Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская словесность 5 класс конспекты уроков

Говорение как вид речевой деятельности (УРЗМ).

И. Липа "Близнецы" (продолжение). Подарок судьбы и умение им воспользоваться как основная мысль сказки. Составление устных монологических и диалогических высказываний на основе литературного текста

 

Цель: ознакомить школьников с художественными особенностями говорения как одного из видов речевой деятельности, его разновидностями (устным монологом и диалогом), что позволит формировать умение создавать собственные высказывания различных типов и стилей речи на сознательной основе, развивать культуру устной речи, углубить знания о прозаическую речь, помочь учащимся осознать смысл подарков судьбы, воспитывать стремление делать добро, активную жизненную позицию.

Коммуникативный компонент: осознание особенностей говорения как вида речевой деятельности, формирование умений диалогического и монологического вещания, создание собственных высказываний на базе художественных текстов.

Социокультурный: способствовать осознанию школьниками индивидуального назначения каждого человека, ценности человеческой жизни, преимущества работы на будущее над мимолетными радостями современного.

Деятельностный: развитие общеучебных умений сравнивать, анализировать (на примере жизненных путей близнецов), применять полученные знания в измененных условиях, формирование креативного речи и мышления.

Лингвистическая: обогащение речи учащихся новой лексикой, формирование умений использовать языковые средства, адекватные цели и стиля высказывания.

Литературоведческий: углубление знаний о художественных особенностях литературной сказки как жанра, прозаический язык, совершенствование умений литературного анализа произведения.

Оборудование: учебники по украинской литературе для 5 класса, карточки - информаторы, тематические литературоведческие словарики, иллюстрации к произведениям Ивана Липы.

Интеграция: содержательная (текст сказки - собственное выражение), деятельностная (виды речевой деятельности: чтение, говорение), предметная (литературный и языковой содержание урока).

Тип урока - интегрированный, бинарный (развития речи, работы с художественным текстом).

Ход урока

 

И. Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности на уроке, сообщение о особенности бинарных уроков, объявление темы и задач урока.

1. Вступительное слово учителя. Решения кроссворда.

На прошлом уроке литературы мы с вами познакомились со сказкой Ивана Липы "Близнецы", начали ее читать в классе, а дома вы завершили увлекательное путешествие до этого литературного произведения. Какие виды чтения позволили вам освоить содержание этого произведения? (громкое чтение в классе и молчаливое детальное дома). Каковы их особенности? Сейчас вы будете отвечать на вопросы, а ответы мы впишем в клетки кроссворда и ты самым узнаем, кто же наделил братьев-близнецов волшебными возможностями. Но это станет возможным только при условии правильных ответов на вопросы.(Кроссворд в увеличенном виде вывешивается на доске или учитель рисует его.)

 

 

 

 

 

1

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В каком журнале впервые была опубликована сказка Ивана Липы " Близнецы"? ("Звонок ")

2. Какая основная черта характера брата, который любил путешествовать? (Любознательность)

3. Что именно построил веселый брат, чтобы веселить, удивлять людей, делать их счастливыми? (Палату)

4. Что розраджувало даже грустные и тоскливые людей, заставляло забывать о своих проблемах? (Яблочки)

 

2. Построение собственных высказываний-рассуждений на основе материала предыдущего урока литературы, их обсуждение. Мотивация учебной деятельности.

Следовательно, именно Судьба предоставила братьям возможность влиять на жизнь людей, делать их счастливыми, свободными. А что такое Судьба? Давайте заглянем в словарь, выясним значение этого слова.

Судьба 1. Ход событий, стечение обстоятельств, направление жизненного пути, будто не зависит от желания, воли человека. 2. Состояние, в котором находится или будет находиться человек, будущее чего-то или кого-то.

Как вы думаете, в каком из этих значений употребляет слово Судьба Иван Липа? (Судьба - высшая мистическая сила, от которой зависит, счастливо или нет проживет свою жизнь человек. В верованиях нашего народа ощущается своеобразное разделение рока человеческой жизни на Судьбу и Скорби. В украинском фольклоре есть много сказок, пословиц, песен о судьбе). А какая судьба была у писателя?

