Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

 

Павел Тычина (1891 - 1967)

 

Солнечный кларнетизм Павла Тычины

 

Литературовед Юрий Лавриненко назвал творческую манеру письма Тычины кларнетизмом, понимая его как «украинский вариант международного символизма, а затем и собственного синтеза поэтического стиля». Современников поэта и будущие поколения читателей смущают оригинальная философия художника, его необычное мировосприятие. В своих эстетических исканиях автор «Солнечных кларнетов» соединил символизм с поэтикой неоромантизма, импрессионизма, экспрессионизма. В неоромантизмі его привлекали волевые и героические порывы лица, борца за свободу и национальное возрождение народа, романтический идеал прекрасного, незаурядная, сильная духом человек, контрастность в изображении мира, элементы таинственности. В импрессионизме ему импонировали ассоциативная связь образов, субъективность, изящное моделирования меняющихся, мгновенных впечатлений, настроений, а в експресіонізмі - эмоциональное выражение мира, охваченного катастрофізмом, применение масштабной образности.

В целом в европейском модернизме Павлу Тычине импонировала идея самоценности, суверенности, независимости искусства слова, особенно идеал «абсолютной поэзии», позаполітичної позиции, что прозвучала в произведениях французского символиста Стефана Малларме. Однако украинский поэт не подражал ему, а прокладывал свой путь в поэзии. Он создал оригинальный «кларнетичний» вариант современного стиля, базирующегося на духовно - философском струи в лирике суток. Этой цели художник подчинял музыкально-полифонические многоплановые образы-символы. В своей художественной практике Тычина совершил завещание Поля Верлена: «Прежде всего - музыка в слове!», ввел, по словам Юрия Лавриненко, «тичинивський панритмізм (всеохоплювальний ритм) сохранности, начиная от сердца поэта и вплоть до всего универсума безграничного разнообразия миров». Автор «Солнечных кларнетов» открыл эстетику музыкального ритма в искусстве слова, сделав его генератором в моделировании картины мира, чувств, переживаний лирического героя. Прибегал Тычина до синхронного воспроизведения различных чувств-смыслов, сочетание в образе цвета, звука, запаха, прикосновения, символов, аллегорий. Изящная лаконичность обусловила совершенствование поэтом системы стихосложения: опираясь на народнопісенний ритм, он выстраивает оригинальную віршову структуру, вклинюючи в нее классический ямб, сочетает дактиль с хореєм, применяет верлибр, что обусловило редкую музыкальность стихов художника. Василий Барка назвал Павла Тычину «земледельческим Орфеем», ведь его творчество наполнено символикой и верованиями древних украинцев. Павел Тычина в своих эстетических исканиях прибегал к модерной поэтики, постоянно экспериментировал со словом. Его образы возникали на основе визуального и музыкального мировосприятия. Поэзия «Вы знаете, как липа шелестит» (1911) - шедевр украинской лирики. Ее ритмический рисунок заметнее тристопним анапестом, двумя шестивіршовими строфами с перекрестным и смежным римуванням, а также звуковой гаммой, что достигается с помощью аллитераций и ассонансов. Описанная в ней картина отражает космический измерение духовности народа, лирического героя в частности. В фольклоре и украинской литературе образ месяца нашел многогранное воплощение: «Ой не свиты, мисяченьку...», «Ніч яка, Господи! Місячна, зоряна: / Светло, хоть иголки собирай... / Выйди, коханая, працею зморена, Хоть на минуточку в рощу» (Михаил Старицкий). Вы, наверное, помните, что образ луны, лунной ночи, вечерней зари воспето в произведениях Николая Гоголя, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Александра Олеся. Наш народ наделял эти образы определенной знаковостью: они стали энергетическими феноменами духовного мира человека.

Произведение построено на началах діалогізму: лирический герой обращается к воображаемому собеседнику, повествуя о свою взволнованность прекрасной лунной ночью и смущение силой чувств к девушке. Через восприятие влюбленного изображен поэтическую атмосферу украинской ночи, озаренной серебряной палитрой месяца, увиразненої душистым запахом липы и ее тихим шелестом, озвученной пением соловья и искренним голосом героя: «Вы знаете, как липа шелестит / В месячные весенние ночи? - / Любимая спит, любимая спит, / Пойди збуди, целуй ей глаза. / Любимая спит... / Вы слышали ведь: так липа шелестит». Итак, милая уснула, не может ответить взаимностью на чувства юноши, от чего он не находит себе места. Применен прием художественного параллелизма: природа, красота летней ночи оттеняет мир чувств лирического героя, его духовное богатство.

