Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская словесность 5 класс конспекты уроков

Литературная сказка. Обобщение. Составление сказки (сочинение-повествование в художественном стиле)

 

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о литературном сказку, их жанровые особенности, выявить закономерности построения сказок и на этой основе учить составлять свои собственные, совершенствовать навыки слушания и выразительного чтения; развивать коммуникативные умения, креативное мышление, творческую фантазию, воображение; воспитывать чувство прекрасного, интерес к сказкам, стремление делать добро.

Коммуникативный компонент -развитие умений аудирования, выразительного чтения, совершенствование умений создания собственных высказываний в соответствии с условиями общения.

Социокультурный - осознание закономерностей построения сказки, жанровых особенностей литературной сказки, духовности украинского народа, отражение в сказках моральных ценностей украинцев.

Деятельностный (стратегический)-развитие общеучебных умений сравнивать, анализировать тексты, выделять главное и второстепенное, общее и отличное в явлениях и понятиях, которые относятся к различным учебным предметам, умения работать с дополнительной литературой, переносить ранее полученные знания и умения в новую ситуацию (креативность).

Лингвистический - формирование умений отбирать языковые средства, адекватные ситуации общения, употреблять в своей речи слова в переносном значении, синонимы, антонимы и т.д.

Литературоведческий-обобщение и систематизация знаний о литературную сказку, ее жанровые, структурные, смысловые и языковые особенности.

Оборудование - учебники украинского языка и литературы для 5 класса, технологические карты, тематические литературоведческие словарики, иллюстрации к литературным сказкам.

Интеграция видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, художественная и игровая деятельность.

Тип урока - интегрированный, бинарный (украинского языка (развитие связной речи), работы с художественным текстом).

Ход урока

И. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, определение задач урока.

Сегодня на уроке мы должны обобщить свои знания о литературную сказку, ее характерные черты, законы, по которым она строится, чтобы самим выступить в роли писателей, сочинить сказку на свободно выбранную тему. Поэтому задача урока буду формулировать не я, это сделаете вы сами. Так какие задачи мы ставим перед уроком? (Ответы учащихся).

Итак, на сегодняшнем уроке мы должны:

- обобщить знания о литературную сказку;

- выявить закономерности и особенности построения сказок, их определяющие содержательные и структурные особенности;

- открыть "секреты" сказок;

- построить технологическую карту будущей сказки;

- создать сказку;

- отредактировать ее;

- нарисовать иллюстрации и т.д.

Сформулированные задачи определяют наш план и структуру урока: учащиеся сами составляют план урока, который записывается на доске.

По результатам этой интересной работы мы создадим сборник сказок и назовем ее "Сказки нашего класса...", где пригодятся нам те иллюстрации, что вы раньше рисовали до сказок (народных и литературных), кроссворды, которые вы самостоятельно составляли по содержанию прочитанных произведений.

На следующем уроке мы выберем редколлегию, которая будет редактировать ваши сказки, готовить их к печати. Следовательно, максимум самостоятельности, внимания, фантазии. Желаю вам на урок творческого вдохновения!

II. Актуализация опорных знаний (обобщение знаний о литературную сказку).

(Этот структурный элемент урока проводится в виде конкурса - викторины).

- Наш путь к самостоятельному написанию сказки состоит из нескольких шагов, которые должны привести нас к успеху.

Шаг первый имеет целью определение того, как хорошо вы помните содержание прочитанных сказок, были внимательными читателями, обращали внимание на детали, на художественное слово.

"Дрова громко зашкварчали и начали трещать, словно там, в печи, кто-то лущив орехи. По окнам, полу и потолку бегали розовые зайчики ".

- Из какой сказки отрывок? ("Потерчата").

- Кто является автором сказки? (Королей-Старый).

- Что это за зайчики, которые бегали по комнате?

"Так прошел год. Поступали годовщина того дня, когда он стал царствовать ".

- Кто стал царствовать?

- Что означает слово царствовать? Над кем он правил?

- Как прошел тот год?