Вспомните материал прошлого урока, кратко выскажите свое соображение относительно событий его жизненного пути. Как сложилась его судьба? Что, по вашему мнению, больше всего повлияло на жизнь писателя?

Устные рассказы детей (2-3) про Ивана Липу. Например (начинает ученик-эрудит, который получил дом индивидуальное задание): У известного писателя-сказочника Ивана Липы была сложная судьба, как и у большинства украинцев, которым выпало жить на рубеже веков,осуществлять выбор в условиях смены власти, отстаивать свои убеждения. Его знают в Украине не только как писателя, но и гуманного врача, общественного деятеля, который много сделал для утверждения независимости Украины, создания УНР. За свои убеждения он дорого заплатил: сначала свободой (пребывание в тюрьме в Харькове), потом жизнью в эмиграции (умер на Львовщине, которая на то время не входила в состав Украины). Работая врачом, лечил физические недуги людей, Иван Липа также беспокоился об их душу, писал сказки, притчи, легенды, фантастические рассказы для детей, потому что верил, что судьбу Украины будут творить именно они. Поэтому в наиболее известной его сказке дети делают свой выбор - давать людям непродолжительное удовольствие, которое приводит к эгоизму, черствости, работать на будущее своего народа. Иван Липа также сделал свой выбор - и поэтому мы чтим его. По моему мнению, Судьба подарила Ивану Липе художественное мастерство, наделила его душевным богатством, которым он щедро делился со своими читателями. Он правильно воспользовался подарком, писал сочинения в течение ЗО лет, несмотря на жизненные трудности.

- Понравилось ли вам высказывание вашего одноклассника?

- Чем именно, что хотел донести до вас рассказчик?

- Все ли вам было понятно?

- Какой тип речи использовал ученик?

- Как можно было бы усовершенствовать услышанное?

- Что добавить, чем конкретизировать?

- А возможно что-то исправить в устной речи? Почему?

Вид речевой деятельности только был вам продемонстрирован? (Говорение.)

- Могли бы мы существовать, общаться, учиться без этого вида речевой деятельности?

Безусловно, нет. Говорение сопровождает нас с первых лет жизни. Если посчитать часы, что мы проговорили, получилась бы солидная цифра. Но означает ли это, что мы уже все знаем о говорение, умеем красиво общаться в любых ситуациях, всегда правильно передаем свои мысли? Тоже нет. А это означает, что на сегодняшних уроках мы познакомимся с особенностями говорения как вида речевой деятельности, его разновидностями. Помогут нам в этом карточки-информаторы, работа с текстом, словарики и ваша внимательность, любознательность, любопытство, желание выразить свои мысли о сказке Ивана Липы "Близнецы", жизнь братьев и роль даров Судьбы.

3. Формулировка задач урока учащимися, коррекция и запись на доске:

- углубить знания о говорение как вид речевой деятельности;

- выявить особенности диалогического и монологического вещания;

- заключить словарик понятий, связанных с говорением;

- озвучить нарисованные дома иллюстрации к сказке "Близнецы";

- закрепить знания о литературную сказку;

- высказать свои соображения о том, как близнецы использовали дары Судьбы;

- оценить свои монологические и диалогические высказывания.

Итак, у нас сегодня необычный урок и по количеству часов (2), и по задачам (литературно-языковыми), и видам деятельности на уроке. Поэтому записанные задачи станут своеобразным планом, по которому мы шаг за шагом будем приближаться к цели: научиться правильно и уместно строить диалогические и монологические высказывания на любую тему с соблюдением правил общения.

II. Организация познавательной деятельности. Проработка теоретического материала (говорение как вид речевой деятельности).

1. Работа с карточкой-информатором.

Чтение помещенного материала, выписывание определений говорение, диалога, монолога, особенностей устной речи. (С этой карточкой ученики будут работать и на других уроках, посвященных особенностям монологического, диалогического речи).

