Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература второй половины XX века

 

 

Олесь Гончар (1918-1995)

 

Он никогда ничего не хотел для себя.

Был красивый и гордый в юности и в высокие свои лета.

(Дмитрий Белоус)

 

Талант рождается из великой любви к родному краю, пылкого стремления помочь народу выстоять в тяжелые времена, а в самые счастливые - расцвести. К таким людям относится Олесь Гончар - всемирно известный писатель и общественный деятель, патриарх украинской литературы, блестящий мастер слова. Он написал знаковые для своей эпохи произведения: романтическую трилогию «Знаменосцы», роман о сталинских репрессиях и трагические первые дни Великой Отечественной войны «Человек и оружие», смелый проблемно-философский роман «Собор», захватывающий роман в новеллах о молодых «Тронка». Обращаясь к молодежи, Олесь Гончар писал: «Кто помнит о прошлом, кто любит и бережет природу, тот сумеет лучше оценить сегодняшнее, более осмысленно трудиться во имя грядущего».

 

«Он норма сам, он сам в своем стиле» (Иван Драч)

 

Олесь Терентьевич Гончар родился 3 апреля 1918 года в селе Слобода Суха на Полтавщине, откуда была родом его мать. Однако старшая сестра Александра Терентьевна свидетельствует, что местом рождения писателя есть окраина Днепропетровска - рабочий поселок Ломівка, родной для их отца. Через три года после окончания Первой мировой войны Его мама умерла, надірвавшись на строительстве новой избы, и парень в 1921 году переехал к дедушке и бабушке. Именно здесь Саша получил известное мировые фамилия Гончар (кстати, дедово, до тех пор именовался родительским - Биличенко). Рос Олесь в атмосфере любви, имел пространство для любования родными пейзажами, для первых путешествий в «страну Правды». Его характер формировался под влиянием бабушки Ефросинии Євстихіївни - «родного человека, что была для меня как образ самого народа». Вечерами бабушка и тети любили слушать, как Олесь читал «Кобзарь»Шевченко, у них часто собирался для репетиции церковный хор, и мальчик видел «просветленные, одухотворенные человеческие лица». Дедушка и бабушка воспринимались им как ангелы-хранители.

Еще школьником Олесь Гончар начал писать стихи и рассказы и некоторые из них напечатал в газетах «На смену» (теперь «Звезда») и журнале «Пионерия». После окончания в 1933 году Бреусивськои семилетней школы юноша работал в Козельщинской районной газете «Развернутым фронтом». Литературный талант парня заметили, а в 1934 году его направили на учебу в Харьковский техникум журналистики. Годы обучения, литературная и культурная жизнь большого города много дали любознательному юноше. Олесь не только учился, но и подрабатывал на заводах, чаще всего на тракторном. Окончив в 1937 году техникум, Олесь Гончар получил назначение в Харьковскую областную газету «Ленинская смена». Много работал, писал рассказы и стихи. Здесь и увидели свет восемнадцать ранних рассказов художника.

В 1938 году Гончар стал студентом филологического факультета Харьковского университета. Он погрузился в студенческую жизнь: овладевал бесценными богатствами родной и мировой литературы, изучал языки, писал новые произведения. Его рассказ «Орля» и повесть «Стокозовое поле» весной 1941 года были отмечены премией на областном конкурсе.

В студенческие годы Гончар искренне любил Люсю Грапчеву, и она отвечала ему взаимностью. Если бы не война, возможно, все закончилось бы студенческой свадьбой. Но Олесь ушел добровольцем на фронт, а Люся осталась в тылу. Любимая девушка впоследствии стала прототипом лучших героинь Гончара - Шуры Ясногорской из «Знаменосцев» и Тани Криворучко из «Человека и оружия». Весть о войне застала молодого писателя в библиотечном читальном зале: «Одним ударом были строщені все наши студенческие, по-юношески светлые мечты, надежды... После двухнедельного обучения в чугуевских лагерях под Харьковом наш студенческий батальон направили на Днепр в район Белой Церкви, где в это время шли жестокие бои», - вспоминал в «Писательских размышлениях» Олесь Гончар.

За три месяца боев с 3200 человек студбата осталось только 37. Потрясенный потерями, Олесь Терентьевич дал клятву перед памятью своих однокурсников: «Если останусь жив, расскажу о вас». Боли ему добавило и известие о том, что в июле 1941 года умер от старых ран отец.

Начав войну студентом, Гончар быстро стал сержантом гвардейского подразделения, а впоследствии и командиром расчета батальонного миномета, старшиной минометной батареи. Первое ранение он получил на берегах реки Рось. Когда Гончара эвакуировали в полевой госпиталь близ Новомосковска, среди зловещей ночи перед ним величественно предстал старинный казацкий собор, который казался монументальным противопоставлением ужасом войны. Это видение позже и стало толчком к написанию романа «Собор», о котором заговорил весь мир.

