Украинская литература второй половины XX века
Украинская проза второй половины XX века
Художественная проза этого периода - самобытный культурно-национальный феномен - отмечается тематическим, жанровым и стилевым обновлением. Она отразила неповторимый украинский мир, менталитет народа, его человеколюбие, отбила этико-моральные, духовные ценности нации, неся в себе жизненную свежесть проблематики, образной системы. Прозаики последней трети XX века прибегали к новейших средств изображения жизни. В этот период возник новый жанровая разновидность центростремительного, то есть центроподійного романа, в котором события уплотняются до одного дня (Павел Загребельный «День для грядущего»). Художники прибегают к таким розповідних стратегий, как ретроспекция и пролепсис (забегания в будущее), к монтажной композиции, публицистических «вставок» («Белые облака» Александра Сизоненко). Развивается проблемный и поэтически-метафорический роман («Правда и кривда», «Дума про тебя» Михаила Стельмаха). их пронизывает гуманистическая концепция человека: художники в эпических произведениях изображают нравственная стойкость героя, цельность его личности.
Украинская эпика 60-90-х годов развивалась в силовом эстетическом поле Александра Довженко: его рассказы и киноповести определили характер художественных поисков новелістів, повістярів, романистов («Человек и оружие» о. Гончара, «Водоворот» Григория Тютюнника, «Дикий мед» Леонида Первомайского). Эстетика Довженко обусловила духовный потенциал образного мышления художников, внимание к национально выразительных характеров, которые несут в себе общечеловеческие начала.
В этот период функционировали такие художественно-стилевые течения в украинской прозе.
1. Аналитико-реалистичная стилевая течение базировалась на традициях украинской классической литературы XIX века (Иван Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Иван Франко). К ней принадлежали: Ирина Вильде, Петр Панч, Андрей Головко, Улас Самчук, Григорий Тютюнник, Юрий Мушкетик и другие. Для нее характерны: описание социально обусловленных характеров, сочетание утонченного психологического анализа и внимание к общественно-философских обобщений; акцент на объективности изображения человека и мира, освещение этико-моральных явлений сквозь призму обыденно-достоверного, правдоподобного измерения; многогранность изображенных характеров, пространные описания; рассказ ведет, как правило, наратор-усезнавець.
2. Художественно-публицистическая стилевое течение, которое в эти десятилетия представляли Юрий Смолич, Иван Багряный, Игорь Муратов, Павел Загребельный, Виталий Коротич, Докия Гуменная, Владимир Яворивский. Прозаики стремились совместить художественность с публицистической патетикою. их произведения отличаются острой сюжетностью, свободным оперуванням время-пространственными координатами развертывания действия. Художники прибегали к разнообразных средств художественной условности, применяли поэтика гротеска, парадокса, гиперболы, условности и документальной правдоподобности, сложную композицию. Важную функцию играют динамичный ритм, интеллектуальные дискуссии. Возникает смешение вымысла с репортажем, синтез фантазии и достоверности («День для грядущего» Павла Загребельного).
3. Причудливую стилевое течение основал Александр Ильченко романом «Казацкому роду нет переводу, или Мамай и чужая молодица», в котором изобразил причудливые приключения, происходившие с характерником-чудаком Семирозумом. Это течение породило «мнимую прозу», что базируется на фольклорно - мифологической, условно-аллегорической, лирико-бурлескній, карна - вально-вертепній поэтике. В русле этого течения писали Владимир Дрозд («Ирий»), Виктор Миняйло («ясные зори», «Зори и селедка»), Василий Земляк («Лебединая стая», «Зеленые мельницы»), Евгений Гуцало (трилогия «Одолженный человек, или же Хома неверный и лукавый», «Частная жизнь феномена», «Парад планет», Павел Загребельный («Львиное сердце»). В произведениях Гуцало мир, герои современного украинского села изображены средствами вычурности, где органично сочетаются элементы реалистичные и фантастические, широко применяются богатства народного языка. Его романы сотканные на пословицах, поговорках, фразеологизмах, доброжелательной иронии. «Львиное сердце» Загребельного написано на фольклорно-мифологической основе. Автор прибегает к художественной условности, пародирование, искрометного юмора. Его сатирическое острие направлено против беспамятства, бюрократизма, очковтирательства. Этот пафос продолжили романы писателя «Изгнание из рая» (1985), а также «Южный комфорт».