 

Карточка-информатор Говорение как вид речевой деятельности

Говорение - один из продуктивных видов речевой деятельности, который реализуется в устной речи в двух формах - диалогической и монологічній. Говорение - багагоаспектне и сложное явление, которое: 1) выполняет в жизни человека функцию общения; 2) является одним из видов человеческой деятельности; 3) порождает вещания. Мы говорим не для того,

чтобы что-то сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить, каким-то образом на кого-либо повлиять, проявить внимание к кому-то и т.п., то есть говорение всегда имеет определенную цель, мотив, в его основе - потребность. Оно всегда направлено к адресату (одного лица или неограниченного количества лиц).

Устная речь имеет свои особенности, оно характеризуется:

1) обращенностью к слушателя или слушателей;

2) контактністю с собеседником (тот, кто говорит, непосредственно обращается к слушателю, чувствует его реакцию и может, в зависимости от этой реакции, изменять высказывания);

3) богатством интонационного оформления;

4) использованием большого количества позамовних средств (мимика, жесты, взгляд и т.п.);

5) определенным темпом;

6) специфическим набором языковых, речевых средств, своей структурой:

7) линейностью во времени (одномоментністю), поскольку возврат к какому-либо отрезка речи невозможно.

Диалог - разновидность разговорной речи, процесс речевого взаимодействия двух или нескольких участников общения, форма устной речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих, непосредственной связью высказываний с ситуацией.

Особенности диалогической речи:

- эмоциональная забарвленність:

- ситуативность;

- спонтанность;

- двусторонний характер.

Функции диалогической речи: а)сообщение информации; б) принятие/непринятие информации; в) обмен суждениями; г) обоснования своей точки зрения; г) взаємопереконання. В зависимости от функций выделяют следующие типы диалогов: диалог-расспрос; диалог-договоренность; диалог-обмен мнениями; диалог-обсуждение.

Монолог - это устное (письменное) высказывание одного человека с целью сообщения информации, влияния или побуждения к действию, которое преимущественно предварительно обдумывает. Монолог предполагает самостоятельное развертывание высказывания, что характеризуется завершенностью мыслей, полнотой выражения, литературным языком.

Монологические высказывания делятся на:

- монологи-описания;

- монологи-рассказы;

- монологи-размышления (рассуждения);

- монологи-убеждение.

2. Беседа по основным содержанием карты.

- Что такое говорение?

- С какой целью мы говорим?

- Какие функции выполняет говорения?

- Какие особенности устной речи вы знаете?

- Как вы понимаете смысл слов контактность, зверненість до слушателей?

- Какие позамовні средства общения вы знаете? Какую роль они выполняют? Продемонстрируйте это.

- Что такое диалог?

- Какие функции диалогической речи вы знаете?

- Какие особенности диалога?

- Какие типы речи вам известны?

- Что такое монолог?

- Какие есть особенности монологического вещания?

- Какие типы монологов вам известны? Приведите примеры различных видов монологических высказываний, с которыми вы встречались на уроках украинского языка и литературы.

3. Закрепление понятия "говорение".

A) Работа в парах.

Каждый ученик составляет 7 вопросов по содержанию памятника (письменно), пытаясь охватить все ключевые понятия, затем задает их своему соседу по парте, выслушивает ответы, оценивает.

Б) Решения проблемного вопроса (коллективная работа): можно Ли считать деятельность, которой вы сейчас занимались, диалогом? Если да, то почему? Если нет, то тоже почему?

Вывод после дискуссии: то, что происходило в парах, похоже на диалог, поскольку принимали участие 2 человека, были вопросы и ответы (двусторонний, контактный характер). Но были и существенные отличия: специально подготовленный характер вопросов (не спонтанное речи), не было быстрой реакции на ответы, внесение коррекции, уточнения, отсутствие эмоциональной окраски, неполноты и т.д.

B) Работа в группах. Класс делится на 5 групп, которые выполняют различные варианты творчески-ситуативных задач.

 

Карточка 1

Представьте, что вам нужно выступить с сообщением "Говорение как вид речевой деятельности" перед учениками 3-го класса. Пользуясь карточкой-информатором, подготовьте выступление, приведите свои примеры для иллюстрации.