Во второй раз юношу серьезно ранили где-то между Харьковом и Полтавой зимой 1942 года и отправили в глубокий тыл - в госпиталь вплоть до Красноярска. После лечения Гончар вернулся на фронт, где его ждал трудный маршрут через Румынию, Трансильванские Альпы в Венгрию. В минуты затишья на бумагу ложились пылкие поэтические строки сержанта-мінометника: «А я напишу - Украине!/ Солнцу ее и степям.../ Седым, как упоминания, могилам,/ Что тонут в дымке голубой,/ Путям, окутаним пылью, /Которыми шли на бой». Стихи привлекли внимание, и Олесю предложили перейти в редакцию дивизионной газеты. Однако он считал, что его место в окопах, на переднем крае, поэтому остался с боевыми побратимами до последнего дня войны, встретив победу в Праге. Во время войны Гончар пытался поддерживать листовний связь с сестрой Шурой. Когда летом 1942 года он попал в фашистский плен, то из концлагеря под Харьковом бросил из-за колючей проволоки записку, адресованную сестре. Описывая эти события в последнем произведении «Невыдуманная история жизни», Олесь Терентьевич с глубоким чувством отмечал солидарность народа в беде, ведь и записка, с помощью «народной почты» таки нашла адресатку.

Чувства благодарности и долга перед Божьим Провидением, которое сохранило его среди хаоса войны, заставило художника коснуться запретной темы «разрушенных соборов». Это чувство писатель пронес всю жизнь, а за девятнадцать дней до смерти написал в «Невигаданій новелле жизни»: «Освободила меня Божья Мать. Только Она сделала так, что я не попал на шахты в Бельгию или в печи Бухенвальда, я угадал стать в колонну тех, кого эшелонами отправляли в другой лагерь, а именно в Полтаву, а оттуда на жнив'яні работы в совхоз, что рядом с моим родным Сухой. Итак, спасибо Тебе, Божья Мать, наша заступнице... Мы живы...»

Послевоенные годы - это обучение Олеся Терентьевича в Днепропетровском университете и плодотворный профессиональный труд на ниве писательства. Его «Знаменосцы» отправились к миллионам читателей многих стран (появились десятки изданий на разных языках), увидели свет романы «Таврия» (1952) и «Перекоп» (1957). Художника наградили высокими государственными премиями: за роман «Человек и оружие» (I960) - Шевченковской, за «Тронку» (1963) - Ленинской, ведь его произведения действительно поражали высокой художественностью. Кажется, писатель получил все: признание, славу, высокое общественное положение, оставалось только покориться системе и афишировать верноподданности власти. Однако в 1968 году Гончар опубликовал роман «Собор», резко раскритикован с идеологической стороны. Именно в этом произведении художник предстал наиболее откровенным, искренним, честным со своим народом. За «Собор» он получил клеймо «очернителя советского строя». И, несмотря на все, художник неутомимо работал. В романе «Циклон» (1970) Гончар открыл читателю еще одну не самую страшную страницу войны: страдания советских воинов в немецких концлагерях. К проблемам воспитания трудных подростков обращался художник в повести «Бригантина» (1973). В 1976 году появился роман «Берег любви» - произведение о новейшей Марусю Чурай, выпускницу медучилища Инну Ягнич, которая, стремясь к гармонии, пытается облагородить мир, борется со злом, но и сама страдает от несовершенства мира. В 1980 году вышел своеобразный роман-завещание «Твоя заря». Герой произведения Кирилл Заболотный - волевой дипломат, знаток йоги, теннисист высокого класса, в годы войны «Летающий барс» - с особой остротой замечает деградацию общества. Экологические беды, змізерніння человека, неумение замечать прекрасное, нежелание творить мир, в котором торжествуют красота, благородство чувств, рыцарское отношение к женщине, - все тревожит его. Особенно беспокоит Заболотного проблема потери совести, ведь без нее начнется полная деградация человека: «На почетном месте тогда, вместо Мадонны, ставлю набитый стейками холодильник... И если ты упал - я через тебя переступлю. Пойду дальше, и ни один мой нерв не дрогнет! Будешь орать - не услышу. Не обернусь».

 

Олесь Гончар в кабинете. Фото. 1968

 

Выбрав литературную стезю,Гончар отправился в далекое путешествие - навстречу мечте. Это путешествие, которое он сам, готовя свой последний роман, называл путешествием к Мадонне, длилась более полувека. За это время ни рай земной, ни обещанный коммунизм так и не наступили. Не исчезли ни цензура, ни идеологическое прокрустово ложе. И Гончар, увенчанный многими высокими наградами, время от времени говорил жене: «Вот бы мне писать на полную катушку!» При жизни писателя, как известно, его главным «брендом» считались «Знаменосцы». Этот роман, по определению Ивана Драча, «был утверждением украинства в Великой Отечественной войне», к тому же произведение во многом внедрил новый взгляд на войну как испытание не просто человека, а человечности, что может выстоять в лихолетье, только активизировав тончайшие, найособистісніші струны души. Однако в дневнике Гончара есть такая запись: «Сечевик завещал класть в могилу - под голову - седло казацкое... А что я завещал бы? Мне положить под голову три книги: «Тронку», «Собор» и «Зарю». Это записано в январе 1982 года.