"Однажды в хлеву случилось несчастье. Как приходил вечером хозяин с большой охапкой сена для коз, то его неожиданно позвали из хлева..."

- Какая сказка?

- Кто автор?

- Какое несчастье случилось?

- Кто помог избежать трагедии?

- Назовите персонажей, которые участвуют в этом эпизоде сказки.

Там, где горы и долины,

Где гуляет ураган,-

Там цветет красота-страна

Со странным именем ...

- Каким именем?

- Из какого произведения отрывок?

- Кто автор?

- Чем отличается от предыдущих отрывков сказок?

- Что такое ураган? Каким вы себе его представляете?

"Люди приходили в палату и не могли надивиться из такого чуда... "

- О каком чуде идет речь?

- Из какой сказки это предложение?

- Кто автор?

- Какова главная мысль этой сказки?

- Назовите главных действующих лиц.

- Какие фантастические герои появляются в этой сказке? Какую роль они играют в раскрытии сюжета?

"Ой, была же тогда потеха - ...".

- Какая была потеха?

- Из какой сказки начало предложения?

- Кто автор?

- Чем отличается от предыдущих отрывков сказок?

- Что хотел сказать автор своей сказкой? О чем она? (определение темы и идеи произведения).

Шаг второй - Угадай героя по его описанию.

Этот элемент урока предусматривает проверку усвоения понятий "портрет", "персонаж", знание текстов прочитанных сказок.

1) " Была она и сама такая рыхлая, как мох. Имела долгую вовничку, что, словно шелком, покрывала все ее тельце. Сама только мордочка была голенький и напоминала садовую желто-горячую цветочек - "братки". И были еще в нее голенькі снизу розовые лапки.

... Имела переменную вовничку, которая вдруг сама собой делалась того цвета, что и те вещи, у которых они бывают ..."

2) " Сегодня рано Святой Николай вылепил меня из небесной глины, присмотритесь, какая она голубая. И оживил меня своим духом.... Неслыханный синий зверь, весь в колючках и с таким здоровенным, словно вылитым из меди, хвостом..."

3) Голова его словно бочка,

Глаза - будто арбузы

Имел он нрав теплую и искреннюю,

Еще и лукавинку в глазах.

И была накидка серая

........ на плечах.

Лоскотливі он имел усы

И мягкие, словно пух.

И мягкие волосы русые

Рассыпалось до ушей.

4) "Он был с детства разговорчивым, веселым, любознательным, его всегда можно было видеть среди людей, потому что он не любил одиночества.

... Все увидели, как он изменился за последнюю ночь. Вместо седины - золотые кудри, вместо склоненной старческой фигуры - прекрасный юноша..."

5) "Весь был измазан черным глиной, по всему лицу было размазано грязь, выглядел он, как мокрая курица, а на самом носу налипла добра куча грязи, что висела, словно кишка у индюка..."

(Чей это портрет? Что вызвало такой вид героя? Или это портрет главного героя?

6) "Были малюсенькие, совсем голые, с большими блестящими глазами и сторчоватими синеньким чубиками на головках. Бежали они резво, только их маленькие кривые ножки не могли широко ступать, а они шли вперед очень медленно..."

- Герои каких сказок предстали перед вашим воображением благодаря описанию?

- Что такое персонаж произведения?

- Назовите тех персонажей литературных сказок, портретов которых я не зачитывала.

- Что такое портрет?

- Какую роль играют портреты в литературных сказках? Для чего автор приводит описание внешности героев?

- Какими средствами автор описывает внешний вид героев?

- Найдите в приведенных портретах эпитеты, метафоры, сравнения, синонимы, антонимы. Какую роль они играют в тексте?

- Как можно с помощью позамовних средств передать характер героя, его важнейшие черты? Давайте попробуем представить потерчат, Хуху.

Шаг третий - "Открой секреты литературной сказки" имеет целью обобщение знаний о смысловые и структурные особенности литературных сказок разных видов, специфику каждого вида. Проводится в виде соревнования между рядами - какой ряд быстрее даст ответ на большее количество вопросов.