Тема: говорение как вид речевой деятельности.

Адресат речи - учащиеся 3-го класса (урок развития речи, подготовка к устному переводу текста).

Цель - кратко охарактеризовать говорения, его особенности, роль в жигті человека, чтобы подготовить учащихся к устному переводу (информация).

Стиль речи - научный (научно-популярная разновидность)

Тип речи - монолог.

Форма речи - устная.

Примечания: в высказывании должны быть все структурные элементы текста (вводное предложение-зачин; основное содержание с примерами; вывод).

 

Карточка 2

Вам поручили выступить на заседании кружка ораторского искусства с сообщением об особенностях устной речи. Пользуясь карточкой-информатором, подготовьте сообщение, приведите свои примеры для иллюстрации, случаи из жизни и т.д.

Тема - устной речи и его особенности.

Адресат речи - члены кружка ораторского искусства.

Цель - лаконично и содержательно рассказать об особенностях устной речи, его роль в жизни человека (влияние).

Стиль речи - научный (научно-публицистический разновидность).

Тип речи - монолог.

Форма речи - устная.

Примечание: обратите особое внимание на 7 основных характеристик устной речи, старайтесь каждую проиллюстрировать примером.

 

Карточка 3

Представьте, что вы посещаете занятия-тренинги в школе "хорошо Общаемся". Вам нужно выступить перед ее слушателями об особенностях диалогической речи. Пользуясь карточкой-информатором, подготовьте сообщение.

Тема - диалог, особенности диалогической речи, типы диалогов.

Адресат - слушатели школы "Общаемся хорошо", ученики разных школ.

Цель - так рассказать об особенностях диалогической речи, чтобы повысить культуру общения слушателей (информация + влияние).

Стиль речи - научный (научно-популярная разновидность).

Тип речи - монолог с элементами диалога

Форма речи - устная.

Примечание: для достижения цели нужна помощь членов группы, чтобы проиллюстрировать различные типы диалогов. На каждый тип разыграйте диалог из 2-3 реплик. Например, диалог-расспрос:

- Ты прочитал сказку Ивана Липы "Близнецы"?

- Да, прочитал.

- Тебе понравилось?

- Очень, особенно фантастические элементы.

 

Карточка 4

Представьте, что вам нужно выступить с сообщением об особенностях устного монолога, его разновидности перед членами школьного кружка ораторского искусства. Пользуясь материалами карточки-информатора, подготовьте информацию.

Тема - монологическую речи, его особенности, типы монологов.

Адресат речи - члены школьного кружка ораторского искусства.

Цель - кратко охарактеризовать устный монолог как разновидность речевой деятельности, чтобы повысить культуру монологического вещания кружковцев (информация + влияние).

Стиль речи - научный (научно-публицистический разновидность).

Тип речи - монолог.

Форма речи - устная.

Примечание: Обратите внимание на типы монологов, каждый из них проиллюстрируйте примерами. Например, монолог-описание используется тогда, когда нам нужно дать представление слушателю о внешний вид, свойства каких-либо предметов, явлений, людей. Мы на уроках РЗМ описывали животное, любимый цветок с украинского веночка, на уроках литературы описывали любимого героя народной сказки.

 

Карточка 5

Игра "Найди логическую пару". Игроки внимательно знакомятся с таблицей, находят основные характеристики, присущие диалогу и монологові. Свой выбор устно обосновывают, приводят примеры. В результате получается сообщение на тему: "Общее и отличное между монологом и диалогом".


 

 

Виды речи

Признаки видов речи

ДИАЛОГ

Подготовленное;

 

Самостоятельное;

 

Направлено на собеседника или

 

аудиторию;

 

Обоснование своей точки зрения;

 

Эмоциональная окрашенность;

 

Описательность;

 

Обмен мнениями;

 

Целенаправленное;

МОНОЛОГ

Спонтанное;

 

Двусторонний характер;

 

Спонтанность;

 

Связное высказывание"

 

Устная форма;

 

Контактность;

 

Неполнота;

 

Наличие позамовних средств

 

4. Подведение итогов этого этапа урока, выставление оценок за устные сообщения. Итак, три из семи задач урока мы уже выполнили, теперь можем идти дальше, обсуждать прочитанную сказку Ивана Липы.