Свое 70-летие Олесь Гончар встретил достойно, как человек, выстояла в борьбе с бесчеловечной системой. Рос международный авторитет. Казалось, время подводить итоги. Однако писатель, несмотря на болезнь, включается в борьбу за украинскую государственность, выступает с гостропроблемними статьями, поддерживает студентов (среди них - и свою внучку) во время их противостояния власти - многодневного голодания на Крещатике мрачной осени 1990 года. В следующем году появилась публицистическая книга размышлений о украинское возрождение «Чем живем». В ней, как и в портретных очерках из рубрики «О тех, которые не гаснут», сборниках «О нашем писательстве», «Писательские размышления», многочисленных публикациях в периодике, Олесь Терентьевич творил свой альтернативный учебник истории литературы и литературоведения, интересный новаторскими исканиями и нетрадиционным сопоставлением произведений национальных и западноевропейских писателей. «В искусстве часто приходится как раз идти против опыта, против канонов, от которых плодится шаблон», - писал поэт в письме к Василию Фащенко.

Исследователи отмечают, что в произведениях Гончара доминируют мяса (сияние, тонкая энергетика добра) и чистота, называют его одним из найсвітлоносніших писателей нашей эпохи. В то же время Гончар не обходил тем социального зла, сложных проблем своей эпохи. Прозу Гончара относят к «поэтического реализма». Основными признаками его индивидуального стиля является органическое сочетание реализма с романтическим видением мира, философское углубление в самые сложные проблемы бытия, лиричность образов и повествования, постоянные поиски положительного идеала, оригинальность художественного мышления. Особенности мировоззрения писателя нашли проявление в языке его произведений, в частности в функционировании слов-символов, индивидуально-авторском словотворенні, перифразах. В 1993 году Международный биографический центр в Кембридже признал Олеся Терентьевича «Всемирным интеллектуалом 1992-1993 годов».

Непререкаемый авторитет Олеся Гончара определил его место на вершине украинского общества. У него была репутация не просто великого писателя, но и порядочного, не от запачканной «негативом» человека, способного ради Украины на выдающийся поступок. Олеся Гончара воспринимали как духовного лидера украинцев, как совесть нации. 14 июля 1995 года Олесь Гончар умер. Похороны художника состоялся по народному обычаю. Капелла «Думка» пела молитву. Скорбно звучали хоры Артема Веделя и Дмитрия Бортнянского, рвала душу песня «Слышишь, брат мой», которую исполнил Дмитрий Гнатюк. В почетную стражу становились не только писатели и ученые, но и журналисты, учителя, артисты, врачи, рабочие... Торжественное захоронение на Байковом кладбище стало искренним проявлением глубокого уважения к человеку, который сознательно избрала тернистый путь служения народу и до конца честно прошла его. В 2005 году Олесю Гончару присвоили звание Герой Украины.

Словарная работа.

1. Расширьте свои знания о индивидуальный стиль писателя.

Индивидуальный стиль писателя - единство творческих особенностей автора, его идей, тем, характеров, сюжетов, языка. Предопределяется стиль талантом, жизненным опытом, мировоззрением, общей культурой, характером, вкусами, эстетическими идеалами художника, ориентацией на определенные литературные направления. Стиль - явление целостное. По выражению академика Виктора Жирмунського, понятие стиля означает не только фактическое сосуществование различных приемов, а внутреннюю взаимную их обусловленность, органическую или систематическую связь, существующую между отдельными приемами». И хотя стиль связан с категорией художественной формы, с оригинальным использованием определенных художественных приемов и средств, необходимо усматривать в стиле также и связь с содержанием произведения, с его идеей, проблематикой.

Индивидуальный стиль - явление неповторимое, как и мировоззрение отдельной личности. Исследуя стиль писателя, нужно проанализировать содержание и форму его произведений, а также сравнить с творчеством предшественников и современников. Неповторимость художника заключается в отличном от других видении мира, воплощенном в образах языковыми средствами. Писатель, конечно, руководствуется не только собственным, но и общечеловеческим опытом и постулатами предыдущих поколений. Стиль является свидетельством художественного таланта автора. Недаром великий Гете считал, что не все писатели имеют оригинальный стиль, ведь стиль является наивысшей степенью художественного совершенства, которого достигают лишь отдельные мастера. Выдающиеся писатели всегда уделяют огромное внимание своему стилю, работе над ним. «Все, что у меня есть, - это мой стиль», - говорил Нобелевский лауреат, блестящий стилист Владимир Набоков.

Благодаря стилю художник творчески воспроизводит или превращает, художественно обрабатывает жизненный материал. Общие темы, проблемы, события приобретают в индивидуальном стиле писателя художественной неповторимости. Стиль, стилос, то есть перо является, по выражению Франца Кафки, не просто «инструментом», но «органом писателя». Джонатан Свифт метко заметил, что стиль - это собственно слова на собственном месте.