Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 55

 

Тема. Григор Тютюнник. "Три кукушки с поклоном" - новелла о искреннюю и преданную любовь, человеческую честность и порядочность. "Завязь" - рассказ о зарождении первых чистых чувств у молодежи.

Цель: ознакомить одиннадцатиклассников из новелл Григора Тютюнника, раскрыть внутреннюю красоту человека, углубить понятие о новелле; воспитывать старшеклассников в духе высокой нравственности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: новеллы Григора Тютюнника, словарь литературоведческих терминов, эпиграф урока.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы для учащихся.

1. Расскажите о жизненном пути Гр. Тютюнника.

2. Или "укладывается" творчество Гр. Тютюнника в рамки "социалистического реализма"?

III.Сообщение темы и цели урока.

IV.Восприятия и осознание нового материала.

Слово учителя.

Эпиграфом к уроку могут быть слова Григора Тютюнника: "Из любви и муки рождается писатель - другого пути у него нет".

Часто Гр. Тютюнника спрашивали: "Над какой темой работаете?" "Никогда не работал над темой. Всегда работаю над чувствами, что живут вокруг меня и в мне", - писал Гр. Тютюнник в 1972 году. Эту запись можно считать творческим кредо писателя.

Новелла "Три кукушки с поклоном" занимает особое место в творчестве Григора Тютюнника. Писатель как-то высказался относительно "секретов" своей творческой лаборатории: "Мне кажется, сначала идет работа души. Тем напряженная, иногда скрытая. И когда наступает момент, что вигострилася мнение к краю, боль сердца такой, что оно обкипає кровью, а напряжение такая, будто каждый нерв - натянутая струна на скрипке, чуть-чуть тронь и - он застонет словом." М. Григорьев вспоминал: "В Доме творчества сліпенький бандурист пел песню, и в той песне были слова: "Три кукушки с поклоном". Даже не дослушал выступления. Пошел в комнату и начал писать первые строки новеллы."

Вспомним, что называется новеллой.

Новелла (от ит. novella - новость) - чрезвычайно краткий повествовательный произведение о какую-то необычное событие с неожиданным финалом. Для новеллы характерны сквозные детали, выразительные штрихи, точные слова для передачи изображаемого.

Новеллы Гр. Тютюнника есть, бесспорно, ярким примером этого жанра

Предлагаем ученикам ряд вопросов по новелле "Три кукушки с поклоном ".

1. Почему посвящается произведение?

(Произведение посвящается "Любви возвысившейся ". Этими словам задан високии тон повествования. Любовь у Тютюнника является категорией духовной святости, которую заслуживают такие же душевно чистые герои: Марфа, Соня, Михаил.)

2. От чьего имени ведется рассказ? Чего при этом достигает автор?

(Рассказ ведется от трех человек - матери, отца, юношу - в сдержанно-бытовой манере, однако трагизм чувствуется в каждой строке. Но он (трагизм) не уступает силе любви, внутренней красоте людей, которых не способны преодолеть никакие репрессии.)

3. Как вы думаете, почему Марфа "каждый раз первая чувствовала", когда придет письмо от Михаила? (Сцену "свидание " Марфы из письмом от любимого человека стоит зачитать.)

(Душа Марфы, переполненная любовью, чувствовала Михаила быстрее, чем София. Вся душа Марфы была отдана предчувствию любимого. Она сердцем чувствовала его и была там, где Михаил.)

4. Почему Марфа не любила Карпа?

(Лина Костенко словам Маруси Чурай сказала, что "неровня душ - это хуже, чем имущества ". София невольно дала ответ на это: "Сидит, в потолок смотрит. Мы поем, а он усами пару из миски ловит и сопит так, что ночник на столе как не погаснет. "Я, - говорит, - картошку в галушках люблю. Картошки надо больше бросать в галушки. "Для него никого и ничего в мире не было, кроме галушек.")

5. Как относится София к своей соперницы?

(Большое понимание и сочувствие наблюдается в отношении Софии к Марфе. Символичным представляется ее древнегреческое имя, означающее - мудрость. Она - человек высокой и чрезвычайно сильной души. Она сочувствует несчастливой судьбы Марфы: "Ты, Михаил, хоть бы разочек на нее взглянул. Видишь, как она к тебе светится." Горе неразделенной любви больно отзывается в душе Софии: "Вверху, сыну, ни на кого сердца нет.")

6. Любил Михаил Марфе?

