Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (конца XVIII - первых десятилетий XIX в. (1798-1840 гг.)

Ранний романтизм

Социально-экономические изменения, которые происходили в начале XIX века в Европе, постепенный распад феодально-крепостнического строя, растущее недовольство народных масс вылилось в буржуазные революции во всех европейских странах. На этом фоне быстро начало развиваться новое явление в литературном процессе - романтизм.

Идеи социально - и национально-освободительных движений, конфликт с действительностью и искания новой действительности, идеал которой был создан в воображении художников, стали исходным принципом творческой программы романтиков.

В период создания наций романтизм как художественная система в первую очередь уделял внимание проблемам формирования национальной литературы. Это обусловило усиленный интерес к народному творчеству и совершенствованию национального языка. В центре творчества романтистів стала личность с ее страстями, столкновение характеров и конфликт между незаурядной личностью и обществом.

Украинский романтизм сформировался в 20-40-х годах XIX века. В настоящее время в Российской и Австро-Венгерской империях особенно громко начали о себе заявлять национально-освободительными движениями зависимы от империй страны. Поэтому основой эстетической программы украинских романтиков становится борьба за развитие национального языка и культуры, а патриотическая проблематика выступает на первый план.

На Украине романтическое движение началось в 20-х годах из деятельности харьковского литературного кружка И. Срезневского, позднее академика Петербургской Академии наук. В кружке сосредоточилась романтически настроенная молодежь, преимущественно студенты. Близким к кружка был и будущий поэт-романтик Л. Боровиковский. Хотя все члены кружка дальнейшем оставили свою литературную деятельность (кроме О. Шпигацького), однако поддержана ими фольклористическая и издательская деятельность И. Срезневского дала импульс к дальнейшей труда таким литературным деятелям, как Л. Боровиковский, М. Костомаров, А. Метлинский, М. Шашкевич, И. Вагилевич и Я. Головацкий, поэтам-поэтов В. Забелы, О. Афанасьеву-Чужбинському, М. Петренко.

Основную свою задачу кружок видел в возрождении патриотического духа через поэтическую интерпретацию исторического прошлого, чтобы утвердить национальное самосознание и достоинство. Именно с этих основ 1831 года был благоустроенный І.Срезневським «Украинский альманах», который содержал как оригинальные произведения украинских авторов, так и переводы из других литератур. В течение 1833-1838 лет вышло 6 сборников «Запорожская старина». В этих сборников вошли песни и мысли, казацкие летописи и статьи по истории. Большая часть материала была создана самими авторами - И. Срезневским, братьями Ф. и О. Євецькими и И. Розковшенком. Настоящие фольклорные записи Срезневский отредактировал таким образом, чтобы они имели единый стиль изложения с вымышленными сюжетами. Поэты-романтики находили в сборнике темы, сюжеты и образец романтического толкования национальной истории.

Впоследствии появилась «Утренняя звезда» И. Петрова (Харьков, 1834 г.), «Киевлянин» М. Максимовича (Киев, 1840-1841 гг.), «Ласточка» Есть. Гребенки (Санкт-Петербург, 1841 г.), «Снип» О. Корсуна (Харьков, 1841 г.), «Новолуние» И. Бецького (Харьков, 1843 г.).

Кружок И. Срезневского распался, но дал толчок к созданию целой литературной школы.

Основным достижением поэтов-романтиков 20-40-х годов было овладение новой техникой стихосложения - силабо-тоническим. Они, как и писатели начала XIX века, вслед за И. Котляревским пытались доказать рифмовки до уровня канона, придерживаясь способов рифмовки и видов рим (бедная, богатая; женская, мужская, дактилічна; точная, неточная; грамматическая). Также романтики обращались к народнопісенної ритмики, сочетая ее со стопною строению строки. Такие строки передавали ритмы народного танца.