И.
Устное народное творчество
Тема 1. Народная лирика
1.2. Социально-бытовые песни
В социально-бытовой лирике
отразились мысли, чувства, настроения народа, вызванные явлениями, событиями или
обстоятельствами общественной жизни, классовыми противоречиями, борьбой против
иностранных захватчиков и феодально-капиталистического угнетения. Взятые в
совокупности, эти песни дают широкую, правдивую картину исторического бытия народа. В
них особенно отчетливо выявляются его свободолюбие, ненависть к насилию и
эксплуатации, мечты о справедливый общественный строй.
Жанрово-тематическое разнообразие:
- казацкие;
- чумацкие;
- крепостные;
- солдатские;
- бурлацькі;
- батрацкие.
Казацкие песни
Казацкие песни возникли в XV - XVI
в. с появлением казачества и вобрали в себя информацию о исторические реалии эпохи:
борьбу с нападающими, победы и поражения казацкого войска, чужую
плен, рабство и др.
Казацкие песни создают лирическое
образ казака - типичного представителя Запорожской Сечи, передают романтику
казацкой воли.
Самые распространенные темы казачьих песен:
прощание казака с родными и его
отъезд из дома,
-
мотив ностальгии по дому,
- мотив опасности, постоянно
грозит казаку,
- тема смерти.
Казачьи песни:
«Гомон, гомон по дубраве»,
«Ой на горе и жнецы жнут»,
«Стоит явор над водой»,
«А уже лет более двухсот»,
«ехал казак городом»,
«Казак уезжает» и др.
В этих песнях возвеличена воля,
воинская доблесть, патриотический дух, бесстрашие, преданность делу национального
освобождения; воспето казацкую славу.
В казацких песнях используются
традиционные для украинского фольклора символы:
калина - символ Украины;
явор - молодой парень, казак,
рыцарь;
могила - своеобразный обелиск
казацкой славы.
Чумацкие песни
За тематикой и поэтикой они близки
в казацких.
Чумакування как общественное явление
возникло примерно в то же время, что и казачество. Уже с XV в. в Украине
известный торговый промысел чумаков, которые на волах ездили к берегам Черного и
Азовского морей. Найпошренішими предметами торговли были соль, рыба, воск,
деготь, пряности и др. Это была тяжелая и опасная дело, но в то же время овеяна
романтикой дальней дороги, безграничной степи, моря. Дорогой пели чумаки
песни.
Самые распространенные темы чумацких песен
(большинство родственные с темами казацких песен):
- отъезд в дорогу;
- приготовления к длительному путешествию;
- прощание с семьей;
- приключения чумаков (тяжелая зимовка,
возвращение домой и т.д.);
- гуляния после возвращения,
предостережение девушкам не влюбляться в чумака, высмеивается чумакова женщина, которая
гуляет, пока мужа нет дома (в шуточных чумацких песнях) и др.
Чумацкие песни:
«Ой у степу криниченька»,
« Донник-трава »,
«Волы»,
«Гулял чумак на рыночков»,
«ехал чумак из Крыма домой»,
«Над рекой каемочкой»,
«Ой у полі криниченька»,
«Ой ясно, ясно солнышко восходит»,
«Ох и не стелись, крещатый барвинок»
(«Поехал чумак и в Крым на базар...»),
«В Киеве на рынке» и др.
Солдатские и рекрутские песни
Специфика рекрутских песен заключается
в изображении событий, порожденных явлением рекрутизации (после разрушения
Запорожской Сечи и уничтожение всех остатков автономии Гетманщины Россия
ввела на украинских землях общую воинскую повинность для мужчин
различных слоев населения, стала рекрутською повинностью (введена приказом Петра
И 1699 p.); на Западной Украине - вербовка
украинцев в австро-венгерской армии).
Справка: за Петра И служба была
пожизненной, в 1793 г. срок сократили до 25 лет, в 1834 г. - до 20 лет,
позже - 12, 15, 10 лет, 3 1874 p.,
когда была введена всеобщая
воинская повинность, служба длилась 7 лет.
Песни, сопровождавшие уход
парня в армию, полны грустным настроением (фактически это - причитания), потому
знаменовали переход из «своего» мира в «Чужой», где действуют бездушные законы, царит
чужая речь, неизвестное будущее.
Солдатские и рекрутские песни:
«На той горе, на той горе»,
«Ой над морем, более Дунаем»,
«Била мене мати березовым прутом»,
«А в воскресенье рано, рано-ранесенько»,
«А на горе два тополя»,
«Бедная моя головонька» и др.
Крепостные песни
Появление песен обусловлена общественными
явлениями: восстановление Россией крепостного права на украинских землях, крепостное право
придавала законный характер зависимость крестьянина от землевладельца (окончательно крепостное право в
Украине было оформлено 1783 г. указом Екатерины II). Среди различных видов крепостной
повинности, кроме многочисленных налогов, была еще и барщина или отработочная рента -
принудительный труд крепостных крестьян в хозяйстве помещиков.
Для
крепостных песен характерно:
- выражение негативного отношения
крестьян к тяжелой судьбы, условий подневольного жизни;
- отсутствие романтических рис
(гиперболизации, идеализации лирических героев, обширных пейзажей, персонификации
сил природы, фантастических картин и др.);
- народное воображение и фантазия
уступает место живописанию нелегкого труда, условий крестьянского быта, эпизодов
издевательства помещиков с крепостными, унижение человеческого достоинства.
Крепостные
песни:
«Хоть господину во дворе страшно»,
«В неділеньку рано»,
«Гой кувала зозулечка, ковать
забыла»,
«Из-за горы ветер веет»,
«На барщину хожу, хожу»,
«Наступает черная туча»,
«Нет в мире правды, правды не
зиськати»,
«Ой летела кукушечка, летя
ковала»,
«Ой служил бы я в армии
запорозькім» и др.
В эпоху Руины и позже, особенно
после отмены крепостного права в 1861 г., появилась еще одна прослойка населения -
бурлаки. Ими становились люди, не имевшие собственного дома или убежища, скитались
по чужим землям, ища средств к существованию, а также бывшие казаки, что после
уничтожение Сечи, не имея дома, спасались от расправы со стороны российской власти.
Бурлаками становились также крепостные крестьяне-беглецы, и те, кто бежал от рекрутчины. В
России бурлаками называли рабочих, которые таскали речные суда. В Украине слово
«бурлак» имеет больше, более обобщенное значение - одинокая бездомная человек, как
правило, незамужняя или которая по определенным причинам покинула семью.
Наибольшую группу бурлацких песен
составляют песни о жизни беглых от крепостного права.
Основные мотивы:
- тяжкий труд,
- скитания на чужбине,
- скудность временных заработков,
- сетования на злую судьбу.
Бурлацькі песни:
«Веют ветры все буйнії»,
«Горе, горе тем сиротам»,
«Жил дома - добра не знал»,’
«Забіліли снега»,
«Крутой берег, крутой, реченька
бистренька»,
«Летит орел более воду»,
«Нет горя так никому»,
«Ой некогда были степи, сенокосы»,
«Ой на море на синем»,
«Ой у лузі при берегу»,
«Ой что же так то и за ворон, что на
море крякает»,
«Ох, пойду я, сяду в зеленом саду».
В
общественно-бытовых (социально-бытовых) песнях особенно отчетливо выявляются
свободолюбие украинского народа, ненависть к насилию и эксплуатации, мечты
о справедливый общественный строй.