Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература второй половины XX века

 

Василий Стус (1938-1985)

 

Народ мой, к тебе я еще верну,

как в смерти обернусь к жизни

своим страждущим и незлым лицом.

Как сын, тебе низко уклонюсь...

(Василий Стус)

 

Василий Стус - великий украинец и великий поэт XX века. Его творчество навеки вписана в новейшую поэзию и историю Украины, и не только потому, что он повторил трагическую судьбу Тараса Шевченко, Павла Грабовского, художников «Расстрелянного возрождения», преследуемых российской царской и советской империями. Как и они, Стус стал символом неистребимости человеческого духа, национального достоинства и художественного самоутверждения несмотря на все запреты, преследования, аресты, ссылки, тюрьмы и лагеря. Органично национальный и самобытный поэт Василий Стус воспроизвел наиболее замечательны черты своей эпохи. Он унаследовал и синтезировал глубинные народные истоки художественного образотворчества, одновременно опираясь на мировую современную поэзию и философию экзистенциализма.

 

«А где же Украина? Все дальше, все дальше, все дальше» (Василий Стус)

 

Василий Семенович Стус родился в Сочельник, 6 января 1938 года в селе Рахновка Гайсинского района Винницкой области в семье крестьянина. Преследуемые властями родители в 1940 году переехали на Донбасс, где в нищете прошли детство и юность Василия. Много читал: большое впечатление на мальчика произвел «Мартин Иден» Джека Лондона («мир мне перевернулся»), в 5-6 классе знал наизусть всего «Кобзаря» Тараса Шевченко. Бредил музыкой, и за отличное обучение в 7 классе отец купил Василию гитару. Подросток увлекся творчеством и личностью Бетховена: «Какие прекрасные его сонаты! И это был человек! Всю жизнь - в горе, в несчастье, в муке - и он один против этого мира - побеждает/» то Есть не уступает напасникам, а идет напролом: «или мир примет меня таким, как я есть, как меня мать родила - или убьет, уничтожит меня». Эти признания поэта характеризуют мир, в котором формировался его мужественный характер, прометеевская настойчивость и стоицизм. Всех злых обстоятельств выстоять, быть самим собой, не потерять человеческого и национального достоинства - это был девиз Василия Стуса. В 9 классе прочитал поэму «Моисей» Ивана Франко, под влиянием которой решил быть литератором. Среднюю школу в Донецке юноша закончил с серебряной медалью.

В 1954-1959 годах Стус учился в Донецком педагогическом институте, посещал литературную студию. Его очень смущало неполноценное функционирование украинского языка в Донбассе. Поэтому, окончив институт, Василий Семенович поехал работать учителем украинского языка и литературы «на настоящую Украину» - Кировоградщину. В этом же году в «Литературной газете» от 22 ноября обнародовал первую подборку стихов с предисловием Андрея Малышко. Был призван в армию. После службы в армии, где «стихи, конечно, почти не писались, Стус учительствовал в городке Горловка на Донбассе, а также работал литредактором в газете «Социалистический Донбасс» (1961 -1963). В письме к Малышко по декабрь 1962 года он размышлял о русификации Донбасса. Поэт призывал спасать Украину от духовного уничтожения и денационализации украинского народа. Его мысли созвучны идеям знаменитой труда Ивана Дзюбы «Интернационализм или русификация?» (1965). Василий Стус как художник, общественный деятель органично вливается в движение шестидесятников.

С 1963 года начинается киевский период жизни и творчества Стуса. Он поступил в аспирантуру Института литературы имени Т. Г. Шевченко АН УССР, работал над диссертацией «Источники эмоциональности художественного произведения (на материале современной прозы)». Поэт подготовил и подал в издательство «Молодь» сборник «Круговерть», обнародовал ряд поэтических подборок в журналах «Днепр», «Донбасс», «Октябрь», выступал с литературно-критическими статьями, переводами из Гете, Рильке, Лорки, посещал Клуб творческой молодежи, общался с шестидесятниками Иваном Светличным, Иваном Дзюбой, Аллой Горской, Романом Корогодским, Вячеславом Чорновилом, Галиной Севрук, Лесем Танюком, Михайлиной Коцюбинской. Это были национально сознательные молодые интеллигенты, которые, по словам Михайлины Коцюбинской, откровенно «противопоставили себя тоталитарному режиму с его политикой денационализации и подавления прав человека, культивированием провинциальности и неполноценности украинской культуры».

