Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Литература 70 - 90-х годов XIX века

 

Иван Нечуй-Левицкий

(1838-1918)

 

Выдающийся мастер реалистической прозы

 

Что же можно считать предпосылками появления на украинских просторах такого сознательного художника, просветителя, страстного болельщика за судьбу Украины? Первой предпосылкой стало воспитание в семье священника в семье, которая справедливо считалась в украинском социуме эталоном поведения и культуры. Иван Семенович Левицкий родился 25 ноября 1838 года в деревне Стеблеве Каневского уезда Киевской губернии (современная Черкасская область). Отец его, Семен Степанович, был священником с деда-прадеда. Он с детства приучал детей к книге, ведь собрал большую библиотеку, в которой были и «Летопись Самовидца», «Летопись Грабянки», и «История Малой Руси» Дмитрия Бантыш - Каменского. По словам сына, Семен Левицкий основой всех своих начинаний «имел украинскую идею», вопреки наставлениям Российского Синода, проповеди в церкви читал на украинском языке. Еще маленьким мальчиком будущий писатель слышал от односельчан о Шевченко, ведь Кереливка (Кирилловка) расположена вблизи от Стеблева, и отец любил читать наизусть стихи Кобзаря. Народолюбство священника Левицкого было действенным: при церкви он основал школу, в которой крепостных детей учил грамоте, но местный помещик Головинский запретил обучение, мотивируя это тем, что грамотные крепостные барщину отрабатывать не захотят. Вместе с крестьянскими детьми в этой школе учился и Ваня, играл с ровесниками в народные игры, слушал фантастические фольклорные предания о «нечистую силу», впечатляющие рассказы о лишениях в семьях, о барскую произвол. Эти детские впечатления, знания реальной жизни стали второй предпосылкой формирования личности художника, его попыткой в художественных произведениях защитить, оправдать обиженных, заклеймить виновников социального зла.

 

 

 

Дом-музей Ивана Нечуя-Левицкого в деревне Стеблеве Черкасской области

Третьей предпосылкой кристаллизации характера, выработки устойчивой гражданской позиции стало то, что с детства в семье, от ровесников, кобзарей, односельчан Ивану Левицкому доводилось слышать исторические легенды об Иване Гонте и Максима Зализняка, которых народ считал своими заместителями, поэтому эти фигуры впечатлительный мальчик представлял в ореоле славы и жертвенности. Патриотически настроенный Семен Левицкий при каждой возможности привлекал внимание детей к историческим местам. Об этом вспоминал Иван Семенович в «Жизнеописании»: «Было, как едем с ним в Корсунь, то все, было, показывает нам Резаный Яр и могилы под Корсунем, где была битва Богдана Хмельницкого с поляками; показывал Наливайко путь, что возвращает с Корсунской дороги». Мать будущего писателя, Анна Лукьяновна, из рода Трізвінських, знала много народных песен, пословиц, поговорок, была грамотной женщиной. По свидетельствам из автобиографии писателя, мамина сочная речь впоследствии легла в основу многих произведений художника.

Девятилетнего Ваню отец отвез до Богуслава в духовное училище. Хорошо подготовленного мальчика зачислили не в подготовительный, а сразу до первого класса. Несмотря на природные способности и надлежащую подготовку, учиться уязвимом Івасеві было трудно через строгую дисциплину, издевательства отдельных учителей и схоластичність, абстрактность многих наук. К счастью, в училище были и настоящие педагоги, которые давали ученикам глубокие знания. Их примеру позже вдохновил Ивана Семеновича на преподавательскую деятельность. в 1853 году Ивана Левицкого перевели в Киевской духовной семинарии. Здесь он увлекся чтением художественной литературы, а повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба» знал наизусть. Окончания семинарии для Ивана Левицкого оказалось не только важным этапом духовной зрелости, но и физическим испытанием: от систематического переутомления юноша серьезно заболел. Однако живописная природа родного Стеблев, материнскую заботу, надлежащие продукты и отдых скоро поставили Ивана на ноги. Он начал преподавать в Богуславском училище, а осенью 1861 года поступил в Киевскую духовную академию. Будущие священники этого богословского заведения поддерживали тесные отношения со студентами Киевского университета, которые обсуждали проблемы родного языка, истории Украины. Это активизировало интерес юношей к украинского писательства, стимулировало их к собственному творчеству. Начал писать на украинском и Иван Левицкий, не втаємничуючи ни товарищей, ни родителей. Юноша решил не рукополагать в священники, поскольку это делало перспективу писательского дела, поэтому выбрал преподавательскую деятельность.