4. Лирико-романтическое стилевое течение, которое начали Юрий Яновский и Александр Довженко. К этой стилевой течения принадлежали Михаил Стельмах, Олесь Гончар, Леонид Первомайськийу Василий Земляк, Евгений Гуцало и другие. Характерными признаками ее являются увлечение народными героическими характерами, идеализация простого человека, подчеркивание необычного, титанического в ее поступках, лиризм и экспрессия в изображении событий, эмоциональное переживание мира персонажами, воспроизведение наиболее эмоционально возвышенных моментов их жизни, романтический пафос и пристальное внимание к фольклорных образов и символов, метафорическая сконденсованість письма.
Характерным представителем этого течения был Михаил Стельмах (1912-1983). Особенности лирико-романтического течения
Михаил Стельмах
рассмотрим на примере романа Стельмаха «Правда и кривда». Появился произведение во времена хрущевской оттепели (1961), поэтому автор смело нарушил актуальные проблемы бытия человека и общества, осудил фашизм и сталинизм. Фольклорные образы правды и кривды сопровождают героев романа, определяют их поведение. Игнорирование гуманистических норм жизни в стране, процветания доносительства, всесильность репрессивных органов, бесхозяйственность, бюрократизм, бездуховность, - все эти тогдашние проблемы художник смело обсуждает в романе. Проблема борьбы правды с ложью приобретает универсального содержания, ведь это соревнование идет с древних времен до наших дней. Романист оперирует всеохоплювальними образами-символами - Война и Земля, Жизнь и Смерть, Правда и Кривда. Он рассматривает бытие как непрерывную борьбу правды и кривды, поэтизирует мужество и отвагу человека, сражающегося со злом, бескомпромиссно служит людям. Писатель отрицает непреодолимую силу обстоятельств.
В построении романа Стельмах продолжает традиции Андрея Головко («Бурьян»). Марко Бессмертный возвращается из госпиталя в разрушенное войной родную деревню и сталкивается с силами зла, преодолевает их, и побеждает Правда. Этой главной идеи и подчинена структура романа. Хронологически действие разворачивается с конца 1944 года до осени 1945 года. Но писатель охватывает события гражданской и Великой Отечественной войн. С этой целью автор использует такие композиционные приемы, как ретроспекцию, воспоминания героя о прошлом (воспоминание Бессмертного о свою молодость, первая любовь, Степаниду и Аленку, несправедливое заключение за донос Безбородко, участие в боях на фронте и т.п.), вставные новеллы (рассказ Григория Заднепровского о несчастной любви, «турецкую неволю», участие в партизанском отряде), вставные эпизоды (рассказ о героической смерти партизана Кульбабенка), сны. Лирические отступления, хоть и не двигают романное действие, но расширяют взгляд на действительность, дают оценку явлению. Важную эстетическую роль играют описания (портреты, интерьеры, пейзажи), диалоги, внутренние монологи, несобственное прямой речи. Эпилог романа - это счастливая развязка в личной жизни героев, которая только приглушает трагичность времени, ведь сталинизм, обида еще не были преодолены.
Жанровым признаком произведения является его панорамность - широкое изображение сложной картины жизни тогдашнего общества. Сюжет романа является концентрический, то есть изображает эти события в причинно-следственных связях. Это позволило писателю ввести в романное действие значительное количество действующих лиц, осветить формирование их характеров. Итак, роман имеет несколько сюжетных линий. Центральная линия жизни и соревнований Марка Бессмертного с несправедливостью. Герой с односельчанами борется за восстановление колхоза и счастливую жизнь, за утверждение в обществе гуманных принципов. Он защищает людей от несправедливости со стороны носителей зла.
Второй важной сюжетной линией являются взаимоотношения Григория Заднепровского с Поцілуйком. Острая конфронтация между персонажами придает динамики романной действия, углубляет психологизм произведения. С помощью многих сюжетных линий (Бессмертный - Степанида, Пивовар - Кисель, Безбородко - Мария Покритченко, Поцилуйко - Василиса) Стельмах передает образ эпохи и народа, многогранно трактует борьбу правды и кривды, охватывающий различные сферы жизни - хозяйственную, общественно - политическую, психологическую, духовную.
За Стельмахом, человек - неотъемлемая часть жизни, природы и своего народа. Носителем человечности, воплощением глубокого гуманистического доверия к человеку является Марко Бессмертный. Его принцип хозяйствования в колхозе заключается в том, чтобы «выиграть годы женской красоты», свидетельствовал новый и смелый подход к практической деятельности, утверждение гуманистической ценности человека. Вопреки злым обстоятельствам произвола «новой власти» украинцы сохранили свои исконные черты: трудолюбие, альтруизм, кротость нрава, любовь к красоте.
