенная романтическим светом. Эта женщина отличается вспыльчивым характером, бескомпромиссным отношением к людям, верой в то, что жизнь, которую она страстно утверждает, может и должно быть совершенным, способным давать человеку радость счастья. И директор совхоза Пахом Хрисантович тоже из людей, которые полностью отдаются работе, подсознательно погружаются в нее, не замечая жизненных прелестей. Писатель спрашивает сам себя и читателей: может, в этом и есть счастье - в творческом напряжении, ожесточенной борьбе за свои идеи, когда жизнь открывается человеку в своих наиболее существенных связях и проявлениях?
Полноту жизни испытывают не только постарше, но и совсем юные герои новеллы «Железный остров» - Виталик и Тоня. Они не знают покоя, ищут в мире что-то свое, сокровенное, не увиденное и не познанное ніким. их искренняя любовь не угасает, несмотря на разные взгляды, предпочтения, характеры Тони и Виталика, осуждение их отношений знакомыми. В каждом поступке влюбленной пары - романтика. Ведь молодой человек - как парус, ей непременно нужны простор и ветер. Капитан Дорошенко, который много видел, узнал и пережил, пришел к выводу о назначении человека в быстроменяющемся мире: «Все, собственно, так просто, стоит только осознать, что живешь один раз, жизнь - это тот рейс, который не повторяется, и что его надо провести достойно...».
Людьми от земли, носителями народной мудрости и упорства в романе выступают чабан Горпищенко и бульдозерист Брага. А рядом с ними подстерегает мир на земле начальник полигона Уралов, через чье сердце проходят тревоги нашей эпохи. На полигоне погибает его ребенок, не выдержав боевой атмосферы с вечным грохотом и взрывами. Глубокий подтекст имеют драматические события, которые разворачиваются
Наталья Муравская. Бирюзовый прибой. 2005
на «железном острове», куда Виталик и Тоня заплыли от безделья, не зная, что станут мишенью для бомбардировки. И сидят они на нем, «в ожидании ночного удара, молчаливо зіщулені, как последние дети земли, словно сироты человечества». В новелле «Железный остров» автор акцентирует на сообразительности юноши, его ответственности за себя и свою возлюбленную. Благополучная развязка убеждает читателей, что эта юная пара - счастливчики судьбы.
Общая концепция романа глубоко оптимистична. На страже всего живого, светлого и радостного стоят высокодуховные герои «Тронки», и не случайно старый Горпищенко говорит своему сыну, летчику реактивной авиации, которому «ничто так не пахнет, как наша степь», наставляет: «Ты - летай».
Новеллистический роман - сложная и интересная жанровая форма. Именно в таком романе реализуются отдельные жизненные картины, полнокровно выписываются характеры, а из многих сюжетов, образов, деталей складывается широкая панорама целой эпохи. Олесь Гончар - мастер пейзажных картин. Его пейзажи поражают психологической настроєвістю, яркой метафоричністю. Гончар довольно часто подает пейзажные картины в динамике и контрасте. Как правило, они подчинены раскрытию душевных переживаний героев.
Часто используемые в языке классиков литературы народно эпитеты, художественные образы, которые воплощают героику народа, не утратили своего значения и поэтичности и в новейшей литературе. Они отличаются краткостью, яркостью, глубиной содержания. Лирический и одновременно эпически возвышенный образ родной земли создан в романе «Тронка»: «Родная седая земля чабанская»; «Высокая могила курган... нетронутая, в седых полинах», «Когда сбежать на эту могилу, на самую вершину этого покрытого седыми травами глобуса, то отсюда видно далеко». Совсем не случайно здесь повторение прилагательного седой, в котором заложен двойной смысл - хронологический и колористический. Скупыми и точными красками писатель изображает торжественную, билинну красоту древнего украинского степи. Олесь Гончар чрезвычайно экономно, с предельной точностью употреблял прилагательные со значением цвета. Бросается в глаза его особая приверженность к прилагательного седой не только в прямом, но и в метафорическом значении. Это слово используется и в описаниях торжественных, возвышенных, для описания необычных явлений. «Седой, съеденный временем камень, грубая работа, следы истертой вековыми ветрами улыбки» (описание каменной бабы), «седая железная гора (крейсер) маревіє среди моря». Зато слово серый передает обыденность, обыкновенность: «обыденно-серые глаза Виталика»; «ситцевая, серая от пыли рубашка и латаные штаны, сандалии на босу ногу... Ничто не тяготит его (старого чабана) будничную осадкувату фигура». Рисуя портрет Яцубы, человека сухой, жестокой, писатель до серого еще добавил металла и тем самым достиг индивидуализации внешнего вида этого несимпатичного мужчину, а также передал определенные черты его характера: «Лицо аскета, вытянутое, закостеніле. Председатель їжачиться стально - серой сединой». Серый даже пес, который охраняет Яцубин дом. Выбор того или иного слова, его стилистическую окраску в тексте зависят не только от содержания, идейной направленности произведения, художественных задач, поставленных писателем, его индивидуальных возможностей и предпочтений, но и от общих языковых тенденций.
Современники Олеся Гончара, которые постоянно находились в силовом поле его слова, с особой глубиной чувствовали роль художника в развитии литературы. Сейчас все четче определяется значение творчества Гончара: его вклад в формирование галереи характеров, способных взять на себя ответственность за мир, в обогащение философского потенциала литературы, в шлифовка языка, расширение стилевых возможностей прозы, актуализацию новых жанровых форм романа (прежде всего романа-поэмы, романа в новеллах).