В сентябре 1965 года Стуса отчисляют из аспирантуры. Поводом для увольнения был его выступление в кинотеатре «Украина» во время премьеры кинофильма «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, когда поэт заявил о августовские аресты украинской интеллигенции и сокрытие этого факта от общественности. Он был вынужден работать строителем, кочегаром, инженером по технической информации, но везде его увольняли без каких-либо объяснений. За «інакодумцем» пристально следили спецслужбы. В 1966 году запретили печатать сборник «Круговерть». В печать не пропускали ни одно произведение опального художника, разве что друзья помогали публиковать Стусу переводы из лирики Гете и Лорки под псевдонимом Василий Петрик. Однако Стус интенсивно работал как литературовед, в частности подготовил статьи о творчестве Генриха Белля, Бертольда Брехта, Владимира Свидзинского, основательный труд о Павла Тычину «Феномен эпохи». С проницательной точностью Стус анализирует причины и последствия трагедии гениального поэта в условиях тоталитарного общества, обмеление таланта художника в атмосфере идеологического давления.

В августе 1972 года Стуса вместе с писателями Иваном Светличным, Евгением Сверстюком, Игорем и Ириной Калинцями было арестовано. 7 сентября 1972 года Киевский областной суд приговорил поэта к пяти годам исправительных работ в лагерях (Мордовия) и трех лет поселения (Колыма). В открытом письме «Я обвиняю» (1975) Стус разоблачает советскую репрессивную машину, которая уничтожала украинский народ. В обращении к Президиуму Верховного Совета СССР (1976) он развенчал так называемый «состав преступления»: «Я боролся за демократию - это оценили как попытку возвести клевету на советский строй; моя любовь к родному народу, обеспокоенность кризисным состоянием украинской культуры квалифицировались как национализм».

Вернувшись в Киев в конце 1979 года, Стус становится активным участником диссидентского движения, не прекращает борьбы в составе преследуемой Хельсинского союза. В то же время поэт вдохновенно пишет стихи, перекладывает. Поскольку произведений Стуса не печатают в Украине, он вынужден выпускать свои сборки в зарубежье, где воспринимают их с восторгом. Советская власть не прощает поэту духовной независимости и защиты гуманистических принципов жизни. Через восемь месяцев Стуса арестовали и приговорили к пятнадцати годам лишения свободы: десять лет лагерей особого режима и пять - ссылки. На защиту Стуса выступил известный немецкий писатель Генрих Белль. Облегчить участь политзаключенного пытался российский академик Андрей Сахаров, который в октябре 1980 года обратился с заявлением к мировой общественности, участникам Мадридского совещания для проверки выполнения Хельсинских соглашений. И власть была немилосердной. Второй срок художник отбывал в Пермских лагерях. Жизнь Стуса здесь было невыносимой: постоянные карцеры, болезни, притеснения лагерной администрации, конфискация писем к родным, а главное - поэт не имел возможности передать ни одного стиха на волю, ведь все написанное в лагере у него отбирали и уничтожали, как, скажем, сборник «Птица души». В условиях неволи поэт писал философскую лирику. Владея немецким, французским и английским языками, переводил произведения Артюра Рембо, Поля Верлена, Шарля Бодлера, Редьярда Киплинга и других. Украинского поэта-политзаключенного Генрих Белль выдвинул в 1985 году на соискание Нобелевской премии. Но ее присуждают только живым. Василию Семеновичу дождаться того светлого дня не пришлось... Администрация лагеря особенно жестоко относилась к поэту. Василий Стус, протестуя, в карцере объявил сухую голодовку. С сентября 1985 года остановилось его мужественное сердце. Похоронили поэта в безымянной могиле на лагерном кладбище. 19 ноября 1989 года состоялось перезахоронение Василия Стуса и его собратьев Юрия Литвина и Алексея Тихого в Киеве на Байковом кладбище. Посмертно художник удостоен Шевченковской премии.

Проходят годы, а гражданский и творческий подвиг Василия Стуса всегда является примером того, как нужно любить Родину. «Головы гнуть я не собирался, - писал поэт, - хоть что бы там не было. За мной стояла Украина, мой угнетенный народ, за честь которого я должен обставати до смерти». Тоталитарный режим оказался бессильным перед любовью к украинскому народу и несокрушимостью духа художника, который морально и духовно победил антилюдяні обстоятельства бытия.