Образ Марка Бессмертного обрисовано в динамике. Автор использует различные приемы его создания: подает выразительные портретные детали («неровная подковка усов»), поэтическое чувство красоты природы, раскрывая богатый душевный мир персонажа,
Татьяна Яблонская. Хлеб. 1949
любовь к земле. Характеротворчим фактором выступают воспоминания, из которых читатель узнает о суровую школу жизни Марка. Он вступил в коммунистическую партию, потому что верил, что она утверждает правду на земле. Бессмертный не раз горько разочаровывался, работая до войны председателем колхоза. Черную надругательство пережил, когда его арестовали и посадили, потому что Марко не мог стерпеть того, что чиновники оставили крестьян без хлеба, обрекая на голодную смерть. Бессмертный раздал заработанное зерно труженикам, за что его обвинили в «экономической контрреволюции». Однако Марко не отчаялся в победе правды. Он дал себе клятву гуманиста: несмотря на препятствия, служить людям.
Свой этический идеал человека Стельмах и воплотил в образе Григория Заднепровского, собрата Марка Бессмертного. Герой ненавидит зло в человеческой жизни и всеми силами утверждает правду. Наиболее отчетливо очерчивается образ Заднепровского в схватке с бывшим партапаратчиком Поцілуйком. Он заискивает к Григорию, надеясь получить справку, что был в партизанском отряде. Против совести Заднепровский никогда не пойдет, чтобы прикрывать подлеца и предателя, ибо хорошо понимает, что подобные Поцілуйка «произведения и породженці» сталинского режима объявят себя правдолюбцями. Автор смело разоблачает сталинизм с его репрессивной машиной, системой клеветы и доносов, которая, прикрываясь революционными лозунгами, уничтожала все святое и возвышенное. Григорию присущи лучшие человеческие черты, и он своих учеников учит любви, трудолюбия и правдивости во всем.
Большую эмоциональную и смысловую нагрузку несут женские образы - матери Бессмертного Анны Ивановны, учительницы Степаниди, замученной фашистами жены Марка - Елены. Они глубоко индивидуализированы и мастерски выписаны. Среди положительных персонажей особенно выделяется дед Евмен Дыбенко, неугомонный правдолюб, шутник и народный умелец. Человечным и благородным предстает он в эпизодах, когда, оставшись в землянке, сидит над сыновней рубашкой и словно разговаривает с ним, хотя и знает, что его Иван погиб в Словакии. В этом образе писатель показал изначальную мудрость украинского народа, уважение к правде и добродетели.
Стельмах умел глубоко проникнуть в психологию злоумышленников. Очень выразительные образы новейших «расхитителей большой человеческой веры» - Безбородко, Поцілуйка, Киселя. Самой колоритной фигурой является коммунист Поцилуйко - ловкий карьерист и псевдопатріот, подлый подхалим. Он является типичным порождением сталинского казарменного социализма: поведением Поцілуйка руководит болезненная подозрительность, ведь в каждом человеке он видит «врага народа». Предав Родину во время войны, Игнат после поражения фашистов старательно скрывает свое прошлое. Однако в художественном мире Стельмаха силы правды побеждают, и Поцілуйка привлечены к ответственности.
Лирико-романтическая стилевая палитра романа чрезвычайно богата. Стилистику писателя определяет яркая фольклорная образность, метафоричность мышления, лирическая сконденсованість письма.
Романный эпос. Жанр романа в этот период претерпел художественного подъема. Он характеризуется тематическим разнообразием, широтой охвата прошлого и современной жизни народа. В нем поднималась общественно-гражданская, этико-моральная и экзистенциальная проблематика: «Дума о тебе», «Четыре броды» Михаила Стельмаха, «Люди из страха» Романа Андрияшика, «Волны» Юрия Збанацкого, «Тронка», «Собор», «Берег любви» Олеся Гончара, а также вопросы войны и мира, человечности и антилюдяності, выбора и пассивного ожидания. Особый успех среди читателей имел роман «Человек и оружие» о. Гончара, в котором художественно правдиво описаны события 1941 года, когда Красная армия отступала под натиском врага. Человек и оружие - такую философскую, общечеловеческую проблему нарушил писатель в произведении.
