Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

УКРАИНСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

 

ПРО ОХА-ЧУДОТВОРА

 

(Сокращенно)

Были себе дед и баба, и был у них один сын. Вот баба деду и говорит:

- Дед, отведи его в школу!

Вот дед взял сына и пошел в школу. Ведет и ведет, когда видит - стоит гора, высокая, страх. Вот он зашел на гору и говорит:

- Ох!

Когда выходит господин и говорит:

- Зачем ты меня зовешь?

- Я вас не зову. Я взошел на гору и говорю: «Ох!»

- Я именно тот Ох. Куда ты ведешь своего сына?

- И поведу его в школу куда-нибудь.

- Оддай мне, я его выучу.

- А что же вам необходимо оплатить за год?

- Сделай мне копу1 ложечек.

- Ну, хорошо.

Вот дед приходит домой и говорит бабе:

- Отдал сына в школу.

1 Копа - здесь: старинная единица счета, равна 60.

- Кому же ты отдал?

- Оху!

- Что же ему за то?

- Копу ложечек.

Вот дед сделал копу ложечек,

приносит в Оха, а Ох ему и говорит:

- Постой, я внесу твоего сына. Пошел Ох и приносит три

яструбці. Дал им еду, а после и говорит:

- Познай своего сына!

А дед говорит:

- Не узнаю!

- Ну, иди домой и сделай мне копу тарелочек...

• Воспроизведи дальнейшее развитие событий, опираясь на схему, размещенную на первом форзаце учебника.

- Ну, иди и принеси мне копу ложечек...

А дедов сын в Оха дрова рубит и говорит наймычке:

- Как придет мой отец, то я буду с правой стороны стоять и ногой топать.

Вот приходит отец к Оха, а служанка и говорит ему:

- Ваш сын будет с правой стороны стоять и ногой топать.

Приходит Ох и говорит:

- Иди, дед, в конюшню.

Приходит дед в конюшню - когда стоит таких три жеребцы, что страх. Вот дед и говорит:

- Вот это мой сын!

- Ну, бери, - говорит Ох.

Взял дед своего сына и пошел домой. А сын и говорит по дороге:

- Как же нам денег заработает?

- Как же мы заработаем? - говорит отец.

Вот сын сразу перевернулся ястребом и говорит:

- Меня ни за что не продавайте, как за сто рублей.

Вот тот ястреб все сидит на плече, а как где перепелка споет, так он полетит и принесет ее.

Едет господин, увидел того ястреба и говорит:

- Что тебе за яструбця?

- Сто рублей.

Вынул господин и дал за того ястреба сто рублей, а ястреба взял, посадил на плечо и поехал себе. Тот ястреб носит и носит перепелки, а по одной как погнался, и в яр1, а в овраге перевернулся зайцем; потом прибежал к отцу, перевернулся парнем и пошли вдвоем домой и живут себе.

Услышали они, что в таком-то городке ярмарка, сын и говорит отцу:

- Я стану таким конем, что одна шерстина серебряная, а другая золотая, и поведите меня на ярмарку. Вам будут давать много денег, так вы не продавайте, пока не набьют пять мешков золота. И чтобы вы сняли уздечку, как будут дорого платить за уздечку, то не продавайте.

Повел дед коня на ярмарку и продает. Сколько господ не приходило покупать его, то он как скажет такую цену, то господа и не хотят покупать. Вот пришел тот самый учитель его, Ох (а он дедом перевернулся), и говорит:

- Что тебе, старик, за этого коня?

- Пять мешков набить золотом, и еще чтобы моя и уздечка была.

Вот Ох отдал ему золото, выхватил коня с уздечкою, а лошадь и плачет. Привел его домой и привязал в конюшне так круто, что страх, и его товарищи здесь в конюшне.

Вот тот конь и говорит:

- Одпустіть хоть немножко, дайте вздохнуть.

Они взяли и одпустили немножко, конь сразу оторвался и побежал. Смотрит, что за ним гонится волк, и сразу перевернулся хортом1. Бежит и бежит, когда море - конь перевернулся окунем, а волк щукой, да и плывут. Вот щука и говорит:

1 Овраг - глубокая длинная впадина; углубление со склонами.

- Окуню, повернись ко мне боком.

- Когда ты щука быстрая, - говорит окунь, то лови меня с хвоста.

Плывут они, когда смотрят, аж стирают платье девушки - царская дочь и служанка царя. Вот парень сразу перевернулся перстнем перед царской дочерью, она взяла перстень. Ох перевернулся таким старым дедом, что страх, пришел к ним и говорит:

- Не видели здесь кольца я вчера потерял?

- Нашли.

- То отдайте же мне.

- Нет, не отдам, - говорит царская дочь.

- Как вам услужить за то, чтобы вы отдали?

- Семь ч служи.

Вот Ох служит, а тот, что перевернулся перстнем, ночью парнем становится, а днем перстнем лежит.

- Как будете, - говорит царевне, - оддавать меня, я лучше маком посіюсь. И как будет одна мачина катится под сапог, то наступите на нее.

Приходит Охові срок, он и говорит:

- Отдайте мне перстень!

- Пусть, - говорит царевна, - лучше маком посіється!

Взяла и бросила его. Когда смотрит, аж одна мачинка катится, она взяла и наступила ногой. Ох перевернулся петушком и собирает мак, а и мачинка перевернулась ястребом. Сейчас ястреб убил петушка. А тогда он стал парнем и обвенчался с царевной. Живут и хлеб жуют, а нам не дают.

1 Борзая - охотничья собака.

• Названия персонажей сказки. С чего начинается произведение?

• И согласен ли ты с мнением, что сын деда и бабы попал в волшебный мир? Расскажи, как это произошло.

• Какие волшебные превращения происходят в сказке? На кого превращал Ох дедушкиного сына?

• Какие испытания Ох устроил деду? Зачем он это сделал?

• Кто помогал дедовском сыну вырваться от Оха? Сколько раз ему помогали? Через какие испытания прошел парень?

• Чем закончилась сказка? Что же на самом деле погибло? И согласен ли ты с такой цепочкой рассуждений: Бедный муж устал. - Ох. - Порабощение вместо помощи. - Зло. - Победило добро?

• Ох - положительный или отрицательный герой? Докажи свое мнение.

• Перескажи близко к тексту отрывки сказки, которые соответствуют рисункам (с. 12, 14).

• Разделите сказку на части. Выберите одну из них и прочитайте в лицах.

Повторы и вспомни

• Какие виды сказок по содержанию ты знаешь?

• Почему несправедливо обиженным героям сказок о животных удается проучить своих обидчиков?

• Кого и за что в волшебной сказке «Про Оха-чудотвора» судьба наградила, а кого наказала?

• Разделитесь на группы. Выберите по одной из прочитанных сказок и разыграйте их по ролям.