III. Работа над сказкой Ивана Липы "Близнецы", ее смысловыми и художественными особенностями.

1. Нахождение в тексте сказки примеров диалога, их выразительное чтение и обсуждение.

Вы уже знакомы с текстом сказки. Ее действующие лица? (Братья-близнецы, мать, Судьба, старый дед, звери-помощники и много необычных фантастических вещей). А с чего начинается сказка? (Из беседы матери с Судьбой). Как вы думаете, важна была эта встреча и разговор для дальнейшего развития событий? Могла бы эта сказка продолжаться, если бы эта беседа не состоялась? Давайте прочитаем этот отрывок, но в лицах.

2. Чтение текста в лицах от слов "Женщина сидела в тяжелой задумчивости..." до "...дай другу счастья для современных, втором для будущих."

Докажите, что это - диалог, используя монологическую речь (монолог-рассуждение), А что характерно для монолога-рассуждения? (Наличие тезиса, доказательств, выводов). Главная мысль монолога нам известна, вывод тоже, поэтому вам нужно подобрать убедительные доказательства.

3. Построение мини монолога-рассуждения по схеме-опорой, углубление знаний о диалог и монолог в литературном произведении.

Тезис: Этот отрывок из сказки является диалогом, потому что:

Во-первых,

Во-вторых,

В-третьих, .....

В-четвертых, .

Вывод: Итак, основные характеристики анализируемого отрывка - контактность, двусторонний характер, эмоциональная окрашенность, .... неполнота, доказывает, что это - диалог

А отличается ли диалог из сказки от тех диалогов, что вы составляете на уроках украинского языка, общаетесь между собой? Давайте заглянем к нашему словничка и прочитаем значение диалога в литературоведении.

А срок монолог тоже несколько по-другому понимается учеными, которые изучают язык художественных произведений. Снова обратимся к словничка.

Возможно ли, чтобы монолог был составной частью диалога? Может, вы встретили пример в тексте сказки. Давайте прочитаем еще один отрывок из сказки от слов "Где-то далеко спрятан такой барабан..." до слов "...надо ее разгадать"(с.85). Обратите внимание на языковое оформление. Как передаются реплики персонажей на письме? Сколько человек участвует в разговоре? Обратите внимание на первую реплику, в которой дед рассказывает внуку сказку. Можно ли этот рассказ считать монологической? Почему?

4. Беседа по тексту сказки.

- Что попросила мать у Судьбы для своих детей?

- Чем одарила Судьба мальчиков и что вложила в душу каждого?

- Как ты понимаешь значение подарков?

- Как случилось, что счастье родителей принесло за собой несчастье детям?

- Как жилось людям в сказочном царстве, почему?

- Как и почему они стали рабами?

- Что случилось с веселым братом после захвата страны соседним царем?

- Как сложилась судьба любознательного брата?

- Как вы думаете, почему именно ему суждено освободить из неволи родной край?

- Какие чудодейственные (волшебные) предметы получил меньший брат? Как ему это удалось?

- Как и почему изменился мудрый любознательный брат за последнюю ночь?

- Что в произведении является реальным, а что фантастическим?

- На каком языке написана сказка? Сильно ли она отличается от повседневной? (По А.М. Грабовською, с.50-51)

Чтобы правильно и полно ответить на последний вопрос, нам нужно еще раз обратиться к тексту сказки и провести наблюдения за языком произведения.

5. Ознакомление с понятием "прозаическая речь" (теория литературы) происходит коллективно:

A) учащиеся читают последний абзац сказки ("Когда же мудрый брат"...);

Б) ставят ударения в словах, составляют в тетрадях схему текста,

обозначив ударные и безударные слоги специальными отметками;

B) проводят наблюдения: ищут закономерности в расположении складов, незнакомые и непривычные для разговорной речи слова;

Г) читают в словничку и школьных учебниках по литературе определения прозаической речи, сравнивают прочитанное со своими выводами относительно языковых особенностей отрывка;

Д) формулируют вывод: главный признак прозаической речи - неупорядоченный, произвольный характер размещения ударных и безударных слогов, ее близость к разговорной речи.