Ваши ответы на вопросы и выполнение заданий доказали, что тексты сказок вы знаете, остался последний шаг - самый сложный. Нам нужно определить особенности литературных сказок, раскрыть секреты их создания.

- Что такое сказка?

- Что такое литературная сказка? Чем она отличается от народной?

- От какого лица, как правило, описываются события в литературной сказке? (От автора, от персонажей.)

- Что такое язык автора? А что такое речь персонажа? (Речь действующих лиц).

- Какую роль играет портрет в литературной сказке?

- Что составляет основное содержание большинства сказок?

- Борьба каких двух противоположных сил происходит в сказке?

- Какая сила при этом побеждает?

- На какие две группы можно разделить действующих лиц в сказках? По каким признакам?

- Какие художественные средства использовали авторы сказок?

- Какие необычные события в них происходят?

- Какие виды сказок вы знаете?

- Назовите сказки о животных. В чем заключается их особенность? Знаете ли вы литературные сказки о животных?

- Назовите героико-фантастические сказки. Кто выступает их героями? Какие события происходят? Что лежит в основе таких сказок?

- Что составляет специфику бытовых сказок? Назовите примеры таких сказок и их персонажей.

- Какие литературные сказки (украинские, зарубежные) вы знаете? Назовите их авторов.

- Какие из них понравились? Почему? Чем?

- Можно назвать литературной сказкой переработку писателем народной? Почему? Из таких сказок вам известны?

Итак, мы сделали последний третий шаг, который отделял нас от мира настоящей, новой, пока что не существующей сказки.

- А что нужно, чтобы она появилась? Правильно - воображение, фантазия, мечта, желание.

Скачок воображения: представьте, что мы стоим перед лентой, на которой написано: "Сказка - это замечательная мечта", а вдали находится дом, в окнах которого светятся слова:

Заглядывает в окно сказка

Серыми глазами,

Материнская добрая ласка

У нее за плечами.

(В.Симоненко).

Задачи:

А) Дать ответ на вопрос:

- Какой представляется вам сказка, которая заглядывает в окно? Может, и в окна нашего класса она тоже заглядывает, но каждый видит ее по-разному.

- Разве могут у сказки быть серые глаза?

- Как вы понимаете эту метафору?

- На что указывает эпитет "седые"?

Наиболее характерный признак сказки передается словами "добрая ласка"?

- Что привносит в стихотворение эпитет "материнская"?

- Какие сказки вам читала или рассказывала мама в детстве?

Б) Устное высказывание учащихся о том, какой они видят (представляют) свою будущую сказку.

Ш. Подготовка к составлению сказки.

1. Работа над построением технологической карты будущей сказки

Мы с вами вспомнили особенности литературных сказок. Вы уже не раз писали на уроках языка сказки. Но на этот раз задача у нас особое, поскольку сказки будут опубликованы в альманахе. Поэтому мы должны придерживаться всех требований к этому литературному жанру. Для успешной творческой работы составим технологическую карту.

 

Технологическая карта к составлению сказки

ЗАГОЛОВОК

Сказка о ...

 

Тема (о кого, что? идет речь)

Борьба добра и зла (конкретизировать)

 

Основная мысль (что я

хочу сказать своей сказкой)

Добро всегда побеждает зло (надо делать выводы из прочитанного)

 

Действующие лица (герои, персонажи) 2-3, которые олицетворяют хорошие или плохие черты характера

Люди, растения, животные, мифические существа, явления природы, предметы, планеты и т.д

 

Структура:

- зачин;

- развитие событий;

- концовка

В одном царстве... Жили-были... Первый раз... Второй раз... Третий раз... Жили они долго и счастливо....

 

Вид сказки:

- о животных;

- фантастическая;

- социально-бытовая

Животные, олицетворяющие человеческие черты; яркий нереальный сюжет с вымышленными героями, противопоставление хороших и плохих поступков, наличие богатых и бедных героев

 

Языковые средства:

наличие слов с переносным значением, эпитетов, антонимов, синонимов, повторов, фразеологизмов.

