Украинская литература второй половины XX века
Василий Стус (1938-1985)
«Моя душа запрагла неба» (Василий Стус)
Духовность и гуманизм, стоицизм и экзистенциализм - важные черты лирики Василия Стуса, определяют его художественный мир. Так, поэзия «Сквозь сотни сомнений я иду к тебе» - своеобразная поэтическая декларация художника. Он находится в состоянии екзис - тенційного выбора, в поисках света, добра и красоты, справедливости в целом. Лирический герой обращается к «добра и правды возраста», признается в своих духовно-нравственных притязаниях правды, хотя на его пути возникает «сто зневір». Несмотря на все шатания и препятствия, он выбирает духовную высоту, что символизирует небо: «Моя душа, запрагла неба, / в буремнім полете держит путь на столб / высокого огня, что осіянний / одним твоим желанием». Как когда-то у поэтов-романтиков, душа героя Стуса рвется в неизведанные миры, в экзистенциальную свободу, «туда, где не ступали еще человеческие следы, с щовба на горбик, вплоть вне смертные хлані человеческих дерзаний». «Горбик» - это шпиль горы, символизирует высоту духовных стремлений героя. Он вознамерился не сойти с выбранного пути добра и правды, а потому говорит себе: «не останавливайся, иди. / То - путь истинный. Ты - его предтеча». В этом проявляется стоицизм лирического героя Стуса.
Стоицизм (греч. - stikos - портик в Афинах, где была школа стоиков) - одно из течений философии в эпоху античности. Стоики ставили цель: достичь душевного спокойствия, духовной невозмутимости, быть мужественными и стойкими во время жизненных испытаний. Стоицизм - основная черта лирического героя Василия Стуса. Идея стоицизма, преодоление страха перед смертью и испытаниями судьбы пронизывает стихотворение «Господи, гнева пречистого». Лирический герой просит Бога помочь ему выстоять в тяжелых физических и душевных испытаниях.
Николай Стороженко. Сын Божий
По жанру произведение - медитация, в частности такая ее разновидность, как грустная стихотворная молитва. В ее основу положен канон, предложенный христианским богословом VIII века Иоанном Дамаскіном, как «восхождение ума к Богу, просьба нужного в Бога». Герой Стуса обращается к Всевышнему с просьбой не осудить его за глубокую веру и надежду, потому что утверждает бессмертие человеческого духа: «Господи, гнева пречистого / умоляю - не имей за злое. / Где не буду - выстою. / Спасибо за то, что малое / человеческая жизнь, хоть надеждой / довжу его в века». Лирический герой стремится не потерять в тяжких испытаниях своей самотождественности, неповторимости своей судьбы, а значит - духовности, стоицизма. Он признается Господу: «Думой тоску развею, / чтобы я был такой, каким меня мать родила / и благословила в миры. / И хорошо, что не сумела меня от беды уберечь». Герой-узник Стуса уподобляется Шевченково герою, который, находясь в ссылке, заявил: «Караюсь, мучаюсь, но не каюсь».
В его лирике органично сочетаются интеллектуальная напряжение, глубокая образность, экзистенциальное понимание жизни. В художественном мире поэта рьяно борются добро и зло, его душа болезненно реагирует на человеческие страдания и горе. Он задумывается над сущностью человеческого бытия, своего места в жизни: «Как взорвутся, чтобы горіть? / Как прохопитись чорнокриллям / Под солнцем безумно-белым? / Как быть? Как знебуть? Как жить?» («У горского очага»).
Стихотворение «Мне звезда сияла сегодня утром» - по жанру медитация, размышления лирического героя над своей судьбой, которую олицетворяет заря. Она перекликается с предшествующей поэзией, в частности образу матери, которая в этой поэзии напоминает Богоматерь. Автор выбрал поста горюче-кольцевую композицию, с помощью которой концентрирует гамму чувств лирического героя, его размышления, вызванные образом утренней зари. Обрамление лирического сюжета образует своеобразную рамку и тесно связывается с внутренними мотивами развития повествования героя. Образ зари наполняется многозначительным смыслом. В народной мифологии он ассоциируется с образом возлюбленной, жены, судьбы. У Стуса образ зари ассоциируется с рождением Иисуса Христа и его терновым путем: «Та заря - то только осколков боли, / что вечностью протятий, словно огнем. / Та заря - вістунка твоего пути, / креста и судьбы, будто вечная мать,
Николай Шевчук. «Я же тебя купала горькими слезами»
/ возвышена до неба». Заря, что олицетворяет Божью Мать, прощает узнику - борцу за правду - минуты отчаяния. Лирический герой рассматривает ситуацию в экзистенциальном измерении: вечная мать «дает воодушевление веры, что далек вселенная / услышал твой тусклый клич, но отозвался / скрытым желанием сочувствия / и искрой высокого несогласия ». Художник в ключе философии экзистенциализма подает духовно-стоическую модель поведения: «ибо жить - то не есть преодоление границ, / а навикання и само собой наполнение / Лишь мать - умеет жить, / чтобы светиться, словно заря». Чтобы воспроизвести сложные вопросы бытия, поэт прибег к белого стиха, то есть неримованого стихотворения с четкой ритмикой. Поэзия «Мне звезда сияла сегодня утром» написана п'ятистопним ямбом, но рифмы отсутствуют.