IV. Формирование и совершенствование умений строить собственные высказывания.

1. "Художественный вернисаж"(Обзор рисунков).

На сегодня вы все нарисовали иллюстрации к сказке "Близнецы". Давайте сейчас устроим выставку ваших рисунков (на доске и специальном стенде вывешиваются иллюстрации учащихся). На каждом вернисаже должны быть экскурсоводы-искусствоведы. А кто лучше вас знает, что изображено на картине. Вы можете рассказать о своем замысле и то, как он реализован в рисунке.

Итак, ваше выступление должно иметь следующие элементы:

- тема произведения;

- какой именно эпизод сказки вы ілюструєте;

- кто изображен на вашем рисунке, что делает, как это его характеризует;

- предметы (вещи) изображено, какими цветами, как они помогают раскрыть творческий замысел;

- Что именно вы хотели сказать своим рисунком, удалось ли вам это сделать?

2. Аукцион. Лучшие рисунки выставляются на продажу (можно запрашивать класс, что изображено, какая основная мысль иллюстрации). Проданы "картины" остаются в классе.

3. Работа над построением высказывания-характеристики братьев - близнкжів (развитие монологического вещания).

На большинстве ваших рисунков изображен главных героев произведения, те подарки, которыми наделила их Судьба. Поэтому сейчас мы будем подбирать языковой материал, который позволил бы нам охарактеризовать братьев (их нравы и как они воспользовались дарами Судьбы).

А) выборочное чтение текста, выписывание языкового материала по вариантам:

1-й вариант - характеристика "веселого" брата;

2-й вариант - характеристика любознательного брата.

Б) заполнение таблицы, которая рисуется на доске, в тетрадях.

 

 

 

 

Первый брат

Второй брат

Удача

Разговорчивый, веселый, был всегда среди людей, не любил одиночества, сочувственный, хотел, чтобы все были счастливыми.

Молчаливый, спокойный, задумчивый, наблюдательный, мечтательный, заглядывался на звезды, любил путешествовать, думал о будущем.

Подарки Судьбы

Понимание человеческих страстей.

Три яблочка: одно стеклянное, второе золотое, а третье - обычное

Любознательность. Маленький земной шар с горами, морями и небом голубым.

Как воспользоваться дарами Судьбы?

Остался в родном крае, построил палату, развлекал и утешал людей, не думал о будущем, полагался на действие волшебных яблок; умер с горя, когда завоеватели разрушили палату, разбросали яблоки. Страна осталась в неволе.

Много путешествовал, хотел больше знать, все понимать, лучше познать человеческую жизнь; обошел всю землю и седым стариком вернулся домой, в порабощенную страну, с помощью разума одолел злые чары, освободил Родину и снова стал прекрасным юношей.

 

В) Построение устных монологических высказываний по материалам таблицы.

Г) Рецензирование высказываний (обращается внимание на содержание, языковое оформление и структурные элементы, последовательность изложения материала и т.д.), оценивания.

4. Составление диалогов (формирование умений диалогической речи).

Представьте ситуацию: "младший" любознательный брат возвращается из странствий домой, в порабощенную страну, и видит на руинах палаты своего "старшего" брата-близнеца, который собирает разбросанные изуродованные волшебные яблочки. Разговор мог бы произойти между братьями?

Тема: нужно правильно воспользоваться дарами судьбы.

Опорная лексика: счастья, словно счастливые (ненастоящее счастье), мгновенные потребности, будущее, жизнь, воля, независимость, ценности, неволя, завоеватели, мудрость, вознаграждение, чары...

5. Итог урока проводится в форме беседы по записанным планом: что сделали на уроке, что больше всего понравилось, какие новые понятия рассматривались, чему учит сказка. Липы "Близнецы" и др.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение "Что, по-твоему, означает "быть мудрым"?"