Иван Левицкий с юности проявлял дальновидность и силу воли; он ясно видел свои задачи и жизненную цель - служение родному народу. Иван Франко не его единственного среди современников считал писателем глубоко сознательным прежде всего национально: «Иван Нечуй-Левицкий не был публицистом, не был борцом ни полемистом, не был человеком партии, сторонником такой или иной политической доктрины или программы... Он был украинцем и украинским, исключительно украинским писателем тогда, когда многие его ровесники твердо верили, что свобода и социализм уничтожат быстро все национальные различия».

Выпускник академии устроился на работу преподавателем русской словесности в Полтавской духовной семинарии, где и написал свои первые повести - «Две московки» и «Гориславська ночь, или Рыбак Панас Круть», появившиеся в свет в 1868 году. По содержанию эти произведения существенно отличались: первый касался страшных реалий судьбы женщины-солдатки, второй - поражал романтизмом буряної ночи, мистическим акцентом тяготел к произведениям Николая Гоголя. Поскольку в Украине действовал официальный запрет на печать любых произведений на украинском языке, рукописи своих повестей молодой автор, изрядно рискуя, посылал в Львова. В 1869 году их опубликовали в журнале «Правда» под псевдонимом Иван Нечуй. Этим избранным именем художник словно отстранялся от шовинистически настроенных недоброжелателей, пренебрегая их доносам и недовольством начальства. Через год Иван Семенович завершил работу над повестью о украинскую интеллигенцию «Облака», вложив в уста Павла Радюка болезненные слова: «Где наша бытность, где она делась? Где наша казацкая воля и равенство? Нам не надо Туркестана, не надо солдатчины, не надо господ! - И чего же нам надо? - спросил отец несмело и тихо, почти украдкой. - И чего нам не надо, когда мы ничего не имеем!». Как видим, Нечуй зафиксировал изменения в мировоззрении украинцев: то, что для старшего поколения считалось крамольной темой разговоров, для младшего оказалось актуальным вопросом национальной самоидентификации.

Когда Ивану Левицкому предложили преподавательскую работу в гимназиях Калиша и Седлеця, он с радостью согласился. Здесь он вел активную общественную жизнь. В Седлеці даже успешно сыграл на сцене роль Петра из «Наталки Полтавки» Ивана Котляревского. Литературное творчество молодой талант не только не забросил, но и завязал дружеские отношения с Пантелеймоном Кулишом и редактором журнала «Основа» Александром Белозерским, познакомился с Николаем Костомаровым. В 1872 году во Львове вышли в свет «Повести Ивана Нечуя».

Хотя профессиональная карьера Ивана Семеновича складывалась удачно и как писатель он приобретал все большую популярность, всей полноты счастья Нечуй-Левицкий не претерпел: жениться ему не суждено. Незреалізовані возможности личного счастья вылились в высокую производительность творческого труда Ивана Левицкого и трепетное отношение к любви его литературных героев. Высокие чувства - как счастливые, так и трагические - писатель всегда выводил прекрасными.

Переехав в 1873 году в Кишинев, Иван Семенович прожил здесь до 1885 года, преподавая русский язык и литературу, старославянский и латинский языки в гимназиях, одновременно работая и библиотекарем. Именно здесь были написаны повести «Николай Джеря» (1878), «Кайдашева семья» (1879), «Бурлачка» (1880). Иван Франко, прочитав «Николая Джерю», в образе главного героя распознал тип свободолюбивого украинца, характерный для эпохи казачества: «Николай Джеря - один из тех светлых, рыцарских типов украинских, из которых некогда состоял сам цвет запорожского казачества, а теперь все реже встречаем... да И не удивительно, что перерождается народ украинский, не чудо, что тяжелая судьба сгибает его сильную спину, что перенесла на себе твердые ига: собственных князей, татар, ляхов и крепостничества... Николай Джеря, хоть крепостным родился, был однако с тех людей, которым всю жизнь воля пахнет, был из тех здоровых натур, скорее вломляться, а согнуть не дадутся» .

