И семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ
ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Урок 50. ИТОГОВЫЙ УРОК. ЗАДАЧА ИЗ ЯЩИКА ПОЭЗИИ
Цель: обобщить знания учащихся по прочитанным разделом; совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения; развивать творческие способности учащихся, умение высказывать оценочные суждения; воспитывать любовь к родному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Сидел воробей на сосне,
Уснул и упал во сне.
Если бы не упал во сне,
Сидел бы он еще на сосне.
- Прочитайте медленно, быстро, очень быстро.
- Прочитайте радостно, грустно, сердито.
2. Звуконаслідувальна упражнение. Игра «Что как звучит?»
Так колесо свистит пробитое: с-с-с.
Шипит гусак старый сердитый: с-с-с.
Вода течет, поет в кранике: с-с-с.
Свистит всегда кипяток в чайнике: с-с-с.
3. Работа над чистомовкою
Ічка-ічка-ічка - вот глубокая река.
Ачка-ачка-ачка - плыла по реке утка.
Єчки-єчки-єчки - она снесла яички.
Чат-чат-чат - навиводить утят.
Чить-чить-чить - плавать детишек научит.
Ічці-ічці-ічці - поплывут вместе по реке.
4. Игра «Гусеница»
- Разъедините слова, прочитай пословицы. Объясните их значение.
• Хтонежалієприроду, тойшкодитьсамсобі.
• Природаодномумати, другому-мачеха.
5. Игра «Молния»
Звезда звезда сера звезда звезда
клетка цветок клетка клетка клетка
снежок снежок снежок стожок снежок
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Кто лучше прочитает стихотворение?
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы повторим произведения из ящика поэзии. Проверим свои знания и умения.
V. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Задача из ящика поэзии 1. Работа в группах
- Прочитайте начальные строки стихов Анатолия Григорука (о петухе) и Грицька Бойко (про кота). Добавьте к ним по два собственных строки, чтобы образовать веселые стихи.
ТЕРЕМОК ДЛЯ КУРЧАТОЧОК
Взял когутик молоток:
- Цоки-цок! Цоки-цок!..
(Я строю теремок
Для всех своих деток -
Для всех своих деток -
Для курчаточок.)
КОТ-РЫБОЛОВ
Кот-рыболов в лодке
Мечтает на рассвете...
(Вот если бы мне поймает
Карася в сметане.)
Физкультминутка
2. Подбор рифмы к словам
Калина... (девушка, малина, клюква, Марина...)
Ива... (печаль, борьба, стрельба...)
Заря... (моря, короля, буря...)
3. Составление стихотворных строк по представленным рифмами
• С небес летят сніжиночки,
Падают на зеленые елочки,
Легкие, как пушиночки.
• Сели ребята с удочками у реки,
Натягивали окуней из воды,
Принесли их сюда.
• 3 гор на долину
Бежит, бурлит вода,
Серебристая, прозрачная,
Как мир молодая.
4. Составление стихотворения
- Какое настроение может иметь поэзия, строки которой заканчиваются словами: улыбается, венком, умывается, пеньке?
- Составьте стихотворение, добавив к этим словам такие: а солнце, вон зайчик, в зеленом, на теплом.
Вон зайчик улыбается
На теплом пне.
А солнышко умывается
В зеленом венке.
5. Игра «Сколько строк?»
- Определите, сколько строк в стихе, записанном как обычный текст. Докажите свой ответ.
Дождик, дождик, ты уже ливень!
Плачет груша, плачет слива.
Ты хлещет принялся,
Соловей простудился.
А теперь лежит под пледом,
Пьет горячий чай с медом.
- Прочитайте стихотворение, делая паузы в конце каждой строки.
VI. ИТОГ УРОКА
- Что учились делать на сегодняшнем уроке?
- Понравилось ли вам быть поэтами?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Попробовать составить собственный стих.