Возникли новые жанровые разновидности романа: роман-баллада («Дикий мед» Леонида Первомайского, «Дом на горе» Валерия Шевчука); новеллистический («Тронка» о. Гончара), философский («Циклон», «Твоя заря» Олеся Гончара), центростремительный, то есть «центроподійний», который сгущает и уплотняет человеческие действия и судьбы в короткий отрезок суток («Кровь людская - не водица» Михаила Стельмаха, «День для грядущего» Павла Загребельного, «Человек живет дважды» Юрия Шовкопляса). Для глубокого описания картины мира художники прибегали к сложной композиции, применяли прием совмещения разных временных планов («Циклон» Олеся Гончара, «Исповедь на вершине» Игоря Муратова). Значительных художественных открытий достиг общественно - психологический роман, который отмечается колоритным изображением бытового фона, психологическим анализом характеров («Сестры Ричинские» Ирины Вильде, «Жменяки» Михаила Томчанія, «Украденные горы», «Подземные горы» Виктора Миняйло, дилогия «В мир широкий», «Большие надежды» Владимира Гжицкого).
Развитие новеллистики. Этот период знаменателен тем, что расцветает новелла, которая продемонстрировала художественное мастерство в изображении внутреннего мира человека. Психологизм, изображение «диалектики души» героев обусловили новаторство сконденсированной формы новеллы, ее философское наполнение. Лаконичный сюжет новеллы образует один эпицентр мысли, настроения, переживаний, чувств героя, который изображается в развитии, ведя читателя к неожиданной развязке. К жанру новеллы обращались и опытные прозаики (Олесь Гончар, Леонид Первомайский, Иван Сенченко, Павел Загребельный, Александр Сизоненко, Юрий Муиікетик, Иван Чендей, Борис Харчук), и молодое поколение новелістів (Владимир Дрозд, Евгений Гуцало, Григор Тютюнник, Валерий Шевчук, Василий Близнец, Юрий Щербак и другие). Привлекательными красками изображено морально-этический мир персонажей новелл Олеся Гончара, Владимира Дрозда, Валерия Шевчука, Григора Тютюнника. Олесь Гончар в новеллах сборника «Далекие костры» дает новое прочтение Великой Отечественной войны. В новелле «Плацдарм» описывается жестокая битва, а война - как мировая бойня, апокалиптическое явище. ей противостоит первая любовь бойца Ивана Артеменко и девушки-мадярки Пірошки, и счастье влюбленных забрала война. Иван погиб в страшной битве на плацдарме, а девушка верит, что он выжил, ждет его. Рассказчик после войны посещает Артеменко-старшего, который ухаживает сад, посаженный его сыном, что символизирует бессмертие Ивана. Автобиографическим мотивом проникнута новелла «Ода той хате, что в снегах». Маленький Саша возвращался из школы во время снежной метели и заблудился в степи. Еле живого его нашел и спас дядя Иван Масич. В годы оккупации в доме Масича нашли приют немало людей, и фашисты добротворца расстреляли.
Видное место в жанре малой прозы занимает Евгений Гуцало (1937-1995). Интерес у читателей вызвали его сборника новелл «Люди среди людей», «Яблоки из осеннего сада», «Платок шелка зеленого», «Скупана в любистка», «Запах укропа», «Охота с гончим псом» и другие. Всего он создал более двухсот новелл и рассказов, два десятка повестей («Да святится имя твое, любовь», «Бережанские портреты», «Предчувствие радости», «Девушки на выданье»), романы, два сборника стихов, публицистические книги. Тематическое круг новеллистики писателя вращается вокруг села, сельского человека, любви, красоты нетронутой природы, которую он обожает как неповторимый феномен мира. В новеллах описываются обычные житейские ситуации; преобладает лирическое начало, большое внимание уделяется описаниям природы, быта, труда круг земли («Запах укропа»). Рассказчик выстраивает лирический и несколько аморфный сюжет, тяготея к постепенному раскрытию содержания изображенного («Копытами сбит»), окрашивая его эмоциями, переживаниями, мыслями персонажей, возникающих при описании движения сюжетных узлов. Наратор Гуцало обладает даром непринужденно, раскованно и живописно рассказывать, изображая состояние духовного озарения, удивление красотой мира и человека. Философия кордоцентризма определяет особенности описания отношений юноши и девушки, которые только выходят на свою дорогу. их натуры поэтические, искренние, с нежным сердцем.
