Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА

 

Сказки разных народов чрезвычайно разнообразны, но в то же время имеют немало общего. Читая их, старайся понять, что роднит эти произведения и чем они отличаются; почему сказки любят и дети, и взрослые; почему интерес к ним не угасает на протяжении многих столетий.

• Прочитайте название сказки. Подумай, где и при каких обстоятельствах могут встретиться царь зверей и маленький мышонок.

 

СИЛЬНЫЙ ЛЕВ И МАЛЕНЬКИЙ МЫШОНОК

 

Болгарская сказка

Поймал как-то охотник льва, связал его, а товарища своего послал в город купить цепи, чтобы надежнее связать сильного зверя. Тем временем привязал льва дуба веревкой и пошел.

Лев страшно ревел, аж деревья гнулись, рыл землю лапами - все вокруг порыв. А под тем дубом была норка. В ней сидело мышонок и трясся от страха, слыша тот рев. Когда наконец лев устал реветь и грести землю, мышонок вылез посмотреть, что же там такое. Зиркнуло туда-сюда, ничего страшного не увидел и спрашивает у льва, что это был за шум.

Тот повилял хвостом и буркнул сердито:

- Вон отсюда, тебя еще здесь не хватало!

Мышонок злякалось и спрятался в норку. Но долго усидеть там не могло и вылезло снова, только на этот раз лев прогнал его. Третий раз выглянуло мышонок и спрашивает льва:

- Скажи мне, друг, что тебе? Ану же как я помогу?

- Или ты не видишь? Поймал меня охотник, привязал к дубу, а товарища своего послал по цепи. Хочет ли он связать меня и забрать в город, чтобы там посмеялись с меня. Всякий, кто увидит меня, скажет: «То, выходит, и царь зверей может быть посмешищем!» Как же ты мне поможешь, такое малое и слабосильные!

- Вот и всего хлопот? Чего же ты сразу не сказал? - удивился мышонок. - Смотри только, как я тебя порятую.

Вылезло мышонок льву на шею - гризь, гризь, гризь! - и перегрызло веревку.

- Теперь беги, лев! - радостно произнесло мышонок. Видит лев, свободный, и ну бежать. Бежит и думает:

«Как это оно так случилось? Я, такой большой и сильный, царь над всеми зверями, гроза малых и больших, как же я опозорился! В голове не укладывается! Дожился - стал должником какого-то ничтожного мышонка! Выходит, и самый сильный, и самый большой не знает, кто ему пригодится! Значит, со всеми - и с малыми, и с большими - надо жить в мире».

Перевод Людмилы Грицык

• К какому виду сказок относится прочитанное тобой произведение?

• Какое бедствие постигло льва? Что больше всего угнетало царя зверей? Прочитай его слова по этому поводу.

• Лев мог самостоятельно освободиться из плена? Почему тогда он прогонял мышонок?

• Сколько раз мышонок пыталось помочь льву? Как называют такую особенность сказок?

• Какому выводу пришел лев, размышляя над своим приключением? Выскажи собственное отношение к случаю, описанному в сказке.

• Каким ты представляешь льва в начале и в конце произведения?

• Проследи, как менялось внутреннее состояние льва: бесился от бессилия; мучился, что может стать посмешищем; растерялся, когда его спасло маленький мышонок; успокоился, поняв жизненную истину.

• Прочитай название бирманской сказки. Какие события, по твоему мнению, будут происходить в произведении?