Солнце спрашивает девушку, Волк говорит...

Говорили-говорили и.. Добрые люди, умный брат, бедный-богатый Золота видимо-невидимо Как кот наплакал...

 

 

2. Обоснование выбора вида сказки, темы, действующих лиц.

Высказывания учащихся по поводу своего выбора. Например:

"Я выбрала фантастическую сказку, потому что с детства люблю все необычное, волшебное. Люблю мечтать, придумывать разных существ, поэтому в моей сказке будут жить русалочки, летучие рыбы, морские пираты. Русалочка будет молодой, мечтательной, доверчивой. В моей сказке на судьбу главной героини выпадет серьезное испытание - ей причинят боли друзья, которые ее изменят, но она выдержит и в конце концов объяснится, простит летучим рыбкам, которые ее бросят, чтобы полететь за богатым кораблем..."

3. Прослушивание образца сказки, ее анализ.

Жил на Солнышке светлый Дивопромінець. Он был очень любознательным и шустрым, всегда все хотел узнать. И вот однажды ему посчастливилось выйти на поверхность Солнышка. То, что он увидел, поразило и потрясло его до глубины души. В черном Космосе плавали звезды, кометы, планеты, и все имели свой цвет, пели свою песню. А вот планета Земля грустно вздыхала, потому что ее покрыли тяжелые и мокрые серые облака.

Дивопромінець сразу понял, что надо сделать, чтобы Земля стала голубой, светлой, веселой. Он быстро полетел на Землю и вступил в

неравный поединок с черными облаками. И хоть был совсем тоненький и маленький, и смело ринулся в бой и победил. Он разбил полчища туч и пропустил тепло и свет, который излучало Солнце. Земля обрадовалась, но тучи не казались, они швыряли в Дивопромінця градом и дождем, и вдруг он неожиданно переломился...

Но не может погибнуть отважное сердце! Дивопромінець засиял семью волшебными цветами и перевернулся веселым мостику через все небо. С того времени его назвали радугой, потому что от нее становится всем весело, потому что люди знают, что в природе скоро произойдут изменения к лучшему.

Подбор заголовка. Определение героев произведения, основного сюжета, конфликта между силами Добра и Зла.

Решение проблемной ситуации: можно ли считать Марийчин произведение сказкой? Если да, то почему? Если нет, то что нужно сделать, чтобы Маша получила хорошую оценку за домашнее задание с украинского языка.

4. Ситуативное задание к созданию сказки.

Класс по выбору делится на группы:

1) Литераторы-фантасты сочиняют сказку самостоятельно, придерживаясь основных требований к содержания и языкового оформления, но не сдерживая фантазию и воображение.

2) Литераторы-фольклористы составляют сказку за ситуацией: представьте, что к вам обратились с фольклорного журнала с заказом о переработке (осовременивания) известной украинской народной сказки для детей младшего возраста, поскольку в этом почтенном журнале открывается страничка для семейного отдыха. Адресант - писатель, который хорошо разбирается в фольклоре, любит детские сказки; адресат - молодые читатели журнала; цель высказывания - показать красоту и величие украинской народной сказки, ее мудрость и актуальность для любого поколения; стиль - художественный; тип речи - повествование (можно брать сказки для самых маленьких - "Репка", "Колобок", "Рукавичка" и др.).

3) Литераторы-языковеды составляют сказку, в которой героями выступают основные понятия раздела "Синтаксис и пунктуация" или "Текст" или любого другого.

Адресант - волшебник, который прикосновением палочки может оживить любые предметы или понятия (ошибки, оценки, однородные члены предложения, абзац), предоставить им разные черты характера. Единственное, чего не может волшебник, - это нарушать правила и законы языка, хотя может предположить наличие ошибок, непредвиденных ситуаций, которые обязательно исправят ошибки.

IV. Самостоятельное составление сказки выбранного жанра.

1) Работа с черновиком.

