И семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ
ПОЭТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК «КНИГА - ДОБРЫЙ, МУДРЫЙ ДРУГ»
Цель: раскрыть значение книги в жизни человека; ознакомить детей с правилами пользования книгами; прививать бережное отношение к книгам; воспитывать бережное отношение к книге, желание больше читать.
Оборудование: костюмы для героев инсценировки (или куклы-игрушки); аудио-записи.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
- Очень хорошо, когда у человека много друзей. Поделишься с другом радостью - ее станет вдвое больше, поделишься бедой - ее станет вдвое меньше. Настоящий друг никогда не подведет, всегда придет на помощь. Но сегодня мы поведем разговор о необычного друга, очень мудрого, который не умеет говорить вслух, но учит нас умных наук, рассказывает интересные приключения о чудесах, о окружающий мир - ближний и дальний, ведет нас в Страну Знаний. Я загадаю вам загадку, если вы правильно ее відгадаєте, то поймете, о каком друге идет речь.
Школяре, школяре, я твоя подруга,
Лучшего никогда ты не найдешь друга.
Ты меня пильнуєш - я тебя учу,
Я тебя учу, да еще и забавляют. (Книга)
II. РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ
- Украинский народ издавна почитал книгу - это неиссякаемый источник знаний, и составил о ней много пословиц и поговорок. В них звучит народная мудрость.
• Ум без книги, что птица без крыльев.
• 3 книгой подружишься, ума наберешься.
• Книги читать - все знать.
• Одна книга тысячи людей учит.
• Книга - не пряник, а детей к себе манит.
• Книгу читают не глазами, а умом.
• Книга полезная, когда ее читают.
Учитель. Как вы понимаете смысл пословиц, о чем они нам говорят? Так, о большом значении книги в жизни человека.
III. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
- Назовите фамилию писателя на определенное окончание. Побеждает тот, кто больше назовет.
-а: А. Пчилка, Н. Забила, Леся Украинка, М. Пидгирянка, М. Познанская, Л. Письменная и др.;
-о: Т. Г. Шевченко, И. Франко, Л. Костенко, П. Воронько, В. Симоненко, Д. Павлычко, Г. Бойко и др.;
-ю: А. Костецкий, М. Сингаевский, М. Коцюбинский, В. Сухомлинский, Б. Чалый и др.
- Но всегда нужно помнить правила обращения с книгой, чтобы она долго жила и радовала многих читателей.
IV. ИНСЦЕНИРОВКА «ЗВЕРУШКИ ЛЕЧАТ КНИГУ» (ИЛИ КУКОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ)
Заяц (поет песенку «Книга - наш лучший друг»)
Дорога нам каждая книга,
Нам без книг никак нельзя,
Нам без книг никак нельзя!
Голоса звенят вокруг.
А как порой книга больна,
Значит в том моя вина.
Мы ее підклеїм скоро -
Вдруг она выздоровеет!
На его пути появляется что-то страшное, грязное, волосатое. Это потрепанная Книга.
Заяц. Ой, что это? лучше спрячусь, а то у меня зубки стучат от испуга и хвостик дрожит. (Прячется за кустом.)
Книга. Не бойся, Зайчик. Я - Книга, только очень больная. Ой, как больно моим страницам! И корешок поломанный, уже совсем сил нет. Даже ходить сама не могу. {Плачет.) Помоги мне, Зайке!
Заяц (выбегает из-за куста, поддерживает больную Книжку). Бедненькая ты моя! Кто тебя так покалечил? Может, ты встретилась с Лисой, или в лапы к Волку попала? Или, может, февраль Бармалей над тобой издевался? Я даже не узнал тебя. Мы же раньше с тобой встречались. Ты была такая красивая, нарядная! Все дети тебя с радостью читали.
Книга. Так, теперь я совсем не похожа на себя. Мальчишка-поганисько меня так порвал. Ох и мучил он меня! Поливал горячим супом, гнул кончики моих страниц и марал чернилами. Я еле сбежала от него, и совсем нет силы идти дальше, и куда же я пойду, несчастная?
Заяц. Не печалься, Книжечко! Мы сейчас что-нибудь придумаем. А вот и Мишка чапає. Может он нам что-то посоветует? {Зовет Мишку.) Мишке! Вот Книга в беду попала, от плохиши убежала, ей помочь надо, а как - я не знаю.
Мишка. Бідолашечко ты наша! Нужно немедленно отвезти тебя в «Книжную больницу» к врачу. Он тебя послушает, осмотрит, підклеїть, подпишет и оденет в красивую обложку.
Заяц. Правильно! И как я сразу не догадался? Ведь в каждой школе, в каждой библиотеке работает такая больница. Там всегда придут на помощь юные друзья книги. Пошли, дорогуша Книжечко, опирайся на меня.
- Здравствуйте, уважаемый доктор Айболит! С бедой пришли мы к вам. Вылечите, пожалуйста, несчастную Книжечку!
Врач. Обязательно! Уважаемая Книго, присядьте-ка сюда. Что с вами случилось? Где же болит?