Евгений Гуцало
В новелле «Скупана в любистка» изображен мир переживаний молодой доярки. Дядя Алексей, сбрасывая клевер, шутливо, по-доброму спрашивает у мовчкуватої девушки: «То ходят к тебе парни,Вусте?» А она, засоромлена и скромная, стесняется и молчит. Вот подъезжает молодой тракторист Гриша, здоровается с ней, вызывая на разговор. «Странная. Даже рта не розтулить». Обоим хочется постоять, но смутилась Устья боится и слово сказать. Простились. Название новеллы символическая - «Скупана в любистка». Эти слова произнес Гриша. А девушка сказала: «Это я смыла косы в любистке. И вся искупалась». В народных поверьях существует культ любистка - символа красоты, любви, счастливой судьбы. Девушка чувствует зарождение первого чувства, но для нее оно - загадка. Читатель догадывается, что деликатность и скромность не оставят Вустю, и она найдет свое счастье.
Рассказчик Гуцало поэтизирует душевную красоту персонажей («Иван и Мудрик»), прослеживая формирование мудрости, рассудительности молодой женщины. В поиске находятся подростки («Олень Август»), влюбляясь в природу («Яблоки из осеннего сада»). Часто герои оказываются перед какими-то предчувствиями перемен в их судьбе, как Галина («Пусть себе цветет»), Назар («Клава, пиратская мать»), Яринка («Просинка»). Эти новеллы проникнуты верой в доброту человека, в чистоту ее душевных движений.
Обновление жанра повести. Украинская повесть 60-90-х годов XX века развивалась в русле обогащения ее тематики, образного мира, стилевой палитры, жанровых разновидностей. Из-под пера Григора Тютюнника появились аналитико-неореалістичні повести «Осада», «Климко», «Огонек далеко в степи». В этом русле написаны «Вишневые ночи», «Палатная» Бориса Харчука; «Тридцатые», «Пепел Клааса», «Гапочка» Анатолия Димарова. Рассказчик повестей показывает, как утверждают добро обычные люди в жизни, даже подростки. Повістярі чувствовали отвращение к риторике и лакировки действительности, что было характерно для повести 40-50-х годов. Современные художники проникают в сложный внутренний мир героев, гордятся их стойкостью и мужеством. Расцветает лирико-романтическая повесть: «Гуси-лебеди летят», «Щедрый вечер» Михаила Стельмаха; «Бригантина», «Далекие костры» Олеся Гончара; «Конь на вечерней заре», «Лето на Десне», «В глубине дождей», «Волк» Николая Винграновского. Возникает новый жанровая разновидность причудливой повести: «Ирий» Владимира Дрозда; «Звук паутинки», «Женя и Синько» Виктора Близнеца.
Военная повесть осмысливала героический подвиг народа во время Великой Отечественной войны: «Ночь без милосердия», «Полковник Шиманский» Василия Земляка, «Письма из патрона» Василия Козаченко, «Рогозівські рассказы» Анатолия Димарова, «Из огня воскресшие» Евгения Гуцало и другие. Повістярі осмысливают источники мужества героя, глубоко проникая в его внутренний мир, моделируют ситуации выбора, что предстали перед ним за сложных обстоятельств жизни. Главная идея, объединяющая эти произведения, - утверждение морального непреодолимости человека на войне, поэтизация ее героизма, защита общечеловеческих ценностей.
Актуально зазвучала экологическая проблематика в повестях «Клюквенная» Михаила Чабанівського, «Кузнецы и карбівничі», «Ковер на три цветка» Нины Бічуї, «Лето дождей» Богдана Сушинского, «Рудана» Натали Кащук. Владимир Дрозд в повести «Люди на земле» с симпатией рисует образы Семена Корбута, Елены Загірної, Василия Полоза, которые искренне любят родную землю, болеют за сохранение окружающая среда им противопоставляется бездушный и корыстолюбный Джулай, равнодушен к природе. Протестует против браконьеров, истребителей природных богатств подросток Порфир Кульбака из повести «Бригантина» Олеся Гончара. Он не приемлет жестокости человека, который убивает аистов, душит гербицидами жаворонков в степи.
Таким образом, проза 60-90-х годов достигла значительных художественных достижений. Она проникнута вниманием к проблемам человека, его духовных и моральных ценностей. Эпика развивалась в русле общественно-философского анализа и синтеза действительности. Художественный мир вступил полифонического измерения, герои изображались многомерно. У многих прозаиков искусно смоделированные сложные человеческие взаимоотношения и глубины души лица. Таким же разнообразным был жанровый репертуар прозы.