Украинская литература 10-х годов ХХ века
Николай Вороной (1871-1938)
Николай Вороной как вдохновитель модернизма в Украине
Конец XIX - начало XX веков - особый период в истории украинской литературы. Наряду с господствующей народнической теорией появляются новые, обозначены модернистским художественным мышлением. Наиболее передовые украинские писатели стремились изменений и демонстрировали свои поиски в произведениях, написанных на современных началах. До этих «первых отважных» принадлежит, бесспорно, Николай Вороной - поэт-лирик, исповедовал культ красоты, мыслил высокими эстетическими категориями и идеалами. «Идеологом» модернизации украинской литературы он стал в тридцятилітньому возрасте, причем не имея за плечами ни одного поэтического сборника. Публикация в 1901 году в «Литературно-научном вестнике» (Львов) «Воззвания» художника показала необходимость обновления украинской литературы, появления «произведений хоть с маленькой ціхою (то есть признаком) оригинальности, с независимой свободной идеей, с современным содержанием; хотелось бы произведений, где бы было хоть немножко философии, где бы хоть клочок сиял того далекого голубого неба, от веков манит нас своей необъятной красотой, своей незглибною таинственностью... На эстетическую сторону произведений должно быть обращено наибольшее внимание».
«Воззвание» Николая Вороного к художникам была воспринята как «манифест украинского модернизма» (Сергей Ефремов), вызвал длительную дискуссию. Иван Франко еще в 1900 году обратился к Вороного с посланием, которое начинало поэму «Лесная идиллия», называя его «давним парнем», «неисправимым идеалистом». Поэтический диалог с Франком Вороной продолжил посланием «Ивану Франко», сформулировав идею целостности личности: «Моя девиза - идти по возрасту / И быть целым мужчиной!». Также Николай Вороной проявил характер своих взглядов на задачи литературы. Взяв эпиграфом слова Шарля Бодлера «Предметом поэзии является только она сама, а не действительность», Вороной выясняет, какими должны быть поэзия и задача художника. Прежде всего он отрицает Ивану Франко, что, якобы, призывал к бегству от реальной жизни, от борьбы с «гением-угнетателем». Зато «гений-освободитель» окрыляет его, зовет к бою «всех тех. что вялые или больные, Или под навесом спят безразличны». Вороной подчеркнул, что поэзия не терпит рамок, создается по неписаным законам красоты: «В ней все красоты цвета сияют, / В ней все чувства и змисли играют!..». Он знает, что безідейної творчества не бывает, однако идею нельзя навязывать, иначе «отощать может, зачерстветь, / Завянут, как без солнца цветы».
Искусство дает пищу душе человека, которая «желает сбросят путы», «желает более широкого пространства - / Ухватиться и взлететь вверх, / Жизнь грязное, жизнь никчемную / Забыть и пізнать надземное, / Все необъятное - охватить, / Непонятное - понять!».
Литературовед Соломия Павлычко считала, что в этом стихе «отразилась... двойственность Вороного (не отрицая старое, ввести новое)». Хотя здесь справедливее говорить о особенность украинского символизма, который соединил национальную традицию с новыми западноевропейскими веяниями; отстаивая право художника на свободу творчества, не отказывался от своих общественных обязанностей, поскольку исходил из понимания реалий жизни, статуса безгосударственности украинской нации. Символ «целого (то есть целостного) человека» иллюстрировал гармонию порыва до Красоты и Правды как истинное проявление аристократизма духа.