Украинская литература 10-х годов ХХ века
Николай Вороной (1871-1938)
«Имеет крыльями весна душистая» (Николай Вороной)
Собственно пейзажной лирики у Николая Вороного мало. Однако есть немало интересных поэтических находок в чувственном отражении пейзажных зарисовок. Как правило, пейзажные картины предшествуют той или иной философской сентенции или являются предшественниками поэтических рефлексий, как в стихотворениях «Тучи» и «Солнце заходит» из цикла «Весенние элегии», «На озере». Монолог цветка в элегии «Солнце заходит» вызывает ассоциации с «Весновка» Маркияна Шашкевича.
Персонифицированный пейзаж («Солнце заходит, целуя гай, / Цветы кивают ему спокойной ночи. / Шепчут, листочки извивая на ночь: / «Не покидай...») превращается в художественный образ неволи: ведь цветы - «пасерби в родной своей стороне», им «разве только мерещатся во сне / Счастье и воля!». Из пейзажной лирики Николая Вороного можно выделить произведения, в которых любовно изображена свободная стихия моря: «Играются, / Качаются / Снежно белые волны, / Томно обнимаются, Будто нимфы белые...» («Баллада моря») или «Понемногу за волнами волны катились, / Одна, здоганяючи вторую, росли. / И лавой грозно к берегу шли, И с бурхотом в скале стрімчастії бились» («На берегу моря»). «Незглибна бездна», безграничный простор синего моря, его могучая сила вызывали в душе поэта «величественный псалом», «необъятное, шаткое, таинственное», «чарующий» и «бунтівниче», море вроде души певца, «что пут и оков не сносит - и свободна. / Бушует, как ты, без конца» («К морю»). Воспользовавшись символом моря. Вороной напоминает основной принцип модернизма: свободная стихия творческого вдохновения обозначена бурными эмоциями и эстетически совершенная.
Движение снежинок, «облаком носились / От дыхания зимы / / весело крутились метелицею», блестяще воссоздана в стихотворении «Снежинки», посвященном детям. Весенние настроения - еще одна сфера пейзажной лирики Николая Вороного. Поэт умел передавать динамику изменений в природе, беспокойство весеннего буйства. В этом смысле показательным является его стихотворение «Голубая Панна»: «Имеет крыльями Весна / Душистая, / Несется вся в прозрачных одеяниях, / В серпанках и блаватах... / Сияет улыбкой призраков / Из-за облаков, / Пепельных, пелехатих». Многие исследователи символизма считали, что эта «музыкальность» поэзии Вороного была первоосновой музыки, которая впоследствии зазвучала у молодого Павла Тычины, который, как талантливо редактируя Вороного, высказал музыку весны так: «Идет весна Душистая, / Цветами-жемчугом / Закосичена». Голубая Панна - символ весны, которой поют осанну «горы. гай. луга, поля - / Вся земля». В цветовой гамме поэзии преобладает ощущение голубого - прозрачные одеяния, блаваты (васильки), сквозь голубизну развевается лучистая роса. Однако Вороной не акцентирует внимание на зрительных образах, его интересует не так цвет, как звучание. Художник достигает усиления звукового впечатления повторами слов со смысловым ударением на корневом гласному «а» и окончаниями «-на»: «Довгожданна, непреодолимая... / Вот она - Голубая Панна!.. Осанна!». Музыкальность является неотъемлемой составляющей поэтики Николая Вороного. Она достигается не только богатством внутренних рифм, аллитераций и ассонансов, что так явственно слышатся в «Голубой Панне». Даже зрительные образы (а это уже - область изобразительного искусства) этого стихотворения бушуют в своеобразном танце звуков, динамике ритма и рифмы, характерных для дзвінкоголосої весны: «хмелем Вьются арабески, / Мелькают камеи, фрески, / Шумят звучат песни / Гласные / И сплетаются в гротески».
Словарная работа. 1. Запомните новый срок.
Символизм (франц. symbolisme) - стилевое течение модернизма, главным художественным средством которого является символ как способ выражения непостижимой сущности явлений жизни и индивидуальных представлений художника (символ за пределами чувственного восприятия, поэтому дает право толковать его по-своему). Основателем и символизма считают французского поэта Шарля Бодлера. Его последователями стали Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Александр Блок, Андрей Белый, Александр Олесь, Николай Вороной, Василий Пачевский и другие.
Органическими в образном мышлении Вороного реалии из сферы искусства, которые становятся составляющими его поэтики. Художник демонстрирует интересную, эффектную трансформации зрительных образов в звуковые, их удачное художественное сочетание: «Аккордами промінно - струнными /День волновал и тихо гас. / Над коврами вогнелунними / Венера бросила алмаз». В поэзии «Инфанта» тень любимого опоетизовується изысканными ассоциативными образами: «Звонкой черной сильветою1 / Она упала на эмаль, / А за ней вуалетою / Расстилался пепельный сожалению».
Стихотворение «Инфанта» определенно оказывает влияние на Вороного тенденций французского и русского символизма ("стихи о Прекрасной Даме Александра Блока). Уже первым строку произведения подчеркивает форме сна - убеждает читателя в авторском намерении избежать конкретики значение («різьблю свой сон...»), нарисовать абстрактно - условный характер («В завивалі мрійнотканому / Дремала синяя даль, - / И вот на горизонте туманном / Замиготіла ваша тень»), создать обобщенно-идеализированный женский образ - образ вечной красоты («Вы шли, как сон, как миф укоханий, / выныривает из тьмы веков»), перед которым склоняются поэта «дух испуганный», «румяное слово и лазурь». Величественная голубая краска - символ безграничности пространства - доминирует в цветовой гамме стихотворения (синяя даль, горизонт туманный, голубой, холодный блеск глаз) и подчеркивает силуэт инфанты, способной своим появлением вызвать в сердце лирического героя чутье набожной хвалы, а улыбкой смирить его в поклоне - поклонении. Полна интересных неологизмов (проміннострунними, мрійнотканому, вогнелунними, яснозоряно), поэзия «Инфанта» богата еще и новым наполнением лексических значений (звонкой черной сильветою), удачным использованием сравнения в форме орудного падежа (вуалетою стелился), метафоричними эпитетами (пепельный сожалению), которые вместе создают блестящий образец модернистской поэзии, талантливый выражение украинского символизма. Музыке слова как ведущей стилевой признаке поэзии символизма подчинены все художественные средства этого стихотворения. Под его текстом Николай Вороной оставил надпись: «Накидано 1907 г. Викінчено 1922г.». Эта авторская замечание объясняет особенность последнего катрена, в поэтической структуре которого чувствуется определенный диссонанс: две первых строки - образ героя, полон бодлерівської символики («Освященный, в сладкой муке я / Был по ту сторону добра и зла*), два следующих - образ Революции, что плывет над лирическим героем в красной заграві. их сочетание и составляет неожиданное завершение стихотворения. Произведение обнаруживает мастерство версификации Вороного-поэта: чотирирядкова строфа с перекрестной римуванням, дежурство дактилічної (1 и 3 строки) и мужской (2 и 4 строки) рим, размер - 4-стопний ямб с пірихієм.
1Сильвета - фигура.
Наталья Антоненко. Иллюстрация к стихотворению «Инфанта»