Нечуй-Левицкий осознавал, что перед украинцами в то же время появилось много проблем, что их европейские народы решали постепенно и в течение долгого времени. В «кайдашевій сім'ї» он показал распад патриархального общества, в «Бурлачці» подал ужасную картину пролетаризации крестьянских масс.

Высокий авторитет, яркая гражданская позиция народолюбця Левицкого не могли не раздражать местное начальство, включая директора гимназии, который систематически писал на Ивана Семеновича доносы в полицию. Критической точкой в отношениях директора и преподавателя стал официальный вызов с угрозами, описанный позже в повести «Над Черным морем»: «Вы прочитали в одном классе отрывок из украинской думы о хмельницком, вы пишете в галицкие журналы... Вы не на месте в нашей гимназии. Переходите на север, а как нет, то вас силой переведут на Белое море... Вы человек талантливый, ваше слово имеет влияние, и этим вы опасны».

Политически окрашенный конфликт ускорил выход гимназического преподавателя на пенсию. В возрасте 47 лет Нечуй - Левицкий переехал в Киев, где прожил более трех десятилетий и написал такие высокохудожественные произведения, как «Невинная» (1886), «Над Черным морем» (1890), «Обиженные и нескривджені» (1892), «Между врагами» (1893), «Гетман Иван Выговский» (1895), «Князь Иеремия Вишневецкий» (1897). Читая их, осмысливая прошлое и современное, много кто представлял себе автора широкоплечим, физически совершенным козарлюгою, полным жизненной силы и энергии. На самом деле художник был невысоким, худощавым, слабосилим мужем, который, по словам Ивана Франко, «говорил теплым и искренним, но слабеньким голосом, ходил потихоньку мелкими шагами и вообще производил впечатление птицы, врожденной в клетке».

 

 

Николай Самокиш. Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким

 

 

Памятник Ивану Нечую - Левицкому в Стеблеве. Скульптор Г. Кальченко

 

Несмотря на слабость и болезненность, писатель издал восьмитомник своих произведений, добросовестно трудился над переводом Библии, ходатайствовал о выход украиноязычного журнала «Луч», что так и не увидел мира через действие валуевского циркуляра. Нечуй - Левицкий был одним из самых эрудированных тогдашних людей. Он интересовался прозой Оноре де Бальзака, Эмиля Золя, Жорж Занд, стихами Шарля Бодлера и Поля Верлена, драматургии Уильяма Шекспира и творчеством братьев Эдмона и Жюля Гонкуров, о каждом из художников имел свое высокопрофессиональное мнение, что иногда противоречила моде. Высоко оценивал Иван Семенович романы русских писателей-«Отцы и дети» Ивана Тургенева, «Что делать?» Николая Чернышевского, однако в собственных романах об интеллигенции не стал эпигоном этих художников. Его герои всегда оказывались носителями национальной идеи, представителями колонизированной нации, поэтому и ставили перед собой несколько иные задачи, чем их русские современники. Главными принципами украинской литературы Нечуй-Левицкий считал «реальность, народность и национальность».

На момент начала Первой мировой войны Ивану Семеновичу исполнилось 76 лет, и он нуждался в опеке, тем более в тяжелое военное время, однако сестра и племянник, которому писатель материально помогал всю свою жизнь, пренебрегли семейными обязанностями. Нечуй-Левицкий сам должен был стоять в очередях под дождем или снегом и не раз простужался, падал духом. Когда же писатель совсем слег, родственники отдали его в дом престарелых и даже не наведывались. Мученический путь писателя оборвалась 2 апреля 1918 года. Похоронили Ивана Семеновича на Байковом кладбище в Киеве.

Иван Нечуй-Левицкий начал новый этап развития национальной прозы. Иван Франко отметил умение художника наблюдать и художественно моделировать жизнь, называл его «колоссальным, всеобіймаючим глазом» Правобережной Украины. «То глаз обхапує не массы, а единицы, зато обхапує их с несравненной бистротою и точностью, умеет подхватить сразу их характерные черты и передать их нам с той выпуклостью и свежестью красок, в которых видит их же».