Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 54

Тема. Григор Тютюнник. Жизнь и творчество писателя.

Цель: Ознакомить одиннадцатиклассников с жизненным и творческим путем писателя, убедить, что правдивое и тревожное слово художника будило совесть и милосердие читателей; дать представление о индивидуальный стиль писателя-новеллиста.

Тип урока: лекция.

Оборудование: портрет Г. Тютюнника, выставка произведений писателя и критической литературы о нем.

Ход урока

IОрганизационная часть.

II.Актуалізація опорных знаний.

Задания для учащихся.

Рассказать о влиянии писателей-шестидесятников на процессы обновления тогдашней украинской литературы и духовного возрождения украинства.

III.Сообщение темы и цели урока.

IV.Восприятия и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Эпиграфом урока могут стать слова Григора Тютюнника: Из любви и муки рождается писатель - другого пути у него нет. Григор Тютюнник - художник правдивый, бескомпромиссный и смелый. Сохранить эти позиции художнику слова было нелегко, но Тютюнник сумел остаться самим собой. После опубликования почти каждого произведения в его адрес щедро сыпались камни "праведной" критики. Несколько из его наследия не печатали вовсе. Однако в каждом новом рассказе или повести затронуты острые проблемы жизни. Теперь мы признаем: он имел мужество говорить в те душные времена то, что нам разрешено только сейчас.

Писатель прожил всего 49 лет. А сколько он мог бы еще создать! Григор Михайлович Тютюнник родился 5 декабря 1931 года в крестьянской семье в деревне Шиловке на Полтавщине. Рано потерял отца, который стал жертвой сталинских репрессий. С шестилетнего возраста рос в донецком крае. Воспитывался в семье дяди Филимона Васильевича Тютюнника и его жены Натальи Ивановны, которые заменили ему родителей. Во время войны пешком пришел к родному селу, претерпев в дороге не только физических, но и глубоких нравственных страданий. Впоследствии эта трагическая путешествие нашла отражение в автобиографической повести "Климко".

После освобождение Украины от немецко-фашистских захватчиков Григор Тютюнник учился в ремесленном училище. Военную службу проходил на флоте во Владивостоке.

Закончил филологический факультет Харьковского университета. Провчителювавши год в Донбассе, в 1963-1964 годах работает в редакции газеты "Литературная Украина", публикует там несколько очерков и первые рассказы: "Чудак", "Розовый мрак", "Кленовый побег".

Первая книга Гр. Тютюнника "Завязь" вышла в 1966 году. Она стала ярким проявлением усиление лиризма в нашей прозе, в ней наметилась художественная индивидуальность Григора Тютюнника. В одноименной новелле много символического. На фоне весеннего пейзажа, когда уже одцвіли сады и завязывается плод рождается первая чистая любовь юных Николая и Сони. Беречь, защищать от всякой беды то, что рождается: завязь плода, первой любви, завязь новых мыслей, начинаний, новой жизни; заботиться не только о себе, но и о всех ("будет у людей - будет и у нас") - это тот мотив, что звучит в каждом рассказе молодого писателя.

Он всегда поклонялся красоте мира, стремился любви и гармонии во всем. А когда не находил этого страдал. Это становилось темой многих его произведений. Один из них - рассказы "Сын приехал", в котором автор дал психологический срез болезненной для нас проблемы - нравственной и национальной деградации определенной части украинства, что попало под пресс тотальной руссификации, особенно в советский период, и не смогло ему противостоять. Герой новеллы "Сын приехал" Павел Дзякун направляет свои усилия на удовлетворение материальных потребностей - потребительские интересы для него превыше всего. Писатель не смеется над ним, хоть и не скрывает своего отвращения. Его герой своего положения не осознает, так же, как и те, кто его окружает. В рассказе "Смерть кавалера" Григор Тютюнник обратился к послевоенного прошлого, которое каждый раз оживало в его души. Конечно, быть рыцарем со щитом куда легче, чем без него. Но щит в рыцаря - это, прежде всего, его честь. В обычной, будничной истории замполит Валерий Максимович - герой рассказа - не сумел отстоять собственной гражданской позиции, тем самым потеряв свою честь и уважение у людей. Герой войны, не раз встречался лицом к лицу со смертью, отступил перед обычным бюрократом и демагогом. Здесь и возникает проблема гражданского мужества. И хоть в каждого поколения она своя, однако во все времена это - борьба за правду.

