Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература второй половины XX века

 

Олесь Гончар (1918-1995)

 

Новелістика Олеся Гончара

 

В течение всей жизни художник обращался к «малых» форм прозы - новелл и рассказов, ставя их на один философско - эстетический ступень с повестями и романами. Новелістика Гончара - высокохудожественная и тематически разнообразна. Тему войны и переживаний за будущее человечества воплощен в новеллах «Модры Камень» (1946), «Весна за Моравой» (1947), «За миг счастья» (1964), «Из тех ночей» (1974), «Плацдарм» (1985) и многих других. Олесь Гончар - мастер повествования о духовное обновление героя, его искания смысла жизни.

Сквозной в творчестве Гончара является тема войны, раскрытие которой происходит вслед за всенародной трагедией (новеллы «Модры Камень»; «Весна за Моравой»; «Илонка», «Горы поют»; «За миг счастья»). В этих произведениях активно использовано «батальная» пейзаж, применен прием противопоставления «родной» и «чужой» природы. Прослеживается превращение «мирных» пейзажей «батальные» сцены, персонификация и психологизирование образов природы: «Mopaвa ласково плескалась в берега. Деревья дремали на солнце. Белые домики смеялись до весеннего солнца, старшина вспоминал землянки на Родине, выкопанные на пожарищах. Целые села там перешли жить под землю». Есть в новеллах писателя и пейзажи-воспоминания, в которых мало характерных деталей, потому что вместо них автор создает лишь общее впечатление: «...далеки Рудные горы везде идут за мной, ближе с каждым днем, все шире разворачиваясь в своей трагической очарования. Вижу уже их не забиты снегом, а зеленые, темные, согретые весенним солнцем, когда полонины, как синие озера зацветают тем первым цветом весны, что зовется - нібовий ключ». Пейзаж и сюжет произведения взаимосвязаны: образы природы влияют на освещение событий, их ход и развитие, и наоборот, ход событий влияет на особенности восприятия героями картин природы. Художник обогатил художественную литературу образами украинской природы, да и не только украинской. Все пейзажи у Гончара оригинальные,

неповторимые, а часто в его новеллах наблюдаем своеобразный пейзажная живопись.

По-особому тепло, нежно, трепетно, солнечно Олесь Гончар писал о любви. Чрезвычайно впечатляет новелла «За миг счастья» (1964). В произведении изображены большой любви между Сашей Диденко и Ларисой, которое вспыхнуло внезапно. Восхищает благородство Саши, который заступается за любимого, наказывая за грубость, грубость и цинизм ее мужа. Военный трибунал приговорил Диденко к смерти, ведь он вмешался в чужую семью в чужой стране, через свои безудержные желания вызвал конфликт между советскими солдатами и населением освобожденных территорий. С одной стороны, это было недопустимо как с моральной, так и с политической точки зрения. С другой, наказывать за любовь - тоже преступление. Уже в названии новеллы «За миг счастья» опоетизовано миг «мечтаний поднебесных», ожидание любви, нуртуючу страсть молодого солдата, которого хмелить радость победы, счастье от осознания того, что остался живым, а значит, будет и возлюбленным. «Хмель солнца» и «хмель любви» слились в «миг счастья», за которую заплачено самым дорогим - жизнью. Эмоциональный темпоритм повествования настолько высок, что все перипетии сюжета, детали природы, описания однополчан-разведчиков, следователя из трибунала стремительно движутся к завершающей момент расстрела бойца: «небо... хмелить парня», «хмель солнца», «горящее лето» и «живое пламя», что опалило его, обняло, ослепило вечер с фантастикой музыки, красоты и мечтаний поднебесных, а любовь Ларисы «появилась, словно с неба».

Хоть в конце новеллы звучит фраза: «Случилось, что должно было произойти», все же всем повествованием автор утверждает другое: так не должно произойти, ведь история душевного взлета Диденко и Ларисы проникнута таким искренним восторгом, такой верой героя в «чудо», что и читатель, настраиваясь на высокую волну восприятия любви, «что делает человека смелым, изобретательным и отважным», тоже верит в благополучную развязку. Поражает сама утвердительно-возвышенная тональность повествования о прекрасной мгновение остановилась в неистовстве страсти. Резкий поворот тональности в финале - роковая обреченность, отчаяние от невозможности предотвратить беду, нужен автору для того, чтобы заставить читателя вздрогнуть, пережить потрясение от напряжения над законами бытия: Бог дает человеку жизнь, любовь, гармонию, а не ненависть, злобу, дисгармонию - насильственную смерть. И эту последнюю минуту Диденко воспринимает достойно, по-юношески романтично, потому что была в его жизни миг другая - счастливая. Писатель философски осмысливает миг как бесконечность бытия, как взлет, порыв, устремление человеческой души к прекрасному, как сфокусированность всей сущности человека и как смысл всей предыдущей жизни, и как своеобразный взрыв национального менталитета.

Олесь Гончар думал о будущем. Война кончилась, впереди демобилизация, возвращение домой, там начнется новая жизнь, в котором люди, что встретились со смертью, будут более гуманные, более благородные, добрые и прежде всего счастливы, потому что научились ценить каждое мгновение жизни. Произведение провозглашает право человека на счастье, хоть и кратковременное. Возможно, человек и живет на земле ради этого прекрасного мгновения, хоть и часто платит очень высокую цену.

Павел Загребельнийу анализируя прозу Олеся Гончара, отмечал: «В основе настоящего творчества всегда лежала воображение. И чье-то привлекательнее человеческое воображение! Жизнь дает материал, дает средства, дает краски, а уже художник выстраивает из этого свой художественный мир, свой космос, свой универсум, и чем он более просторный, чем прекраснее, чем самый правдивый, тем больше мы верим художнику и охотнее идем за ним». Новелла является плодом творческой фантазии писателя. Олесь Гончар создает перед нашим внутренним взором картины, которые заставляют задуматься над судьбой не только героев произведения, но и собственной. Художник применяет выразительные средства художественного выражения: самоанализ героя, внутренний и внешний монологи, поток сознания, синтез эпической и лирической драматической рассказы.