Книга. Ой, дорогой доктор, у меня болит все тело.
Врач. Как же вы дошли до такого состояния?
Книга
Доктор, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
И что обложки...
Вырвал страницы, делал из них кораблики,
Плоты и голубки.
Врач. Какой ужас! Так обращаться с Книгой! Да это же преступление! Я вас вылечу, уважаемая Книга! Поднимите свои страницы. Ох, а что это за грязные пятна на них?
Книга. Мальчишка-поганисько, у которого я жила, брал меня грязными руками, однажды вылил на меня борщ, бросал меня на пол, слинив пальцы, когда перелистывал страницы. Поэтому я хочу обратиться ко всем деток, к каждой девочки и каждого мальчика:
Я - Книга! Я - товарищ твой!
Школьнику, всегда меня жалей.
Чистенькой тебе приятна я,
Без грязи - подруга твоя.
Плохую привычку ты покинь
И пальцев больше ты не слюни.
Всегда я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Врач. Ой, у вас очень много болезней! Сейчас я позову Лисичку - медицинскую сестричку помочь нам. (Зовет Лису.)
Лиса. Добрый день, Книго! Сейчас мы тебя вылечим. Посмотрим вот на эту страничку. Ой-ой-ой! Здесь нарисован страшный пес, а я их так боюсь.
Книга. А у собаки ног нет.
Лиса. Какой ужас!
Книга. Доктор, сестричка! Вылечите меня, пожалуйста!
Врач. Прошу вас пройти к операционной. Будем делать операцию. Появляется Мальчишка-поганисько.
Мальчик. Привет! Вы здесь не видели Книги? Она убежала от меня, а почему - я и сам не знаю. Я только ударил ею по голове своего соседа по парте и еще несколько раз забыл ее в саду. Вот и в этот раз забыл. Ночью пошел дождь. На следующий день я пошел ее искать, и не нашел. Убежала. Вы ее не видели?
Дети. ей делают операцию в «Книжной больнице»!
Появляются Книга и Врач.
Врач. Ну вот. Вы теперь имеете гораздо лучший вид.
Книга. Да, я очень хорошо себя чувствую. Ой, опять тот гадкий Мальчишка! Он, наверное, ищет меня.
Мальчик. А, вот где ты! Но почему ты так изменилась? А теперь пошли домой. Мне без тебя так грустно.
Врач. Я не позволю ей жить у тебя. Она снова может заболеть.
Книга. Я никогда не вернусь к тебе. Ты меня оскорблял, совсем не берег. Ты до сих пор не знаешь правил опрятного обращения с книгой.
Мальчик. Но мне очень плохо без тебя. Я обещаю тебе и врачу, и всем детям, которые есть в зале, что буду хорошо обращаться с книгами. И вообще перестану быть поганиськом.
Книга. Мне жалко его. Пожалуй, я вернусь к нему. Но ты должен запомнить правила.
• Меня нельзя брать грязными руками, потому что мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели.
• Не стал на меня локти, когда читаешь, и не клади развернутыми страницами вниз: тебе ведь не понравилось бы, если бы с тобой так обращались.
• Не разрисовывай меня ручкой и карандашом - это так некрасиво.
• Если не закончил читать, но не хочешь потерять страницу, на которой остановился, то положи в меня закладку, чтобы я смогла спокойно отдохнуть.
• В сырую погоду заворачивай меня в бумагу, потому что такая погода для меня вредна.
• Помоги мне остаться чистой и свежей, а я тебе помогу стать счастливым.
Мальчик. Так, я все понял и даю честное слово, что исправлюсь.
Книга. Дети, запомните и вы правила опрятного обращения с книгой. Тогда мы всегда будем друзьями.
V. АКЦИЯ «ВРАЧ КНИГ»
Подклейки, ремонт, обновление книг из классной библиотеки.
VI. ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель. Дорогие дети! Учитесь у героев книг любить нашу родную землю - ее поля и леса, города и заводы, небо и реки, язык и искусство. Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Вокруг нее всегда много умных,
добрых и верных друзей. Друзья - это книги. Читайте! Пусть не будет у вас ни одного дня, чтобы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги.
Звучит аудио-запись «Нам без книг никак нельзя».
НАМ БЕЗ КНИГ НИКАК НЕЛЬЗЯ
(сл. 3. Бычковой, муз. В. Шаповаленко)
Растают снега холодные,
Чуть птичьи песни везде.
Глаза у нас цветут сегодня,
Словно весенние цветы. (Дважды)
Припев:
Это книги идут на праздник
И девушки, и ребята.
Книга - верный,
Книга - наш лучший друг.
«Дорога нам каждая книга,
Нам без книг никак нельзя,
Нам без книг никак нельзя!» -
Голоса звенят вокруг. (Дважды)
Припев.
А как порой книга больна -
Значит, наша в том вина.
Мы ее підклеїм скоро -
Вдруг она выздоровеет! (Дважды)
Припев.