Художественное совершенство Григора Тютюнника в утверждении высоких гражданских и нравственных идеалов получила официальную оценку лишь в 1980 году: повести "Климко" и "Огонек далеко в степи" были отмечены Республиканской премией имени Леси Украинки, которая присуждается за лучшие произведения для детей.

За свое короткая литературная жизнь (меньше 20 лет) Григор Тютюнник написал количественно немного: четыре десятка рассказов и новелл, пять повестей, несколько очерков, рецензий, а также воспоминания о брате - Г.М. Тютюнника. Но по значимости и уровню художественного осмысления действительности его наследие превышает многотомники благодаря своей огромной идейно-эмоциональной насыщенности. Это - отличительная черта творческой личности писателя.

Григор Тютюнник был человеком с обостренным чувством справедливости. Он молниеносно реагировал на все, что существовало вокруг. "Я воспринимаю то, что меня окружает, и то, что творится вокруг меня, сначала чувством, сердцем, а уже потом осознаю, то есть страдаю дважды по одному поводу", - писал Гр. Тютюнник в записной книжке № 8 1985 года. Такой способ восприятия мира предопределял творческие принципы. Рассказы - ближе к поэзии, к чувству. "Спрашивают часто, над которой темой работаю. Никогда не работал над темой. Всегда работаю над чувствами, что живут вокруг меня и во мне." Эти записи, сделанные в 1972 году, касаются всей творчества писателя.

Л. Мороз, размышляя над феноменом творчества Гр. Тютюнника, отмечает, что не главной особенностью художественной индивидуальности писателя "изображение вполне конкретных людей в конкретных обстоятельствах; во всей живой осязаемости, объемности их характеров, убедительности их ощущений и настроений оказывается глубоким и сосредоточенным размышлением о человеческих судьбах в широком историческом контексте..."

Непросто складывалась литературная судьба Григора Тютюнника, который не умел и не желал, приспосабливаться к бюрократических директив. Писатель не мог фальшивить и рапортовать о небывалых успехах народного хозяйства, невиданный расцвет культуры тогда, когда уничтожалась природа, разрушались памятники истории и культуры. Восторженно воспринял выход романа "Собор" О. Гончара. Призыв "Берегите соборы своих душ" пронес через все творчество.

Семидесятые года в Украине были временем расцвета дешевого фарса, игры слов, фальшивости и лицемерия. Лауреатами государственных премий становились бездари, которые писали сочинения, далеки от жизненной правды, но украшенные верой в счастливое будущее, что уже наступает. Гр. Тютюнник не вписывался в всеобщую спілчанську единство. Он был одиноким. Неожиданно 26 февраля 1980 года Григору Тютюннику присуждают премию имени Леси Украинки. Одному молодому прозаику Григор Тютюнник тогда сказал: "Они нас всех хотят купить, всех. Разве премиями измеряется твое слово? Разве для премий ты пишешь?"

Жизнь художника трагически оборвалась 6 марта 1980 года. Повесился сам или его повесили, как это позже сделали с В. Ивасюком? В. Коваль пишет, что Тютюнник был слишком сильной личностью, чтобы сводить счеты с жизнью. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. В марте 1989 года творчество Григора Тютюнника посмертно отмечен премией имени Т. Шевченко. Жаль, что художников часто оценивают справедливо лишь по смерти.

V.Итоги урока.

Предлагаем ученикам сделать их самостоятельно.

VI.Домашнее задание.

Подготовить рассказ о писателе, составить по учебнику хронологическую таблицу его жизненного и творческого пути. Прочитать новеллу "Три кукушки с поклоном".