Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

И. Устное народное творчество

 

Тема 1. Народная лирика

 

1.2. Социально-бытовые песни

 

В социально-бытовой лирике отразились мысли, чувства, настроения народа, вызванные явлениями, событиями или обстоятельствами общественной жизни, классовыми противоречиями, борьбой против иностранных захватчиков и феодально-капиталистического угнетения. Взятые в совокупности, эти песни дают широкую, правдивую картину исторического бытия народа. В них особенно отчетливо выявляются его свободолюбие, ненависть к насилию и эксплуатации, мечты о справедливый общественный строй.

Жанрово-тематическое разнообразие:

- казацкие;

- чумацкие;

- крепостные;

- солдатские;

- бурлацькі;

- батрацкие.

Казацкие песни

Казацкие песни возникли в XV - XVI в. с появлением казачества и вобрали в себя информацию о исторические реалии эпохи: борьбу с нападающими, победы и поражения казацкого войска, чужую плен, рабство и др.

Казацкие песни создают лирическое образ казака - типичного представителя Запорожской Сечи, передают романтику казацкой воли.

Самые распространенные темы казачьих песен:

прощание казака с родными и его отъезд из дома,

- мотив ностальгии по дому,

- мотив опасности, постоянно грозит казаку,

- тема смерти.

Казачьи песни:

«Гомон, гомон по дубраве»,

«Ой на горе и жнецы жнут»,

«Стоит явор над водой»,

«А уже лет более двухсот»,

«ехал казак городом»,

«Казак уезжает» и др.

В этих песнях возвеличена воля, воинская доблесть, патриотический дух, бесстрашие, преданность делу национального освобождения; воспето казацкую славу.

В казацких песнях используются традиционные для украинского фольклора символы:

калина - символ Украины;

явор - молодой парень, казак, рыцарь;

могила - своеобразный обелиск казацкой славы.

Чумацкие песни

За тематикой и поэтикой они близки в казацких.

Чумакування как общественное явление возникло примерно в то же время, что и казачество. Уже с XV в. в Украине известный торговый промысел чумаков, которые на волах ездили к берегам Черного и Азовского морей. Найпошренішими предметами торговли были соль, рыба, воск, деготь, пряности и др. Это была тяжелая и опасная дело, но в то же время овеяна романтикой дальней дороги, безграничной степи, моря. Дорогой пели чумаки песни.

Самые распространенные темы чумацких песен (большинство родственные с темами казацких песен):

- отъезд в дорогу;

- приготовления к длительному путешествию;

- прощание с семьей;

- приключения чумаков (тяжелая зимовка, возвращение домой и т.д.);

- гуляния после возвращения, предостережение девушкам не влюбляться в чумака, высмеивается чумакова женщина, которая гуляет, пока мужа нет дома (в шуточных чумацких песнях) и др.

Чумацкие песни:

«Ой у степу криниченька»,

« Донник-трава »,

«Волы»,

«Гулял чумак на рыночков»,

«ехал чумак из Крыма домой»,

«Над рекой каемочкой»,

«Ой у полі криниченька»,

«Ой ясно, ясно солнышко восходит»,

«Ох и не стелись, крещатый барвинок» («Поехал чумак и в Крым на базар...»),

«В Киеве на рынке» и др.

Солдатские и рекрутские песни

Специфика рекрутских песен заключается в изображении событий, порожденных явлением рекрутизации (после разрушения Запорожской Сечи и уничтожение всех остатков автономии Гетманщины Россия ввела на украинских землях общую воинскую повинность для мужчин различных слоев населения, стала рекрутською повинностью (введена приказом Петра И 1699 p.); на Западной Украине - вербовка украинцев в австро-венгерской армии).

Справка: за Петра И служба была пожизненной, в 1793 г. срок сократили до 25 лет, в 1834 г. - до 20 лет, позже - 12, 15, 10 лет, 3 1874 p., когда была введена всеобщая воинская повинность, служба длилась 7 лет.

Песни, сопровождавшие уход парня в армию, полны грустным настроением (фактически это - причитания), потому знаменовали переход из «своего» мира в «Чужой», где действуют бездушные законы, царит чужая речь, неизвестное будущее.

Солдатские и рекрутские песни:

«На той горе, на той горе»,

«Ой над морем, более Дунаем»,

«Била мене мати березовым прутом»,

«А в воскресенье рано, рано-ранесенько»,

«А на горе два тополя»,

«Бедная моя головонька» и др.

Крепостные песни

Появление песен обусловлена общественными явлениями: восстановление Россией крепостного права на украинских землях, крепостное право придавала законный характер зависимость крестьянина от землевладельца (окончательно крепостное право в Украине было оформлено 1783 г. указом Екатерины II). Среди различных видов крепостной повинности, кроме многочисленных налогов, была еще и барщина или отработочная рента - принудительный труд крепостных крестьян в хозяйстве помещиков.

Для крепостных песен характерно:

- выражение негативного отношения крестьян к тяжелой судьбы, условий подневольного жизни;

- отсутствие романтических рис (гиперболизации, идеализации лирических героев, обширных пейзажей, персонификации сил природы, фантастических картин и др.);

- народное воображение и фантазия уступает место живописанию нелегкого труда, условий крестьянского быта, эпизодов издевательства помещиков с крепостными, унижение человеческого достоинства.

Крепостные песни:

«Хоть господину во дворе страшно»,

«В неділеньку рано»,

«Гой кувала зозулечка, ковать забыла»,

«Из-за горы ветер веет»,

«На барщину хожу, хожу»,

«Наступает черная туча»,

«Нет в мире правды, правды не зиськати»,

«Ой летела кукушечка, летя ковала»,

«Ой служил бы я в армии запорозькім» и др.

В эпоху Руины и позже, особенно после отмены крепостного права в 1861 г., появилась еще одна прослойка населения - бурлаки. Ими становились люди, не имевшие собственного дома или убежища, скитались по чужим землям, ища средств к существованию, а также бывшие казаки, что после уничтожение Сечи, не имея дома, спасались от расправы со стороны российской власти. Бурлаками становились также крепостные крестьяне-беглецы, и те, кто бежал от рекрутчины. В России бурлаками называли рабочих, которые таскали речные суда. В Украине слово «бурлак» имеет больше, более обобщенное значение - одинокая бездомная человек, как правило, незамужняя или которая по определенным причинам покинула семью.

Наибольшую группу бурлацких песен составляют песни о жизни беглых от крепостного права.

Основные мотивы:

- тяжкий труд,

- скитания на чужбине,

- скудность временных заработков,

- сетования на злую судьбу.

Бурлацькі песни:

«Веют ветры все буйнії»,

«Горе, горе тем сиротам»,

«Жил дома - добра не знал»,’

«Забіліли снега»,

«Крутой берег, крутой, реченька бистренька»,

«Летит орел более воду»,

«Нет горя так никому»,

«Ой некогда были степи, сенокосы»,

«Ой на море на синем»,

«Ой у лузі при берегу»,

«Ой что же так то и за ворон, что на море крякает»,

«Ох, пойду я, сяду в зеленом саду».

В общественно-бытовых (социально-бытовых) песнях особенно отчетливо выявляются свободолюбие украинского народа, ненависть к насилию и эксплуатации, мечты о справедливый общественный строй.