В мировой поэзии и живописи образ спящей красавицы - широко используемый сюжетный мотив. В произведении Тычины спящая мыла еще сильнее манит к себе героя, вызывает целую гамму чувств. Внутреннее «я» советует влюбленному разбудить ее поцелуем, найти свое счастье. Вітаїстичним пафосом стихотворение Павла Тычины перекликается с «Чарами ночи» Александра Олеся. В русле символизма Тычина наделяет ночь волшебной магией, что захватывает в свои колдовские объятия мысли и чувства юноши. Поэт акцентирует на неразрывном единстве человека и природы, которая в произведении персонифицируется. Помогают смоделировать картину весенней ночи обращения («Вы знаете, как липа шелестит / В месячные весенние ночи?»), трехкратные повторы («любимая спит»), кольцевая композиция строф, то есть возврат в конце строфы до ее начала. Приемы суггестии побуждают читателя вслушаться в мелодию весенней ночи, жизни и вселенной, в мелодию души героя: «Вы знаете, как спят старые рощи? - / Они все видят сквозь туманы. / Вот луна, звезды, соловьи... / «Я твой», - где-то слышат дідугани. / А соловьи!.. / И вы уже знаете, как спят рощи!» Эта система образов формирует у читателя представление о неповторимую красоту украинской ночи, на фоне которой расцветают светлые чувства любви.

Сборник «Солнечные кларнеты» (1918) - уникальное явление в мировой лирике. Этой книгой, по словам Дмитрия Павлычко, начался ренессанс украинской поэзии. В центре сборника - вечная тема правдоискание художника. Тычина связывал искусство слова с духовной жизнью человека, его гуманистическими ценностями. Проблематика книги охватывает такие универсальные проблемы бытия, как материя и дух, человек и мир, жизнь и смерть, сущность человека и творчества, природа и любовь. Стихи Тычины проникнуты жизнелюбием, радостью ожидания, юношескими надеждами. В то же время художественный мир окрашен драматическими нотами. Название книги отражает философию вітаїзму, то есть жизнеутверждения, символизирует мировую гармонию, радостный гимн природе.

Открывается сборник стихов «Не Зевс, не Пан, не Голубь - Дух», которая является своеобразной увертюрой к солнечно-кларнетичної симфонии жизни, цветения природы. Поэт прибегает к библейских и мифологических образов, лирический сюжет выстраивает на антитезе: противопоставлен тьме сияющие миры галактики, тишины и мертвой закостенелости - течение «музыкальной реки». Художественная картина мира формируется из трех составляющих, которые заявили себя в космических концепциях прошлого: олимпийская, которую символизирует Зевс; орфическая (творческая), которую воплощает греческий бог Пан, изобретатель свирели; христианская, что ее олицетворяет Голубь-Дух. Лирическое Я, написанное посимволістськи с большой буквы, означает Человека новой эпохи, которую пробудили глубокие социальные и космические зрушення. ей открывается великая тайна природы и жизни. В своих исканиях смысла бытия лирический герой Тычины приходит к пантеизма, т.е. обожествления природы и ее явлений.

Пантеизм (греч. pan - все и teos - бог) - философское учение, отождествляющее Бога с природой. Пантеїсти Бенедикт Спиноза, Артур Шопенгауэр и другие считали, что все в мире является частью Бога, что человеческие души - проявление божественности существа.

Для Павла Тычины божественное начало воплощается в космосе, частью которого является окружающая среда и человек. Поэт возвышает духовно богатую личность, силу человеческого разума, что дает возможность осмыслить мир и себя в нем. Для Тычины лирический субъект равновелик Вселенной, способен познать его безграничность и возродиться. В последней строфе лирический накал достигает апогея: герой повествует о своем обновления и возрождения Вселенной, в котором «акордились планеты» - впечатляющая метафора, которая подчеркивает философскую идею поэзии и раскрывает не страх человека перед природой, а постижение его гармонии и красоты, в которой царят Солнечные Кларнеты - идеальный мир музыки, ритма, цвета.

В стихах «Рощи шумят», «Ой не крийся, природно, не крийся», «Пастели», «Енгармонійне» поэт удачно соединил средства музыкального и изобразительного искусства. Эти произведения объединяет

 

 

Василий Касиян. Воспоминания. (Три века). 1925

 

 

Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1477

 

«космическая» идея свободы и гармонии. Нежными, акварельными красками поэт изобразил в «Пастелях» неповторимые картины природы. В первой пастели изображен волшебный утро, который смущает своей свежестью, чистотой. Сказочный мотив зайчика напоминает читателю детство. Все здесь наполнено звуками, красками: тускло-серебристый зайчик лапкой открывает белоснежные ресницы ромашек, из-под которых золотом сияет глаз. Вдруг эту идиллию нарушают тревожные ноты: «А на востоке небо пахнет. / Петухи черный плащ ночи / Огненными нитями стачивают, / солнце...». Сочетание черного и красного цветов передает борьбу добра и зла, света и тьмы. Совершенство рисунка выразительна кольцевым обрамлением - пробежал зайчик. Как пробежал зайчик, так пробегает неповторимое детство. В следующих строфах в аллегорическом образе летнего дня воспроизведено человеческую зрелость, на которую выпадает молодость, расцвет любви и статечності, труда и рождения детей и их воспитания. В пейзажной лирике Тычины природа - источник жизни, вдохновения, творчества, новых порывов до бесконечности духа.