(Мнения учеников будут разными. В пользу положительного ответа можно привести следующие строки из произведения: "...я слышу каждый день, что где-то здесь около меня ходит Марфина душа несчастная... ". И не из невнимания или, тем более, неуважения к Марфы, которая безумно любит его, не хочет ли он взглянуть на нее, ни. "Зачем человека мучить, как она и так мучается, - говорит он, и кто знает, кого имеет в виду - или ее, или себя. Любовь к Марфе - это святыня, но и вторую святыню он бережет в сердце: "Обнимаю тебя и несу на руках люльку с сыном, пока буду жить...")

7. Почему была растоптана жизнь - и без того непростое - трех прекрасных людей?

(Автор подводит читателей к мысли, что безосновательные репрессии уничтожили невинных порядочных людей. Таких, как Михаил, были сотни тысяч. А ради чего вырваны их с родной земли, затерялся в сибирских снегах? Над этим задумывался Григор Тютюнник всегда, к этому побуждал и читателей.)

8. Может ли безответная любовь приносить счастье? (Вопрос дискуссионный.)

9. Способен ли человек в реальной жизни на такие глубокие и долговременные чувства, как в этом произведении?

(Ученики рассуждают, высказывают мнения, подтверждают сказанное примерами из жизни друзей, знакомых.)

Слово учителя.

Григор Тютюнник правдиво рассказывал в своих произведениях о болезненных моментах влияния государственной системы на духовность человека. А душа писателя при этом не дублировалась - она была у него чистая, светлая, сострадательная к чужому горю и радостно улыбающаяся до добра и красоты, поэтому его произведения полны человеческого тепла, ласки и милосердия до всего живого и сущего. "Все прекрасное вызывает в человеке прекрасные чувства", - записал писатель в своем блокноте.

Самое святое и чистое чувство зародилось в душах юных Николая и Сони, героев новеллы "Завязь". Любовь расцветает на фоне весеннего пейзажа, когда уже одцвіли сады. Природа и чувства героев находятся в полной гармонии.

С первого прочтение произведение воспринимается как лирическая песня о чистоту и трепетность первого чувства.

Возвращаясь от любимой, Николай застает в саду своего деда.

- Ну, только, парень, помогай окурювати садик, потому что пропадет к чертям вся завязь. - Я опрометью бросаюсь в садик, нагрібаю п'ятірнями такого-сякого труска и раскладываю огонь аж на грани, чтобы дым тянуло и на Сонин сад.

- И не там, ближе к сажа раскладывай! - сердито кричат дед.

- Ничего, - одказую так, как они меня учили, - будет у людей - будет и у нас...

Прочитав эту новеллу, мы еще раз убедились, что для Григора Тютюнника внутренняя красота человека - это источник творчества. Беречь, защищать от разного бедствия том, что рождается: завязь плода - первой любви, завязь новых мыслей, новых начинаний, новой жизни; заботиться не только о себе, но и о всех людях, что вокруг тебя, - это тот мотив, что звучит в каждом рассказе Гр. Тютюнника.

V. Итог урока.

Слово учителя.

"Каждый писатель, - сказал Гр. Тютюнник в первом и последнем своем интервью 6 ноября 1979 года, - выбирает себе тему ближайшую, самую родную его жизненном опыту и - непременно - своему идеалу человека и том времени, в котором он живет. Самой дорогой темой, а следовательно, и идеалом для меня всегда были и остаются доброта, самоотверженность и милосердие человеческой души в самых разнообразных проявлениях."

Особое внимание обращал Гр. Тютюнник на язык своих произведений. Его стиль отличается богатством лексики, синонимов, метких выражений, поговорок.

Гр. Тютюнник всегда преклонялся перед красотой мира, стремился любви и гармонии: в взаимоотношениях людей, в отношении к работе, в отношениях с природой - любви и согласия во всем, а когда не находил этого, глубоко страдал, становился колючим и задорным, ладним, как и его герои, идти против человеческого равнодушия, моральной нечистоплотности, духовного убожества. Это, наконец, и становилось темой многих его произведений.

VI. Домашнее задание.

Написать отзыв на одно из произведений Г. Тютюнника, прочитанных самостоятельно.

Использована литература:

1. Авраков Т. Художественное наследие Г. Тютюнника: Попытки научного осмысления и оценки//Русский язык и литература в школе,- 1980.- № 3.- С. 13-17.

2. Березовый В. Его любили, им восхищались: Воспоминания о Г. Тю - тюнника//Киев. - 1997,- № 5-6,- С. 130-140.

3. Коваль В. Загадка смерти Григора Тютюнника//Днепр,- 1993.- № 7-9. - С. 122-145.

4. Мороз Л. Память ... как вишневый цвет: Об Григора Тютюнника// Киев,- 1991,- № 11,- С.125.

5. Шевченко 3. Творчество Григора Тютюнника в школьном изучении,- 1997,- № 2. - С.42-47.