 

Терминологический словарик

Говорение - один из продуктивных видов речевой деятельности, который реализуется в устной речи в двух формах - диалогической и монологічній.

Говорение - многоаспектное и сложное явление, которое: 1) выполняет в жизни человека функцию общения; 2) является одним из видов человеческой деятельности; 3) порождает вещания.

Диалог - разновидность разговорной речи, процесс речевого взаимодействия двух или нескольких участников общения, форма устной речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих, непосредственной связью высказываний с ситуацией.

Диалог (в литературоведении) - разговор действующих лиц, которая широко используется в художественной литературе как средство более глубокого раскрытия персонажей и развертывания сюжета произведения.

Монолог- это устное (письменное) высказывание одного человека с целью сообщения информации, влияния или побуждения к действию, которое преимущественно предварительно обдумывает. Монолог предполагает самостоятельное развертывание высказывания, что характеризуется завершенностью мыслей, полнотой выражения, литературным языком.

Монолог (в литературоведении) - размышления персонажа вслух, разговор с самим собой или слушателями. В этом случае автор монолога раскрывает переживания персонажа, сложность и противоречивость его взглядов. Иногда монологом называют большое по размеру обращение одного персонажа к другим (тогда монолог - составная часть диалога).

Монологические высказывания делятся на:

- монологи-описания;

- монологи-рассказы;

- монологи-размышления (рассуждения);

- монологи-убеждение.

Особенности диалогической речи: эмоциональная забарвленність; ситуативность; спонтанность; двусторонний характер.

Полилог - (многоголосие) - беседа, в которой одновременно участвует много людей; ливень реплик, междометий, замечаний, которые подаются в тексте без указания на имена тех персонажей, которым они принадлежат.

Прозаическая речь - (от латинского prosus - свободный, прямой) - так называют язык произведений, написанных не стихом, а в соответствии с нормами разговорной речи. В языке прозаического произведения имеющиеся частые переходы от одного порядка расположения слов, типа фразы к другой, отсутствует подчеркнутая ритмізація, деление на стихотворные строки.

Устная речь имеет свои особенности, оно характеризуется обращенностью до слушателя или слушателей; контактністю с собеседником (тот, кто говорит, непосредственно обращается к слушателю, чувствует его реакцию и может в зависимости от этой реакции изменять высказывания); богатством интонационного оформления; использованием большого количества позамовних средств (мимика, жесты, взгляд и т.п.); определенным темпом; специфическим набором языковых, речевых средств, своей структурой; линейностью во времени (одномоментністю), поскольку возврат к какому-либо отрезка речи невозможно.

Функции диалогической речи: а)сообщение информации; б) принятие/непринятие информации; в) обмен суждениями; г) обоснования своей точки зрения; г) взаємопереконання. В зависимости от функций выделяют следующие типы диалогов: диалог-расспрос; диалог-договоренность; диалог-обмен мнениями; диалог-обсуждение.

Литература

1. Грабовская А.Н, Уроки украинской литературы по программе 2005 года. - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2005. - 172 с.

2. Златів Л., Бондарчук Г. Уроки родного языка в 5-м классе (по новой программе). - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2003. - 200 с.

3. Мовчан Раиса. Украинская литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. - К.: Генезис, 2005.

4. Нечволод Л.И., Паращич В.В. Виды речевой деятельности. Сборник учебных и контрольных упражнений и задач. 5-й класс. - X.: ТОРСИНГ ПЛЮС, 2005. - 128 с.

5. Нечволод Л.И. Говорение: Сборник учебных и контрольных упражнений и задач. 5-11 классы. - X.: Торсинг, 2004. - 208 с.

6. Паращич В. В. Украинская література.5 класс: Планы-конспекты уроков. - X.: Веста, 2005. - 272 с.

7. Украинская литература. Программа для общеобразовательных учреждений/под ред. М.Т.Жулинського и Р.В.Мовчан. - К.: Генезис, 2004.