2) Проверка и редактирование текста.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. Завершить редактирование сказки. Переписать на отдельные листы бумаги, нарисовать иллюстрации.


 

Терминологический словарик

Зачин - вступление, начало в эпических фольклорных произведениях. Он имеет традиционную форму, указывает на место или время события, знакомит с главными героями, готовит слушателей к восприятию дальнейшего повествования.

Содержательные особенности текста: наличие темы, основной мысли, возможность подобрать соответствующий заголовок, связь между составными частями.

Идея художественного произведения - главная мысль о изображенные в произведении жизненные явления, освещению которой подчинен весь текст.

Сказка - один из самых распространенных жанров устного народнооповідальної творчества. Это эпическое повествование волшебно-фантастического, аллегорического и социально-бытового характера с своеобразной системой художественных средств, подчиненных героизации положительных образов, сатирическому разоблачению отрицательных. Найвизначальнішою чертой сказки является выдумка, творческая мечта, фантазия, которой окрашено каждую оповідку.Казки делятся на следующие основные группы: сказки о животных, героически - фантастические, бытовые (социально-бытовые), приключенческие.

Сказки о животных - самый древний вид сказки, в которой поступки зверей уподобляются человеческим. Чаще всего в них действуют хитрая лисичка-сестричка, волк-братик, медведь, заяц, собака, кошка и другие домашние и дикие животные.

Героико-фантастические сказки - были в давние времена магическое значение, которое со временем было утрачено. Основной особенностью этого вида сказок является воплощение своих мечтаний, торжество добра над злом.Герої этих сказок - смелые, сообразительные богатыри, которые побеждают фантастических сил зла - ведьм, змеев-людоедов, помогают обездоленным, защищают их интересы, используя волшебные предметы и силы.

Бытовые сказки - отражают классовое расслоение общества. Бедняки, батраки, бурлаки борются против угнетателей. Часто в этих сказках выступают персонифицированные образы Судьбы, Горя, Счастья, Правды и Кривды. Сказки превозносят трудолюбие, искренность, благоразумие, а высмеивают праздность, эгоизм, зазнайство, жадность, лживость.

Концовка - заключительная часть художественного произведения (сказки). Как правило, в концовках сказок содержится вывод, поучительный смысл всего повествования.

Реальное - которое существует в объективной действительности, действительное, обратное к мнимого, вымышленного, фантастического.

Структурные особенности сказки: наличие зачина, развития событий, конечности, последовательность изложения содержания, использование языковых средств связи между составными частями, возможность составить план и т.д.

Тема - это предмет речи, то, о чем идет речь (говорится) в произведении; вопрос, требующий ответа, раскрытие в высказывании.

Фантазия - творческое воображение, способность человека создавать новые образы, часто весьма отличные от реальных.

Фантастическое - что-то нереальное, выдуманное, маловероятно, созданное воображением.

Литература

1. Грабовская А.Н. Уроки украинской литературы по программе 2005 года. - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2005. - 172 с.

2. Златів Л., Бондарчук Г. Уроки родного языка в 5-м классе (по новой программе). - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2003. - 200 с.

3. Лановик М., Лановик 3. Украинская народная творчество. - К.: Знание - Пресс, 2001. - 591 с.

4. Мовчан Раиса. Украинская литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. - К.: Генезис, 2005.

5. Нечволод Л.И., Паращич В.В. Сборник учебных и контрольных упражнений и заданий по всем видам речевой деятельности. 5-й класс. - Харьков: Торсинг, 2005. - 128 с.

6. Онискив Н., Бутрин Л. Сборник текстов и заданий для аудирования на уроках украинского языка. 5-11 классы. - Тернополь, 2005. - 128 с.

7. Паращич В.В. Украинская литература. 5-й класс: Планы-конспекты уроков: Харьков: Ранок, 2005. - 272 с.

8. Украинская литература. Программа для общеобразовательных учреждений/под ред. М.Т. Жулинского и Г.В. Мовчан. - К.: Генезис, 2004.