Украинская литература второй половины XX века
Василий Стус (1938-1985)
Поэзия как «дорога боли»
Василий Стус как поэт формировался под влиянием произведений Тараса Шевченко, Павла Тычины, поэзии «Расстрелянного возрождения», в то же время учитывал достижения западноевропейской лирики XX века, которую читал в оригинале. Поэт увлекался новейшими течениями в философии. Любимыми философами Стуса были французские экзистенциалисты и художники Жан Поль Сартр, Альбер Камю. Это и определило его поэтический мир, обусловило мировосприятия и мышления. За рубежом увидели свет поэтические сборники Стуса «Зимние деревья» (Брюссель, 1970), «Свеча в зеркале» (Мюнхен, 1977), «Палимпсест» (Мюнхен, 1986). На Родине произведения поэта распространялись через самиздат.
Дебютный сборник «Круговерть» показала незаурядный талант художника, который стремился познать неизведанные горизонты жизни, отыскать свое место в нем, чтобы «упасть зерням в родной борозде». Эта сборка потичининськи лучезарная, полна жизнерадостных мотивов. Автор восхищается красотой и гармонией мира, исповедует высокие идеалы. Они определяются критериями добра, справедливости, любовью к народу и Украины: «Когда ты верить в добро не привык, то веруй в землю». Антеївський связь с родной землей вдохновляет молодого художника. Сборник обозначила характер художественных исканий поэта: метафоричность, интеллектуализм, карбованість слова, напряженность и тонкость чувств в моделировании образа, умение философски осмыслить жизненные реалии.
Второй сборник стихов «Зимние деревья» в Украине при жизни художника не вышла. Как и предыдущая, она отражала миропонимания шестидесятников: отрицание духовной, интеллектуальной удушья и трагическое прозрение («Так живу: как обезьяна среди обезьян»), исторические видения судьбы Украины («Сто лет, как умерла Сич»), поиск гармонии в мире («В этом поле, синем, как лен»). Беспокоящий взгляд на мир и на себя, сочетание благородных порывов души с разочарованиями, самовипробування и интимность чувств, жестокость современности, глубокие мифологические намеки и горькие исторические реалии - тематические линии сборки Стуса. Любимыми жанрами художника становятся лирическая медитация, которая вбирает в себя некоторые признаки элегии, ироничного повествования и сатиры, стихотворение - исповедь, лирический образок, этюд. Ценностно-смысловые символы и знаки авторового переживания времени отражают мир во всей полноте и очерчивают самототожність лирического героя, который стремится к самопознанию. Но в тоталитарной системе это каралось, ибо проявление индивидуально-неповторимого оценивали как враждебный, как отрицание советского коллективизма. «Зимние деревья» власть запретила, но сборник вышел в 1970 году за пределами Украины.
Тяжелые жизненные испытания не сломили поэта. Он стремился жить, несмотря на горькие обстоятельства, высокими духовными идеалами, развивать свой талант. В 1970 году Стус скомпоновал третью поэтический сборник «Веселое кладбище», которая является новым этапом в творческих поисках художника. Название сборника - оксюморон, сочетающий контрастные по значению понятие и вырастает до символа. Поэт демонстрирует серию сюрреалистических портретов, сатирических и гротескных образов, притч, показывая абсурдность действительности, доказывая, что советское общество во времена «застоя» превратилось в театр абсурда, где «орденоносный пес» с выставки собак ценится выше человека: «Я был в толпе. Я был никем ». В этом театре абсурда, в мире наизнанку, подменены понятия и идеалы, человека нивелировано: «человек с кокардой на фуражке» показывает пятак вместо солнца и предлагает играть в счастье, которого нет, чтобы таким образом заполнить духовную пустоту («Вот вам солнце...»). Однако лирический герой Стуса преодолевает замкнутый круг человеческого прозябания, преодолевает его абсурдность, отыскивая свою внутреннюю свободу.
Вершиной творчества Стуса стал сборник стихов «Палимпсесты» (1986), название которой символизирует бессмертие подвига творца, неуничтожимость художественного слова (палімп - сестами в древности называли пергамент, на котором стерт первоначальный текст не исчезал, прочитывался за новым текстом). Так стирали историческую память украинского народа его завоеватели, но она снова и снова возрождалась. Его дух к свободе и государственности был непобедимым. Сборка создавалась в условиях заключения, ведь рукописи забирались, даже сжигались. Часто поэзии нен но было восстанавливать из памяти. «Начинать всегда все сначала - то Сизифов труд, которую я имею докопувати», - писал Стус.
Несмотря на преследования, судебные процессы, лагеря и ссылки, Василий Стус прошел свою «дорогу боли», стал выше трагические обстоятельства и смерть: «Упаду и снова підведусь, на локтях ізіпнусь». Книга Стуса поднимает важные философские, этические и духовные проблемы бытия человека в современном мире, отражает сложную гамму чувств лирического героя, сомнений, утверждений и отрицаний духа. Поэт затрагивает проблемы жизни и смерти, выбора человека, его моральной ответственности за содеянное зло. По художественной силе и значимости в национальном духовном бытии нашего народа «Палимпсесты» - одна из лучших поэтических книг XX века.