В стихотворении «О, земля потеряна, явись» тоже воссоздан поэтический образ Украины. Это - искренний разговор сына с родной землей, далекой и потерянной. Обрамление усиливает тоскливые настроения поэта: «О, земля потеряна, явись - / хоть у страдающего сне! /И лазурно простелися / и душу спаси мне». В «страдающего сердца» украинского патриота неугасимым образом сияет родная земля, помогая ему вынести тяжелые лагерные испытания. Светлые воспоминания о детстве и юности составляют основную часть поэзии, очерчивают волшебный мир природы и бытия лирического героя.
«Как хорошо то, что смерти не боюсь». По жанру это - медитация, которая вошла в сборник «Время творчества» (1972). «Этот сборник, - писал сын художника, литературовед Дмитрий Стус, - является своеобразным хронографом бытия поэта в пограничном состоянии. Арест Василия Стуса 13 января 1972року предельно обострил проблему выбора: с кем ты? как быть? как жить дальше?». Поэзия «Как хорошо то, что смерти не боюсь» - не произведение-декларация, а философская медитация, в которой высказаны глубокие чувства и экзистенциальные размышления автора. Сложные жизненные испытания побудили его к поискам смысла бытия как отрицание мира зла и насилия над человеком, преодоление фальшивых ценностей. Он осознает, что идет трудной дорогой на Голгофу, указанному духовным подвигом Иисуса Христа, и идет сознательно, без нареканий на судьбу: «Как хорошо то, что смерти не боюсь я и не спрашиваю, тяжелый мой крест, / что перед вами, судьи, не клонюся / в предвкушении недовідомих слоев». Перед поэтом открылась новая грань действительности - путь самоуглубления и духовной независимости. Антигуманный мир оказался бессилен перед стоицизмом поэта. Речи лирического героя трепетное и искреннее. Это голос мужественного человека, гражданина, узника совести, ведь он «жил, любил и не набрался скверны, / ненависти, проклятия, раскаяние». Поскольку герой находится в предвкушении недовідомих слоев», то есть осознает переходный и промежуточный характер человеческого бытия, то он, преодолев страх, осуществляет выбор. Герой преодолевает внешние атрибуты существования и переходит во внутреннюю, духовную форму бытия. Именно она дает ему волю к жизни, желание противостоять испытаниям судьбы.
Как и французские экзистенциалисты, Стус трактует смерть как высшую, чисто духовную форму существования человека, что равняется вечности. Такими вечными ценностями для поэта были Украина и ее народ. Поэтому свою духовную форму бытия, свое творчество и героический подвиг он посвящает им: «Народ мой, к тебе я еще верну, / как в смерти обернусь к жизни своим страждущим и незлым лицом. / Как сын, тебе низко уклонюсь / и честно взгляну в твои честные глаза / и в смерти с родным краем поріднюсь».
Подобные завещания звучали в поэзии Тараса Шевченко, Елены Телиги, Евгения Маланюка, Василия Симоненко. Такой большой цене лучшие сыны и дочери украинского народа платили за его духовное воскресение и неуничтожимость.
Василий Стус совершил жизненный и творческий подвиг, преодолев антилюдяні обстоятельства. В противостоянии тоталитарным силам поэт выстроил себя как личность нового типа, явил высокие образцы интеллекта, духовных и художественных озарений. Он познал и отразил в своих стихах самые высокие порывы человеческого духа. Художник творил высокохудожественную лирику, синтезируя чувство и мысль, слово и образ. Как лирик Стус открыл новые формы поэтического выражения, смело соединил символичность образа, иронию, гротеск и лиризм, мелодичность и многозначность слова, поэтику сюрреализма, абсурда, присущую современной мировой поэзии. Пройдут века, а новые и новые поколения будут удивляться, как в нечеловеческих условиях советской тюрьмы поэт сумел создать настоящие шедевры лирики, поднеся ее на новые эстетические горизонты и заняв достойное место в мировой литературе.