«Арфами, арфами...». Лирический герой Тычины органично совмещенный с природой, ее красками и звуками. Он выполняет на арфе вдохновенный гимн весне, юности, красоте внутреннего мира духовно богатого человека. Так изображается мечтательный, наблюдательный, одаренный и нежный душой, несколько идеализированный герой - носитель человечности, утверджувач красоты. В художественном мире поэзии наблюдается органическое слияние ассоциаций, образов разного плана: живописных, слуховых, осязательных, обонятельных (запахи цветов, луга, поля, сада, леса). Эстетическое наслаждение читателю дает содержательная и формальная совершенство стиха, музыкальность и живописность в изображении образов: «Арфами, арфами - золотыми, громкими обозвались рощи / Самодзвонними: / Идет весна Душистая, / Цветами-жемчугом / Закосичена». Волшебный портрет украинской девушки-весны напоминает образ уквітчаної весны на полотне итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Бот - тічеллі. Для выражения идейного замысла Тычина удается до неожиданных эпитетов, авторских неологизмов: у него арфы самодзвонні, думы ніжнотонні. Богата цветовая палитра: перламутровый, серебристо-серый оттенок «цветов-жемчуга» сочетается с лазурно-небесной и желтой красками, оживлюють эту картину «поточки как колокольчики, как жаворонок золотой с переливами ». В украинской мифологии жаворонок символизирует приход весны. В народном обряде встречи весны девушки выходили в поле с выпеченными из теста жаворонками (золотыми), призывая весну подарить щедрый урожай, принести счастье.

Ліризує повествование обращение героя к весне, которая в его глазах уподобляется Ладе - богине мировой гармонии, красоты и любви, плодородия, которую наши предки изображали с пшеничным колосом и весенними цветами. Такое величание Лады имеющееся в народных веснушках: «Благослови, мать, / Ой мати Лада, мати, / Весну призывать!». Однако в жизнерадостную картину буйства весны вливаются предостерегающие интонации: «Будет бой / Огневой! / Смех будет, плач будет / Перламутровый»; «Ой одкрий / Колос ресниц!». Поэт предполагает грозные испытания, которые встанут перед Украиной в связи с общественными катаклизмами. Чтобы воссоздать величественную картину весны, ее ритмическую ходу, поэт применяет різнометричні стопы, чередуя дактиль с хореєм.

Поэзия «Арфами, арфами» своей музыкальной тональности перекликается со стихотворением «Блакитна Панна» Николая Вороного. Академик Александр Белецкий обратил внимание на разницу в трактовке музыкальности обоими поэтами: в Тычины из большого количества звуковых образов складывается картина внешнего мира, полна жизнью, богатой палитрой цветов, света. В Вороного цвето-музыкальная гамма несколько однотонная, преобладает только голубая краска, хотя образ весны душистой так же привлекателен, символизирует радость пробужденного любви.

 

 

Исаак Левитан. Весна. Большая вода. 1897

 

Словарная работа

1. Запомните подан срок.

Вітаізм (латин, vitalis - жизненный) - учение о жизненной силе, о качественные различия живой и неживой природы. Еще античные философы наделяли живые организмы и особой, нематериальной жизнеспособностью. В первой половине XX века возникла стилевое течение в искусстве, что пропагандировала движение жизни, динамику, оптимистическую концепцию мира и человека. Особенно ярко витаизм обнаружил себя в украинском модернизме и нашел теоретическое обоснование в статьях Николая Хвылевого под названием «романтика вітаїзму» как стиль новой эпохи возрождения. Ему присущи следующие признаки: утверждение жизнеспособности нации, неуничтожимость свободолюбивого духа народа, воспевание жизненности героя, поклонение созидательным началам бытия.

 

Таблица признаков кларнетизму Павла Тычины

 

Ритмоме

лодика

Стилевые

признаки

Образная

система

Художественный мир

Ритм украинской народной песни, музыкальный ритм в сочетании с цветным изображением. Благозвучие.

Символизм 3 чертами неоромантизма, импрессионизма и экспрессионизма. Традиция барокко, европейского и украинского модернизма.

Сочетание образов цвета, звука, запаха, прикосновения. Библейские и мифологические образы. Метафорические, фольклорные и символические образы.

Космизм, панритмізм, гармония человека и природы, обожествление красоты. Самоценность человеческого «Я», искусства. Воспевание национального возрождения, героизма павших за свободу.