Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

 

Тема 22. Владимир Винниченко (1880-1951)

 

В. Виниченко - выдающийся украинский прозаик, драматург, художник, политический деятель. Он есть автором первого украинского фантастического романа «Солнечные машины», автором «малых форм», романов и драм. Начав с реализма, он впоследствии выбирает импрессионистический стиль.

Основные произведения: «Красота и сила», «Ожерелье», «Сонячнамашина», «Записки курносого Мефистофеля», «Между двух сил», «Грех», «Ложь», «Черная Пантера и Белый Медведь», «Великий молох», «Слово за тобой, Сталино!», «Федько-халамидник», «Комедия с Константином».

Темы и идеи произведений: исследования человеческой личности, утверждение человеком своего «я», испытание ею своих внутренних сил, противостояние сознания и инстинктам, честь и предательство, проблема отношений между полами, пробуждение национального сознания.

... ни один украинский писатель первой трети XX века не имел такой огромной славы, такой читательской популярности, такого количества изданий своих произведений, как Владимир Винниченко. (М. Жулинский)

«Момент» (1910)

(С рассказов тюремной Шехерезады)

ІНовелу «Момент» специалисты назвали настоящей жемчужиной творчества Винниченко.

Жанр: импрессионистическая новелла.

Новелла - небольшой повествовательный художественное произведение о необычную жизненную событие

с неожиданным финалом.

Импрессионизм - это искусство передачи непосредственных впечатлений.

Темой новеллы стала история короткого любовь, что зародилась между молодым революционером и девицей в драматической, рискованной для жизни ситуации.

Идейное содержание произведения: доказательства того, что люди иногда бездумно теряют мгновения счастья, подчиняя свои поступки строгим предписаниям морали, а иногда, пытаясь задержать и продлить его, теряют свою счастье навсегда.

Авторская идея: все, что естественно, является прекрасным.

Основные черты новеллы «Момент»:

• сюжет динамичный и напряженный;

• наличие импрессионистичности средств: колористика текста концентрирует солнечные краски, лесную зелень, небесную голубизна; богатство зрительных и слуховых образов подчеркивает пейзаж, создает фон, на котором разворачиваются события в новелле;

• рассказ ведется от первого лица.

Проблемы:

- любви и счастью человека;

- мгновения как вечность;

- философии человеческого бытия;

- жизни и смерти;

- гармонии человека и природы;

- естественности душевных и телесных порывов

Идейно-художественное содержание, сюжетно-композиционные особенности.

«Из тюремных будней Шехерезады» - такой подзаголовок новелле дал автор, и это не случайно. Во-первых, Шехерезадою оказывается мужчина-повествователь, а не женщина, однако, чтобы заинтересовать своими тюремными рассказами, автор прибегает к интригуют читателя подзаголовком. Во-вторых, таким подзаголовком автор намекает на близость своего произведения к сказке. Ведь новелла действительно напоминает жанровую модель волшебной сказки, сюжет которой построен на мифологическом мотиве пересечения границы.

Разделение на элементы сюжета новеллы «Момент» достаточно условный, потому что не укладывается в традиционные рамки.

В тюрьме один человек, которого, очевидно, через умение рассказывать разные истории окрестили Шехерезадою (герой-рассказчик не имеет имени потому, что автор хотел сосредоточиться на его чувствах и переживаниях, а не на самой его лице), рассказал про свой удачный переход через границу с девицей Мусей, которая, видимо, была связана с революционерами, потому ее искала полиция. Эту молодую красивую девушку он впервые увидел уже на пограничные. Так сложилось, что им вместе пришлось преодолеть полный опасностей путь через границу. Хотя молодые люди сразу влюбились, они некоторое время сдерживали свои чувства, не могли отдаться любви, ведь над человеком довлеют моральные предписания. Уже преодолев опасный рубеж, молодые люди, что так любили жизнь, познали момент счастья. «Это было торжество двух крупных кузьок; это был вихрь жизни, который заметает все мусора - «не надо», «нельзя»; это было счастье крови, мозга, костей; это было высшее счастье, рождение не слепыми, а с одвертими, видящими глазами души». Но дальше их дороги расходятся, потому что Муся убеждена: « Счастье - момент. Дальше уже будничность, пошлость. ...Именно больше всего счастье будет мизерным по сравнению с этим. Значит, совсем не будет...»

Рассказчик согласился с ней, хоть он и не знал кто она, где она», но ее образ он носил в душе. Ведь счастье, по Винниченко, - это «свободна воля», свобода от бремени, и обязанности, что является следствием длительных отношений. Настоящее счастье - в мгновенном восторге.

Краткое пересказ произведения

«Момент» (Из рассказов тюремной Шехерезады)

Было это весной. Герой-рассказчик ехал со своим другом-контрабандистом до границы. Ему надо было обязательно перейти границу, ни ожидая ночи. Семен, человек серьезный, сказал, что это невозможно, могут убить. Рассказчик настаивал. Тогда Семен сердито сказал ему, чтобы тот лег на дно телеги, и прикрыл одеялом. Привез в какой-то сарай. Когда рассказчик зашел, то был поражен неожиданностью. Там уже сидела на соломе красивая панна. Она засмеялась и пригласила его садиться.

Зашел Семен и сказал, что надо бежать уже сейчас, потому что к нему идут с обыском - стражники разыскивают какую-то барышню. Им дали сельский одежду и направили в лес, где была граница. Панна попросила у рассказчика револьвер, и когда тот поинтересовался, умеет ли она стрелять, ответила, что убить себя сумеет.

Шли полем, отдыхали, смотрели один на одного. Прятались во ржи, как проезжала подвода. Он спросил, как ее зовут, она же сказала, что не хочет говорить и не хочет знать, как зовут его. Потом вдруг попросила, чтобы спутник, когда вдруг ее убьют, а он останется жив, написал по адресу, который она несколько раз повторила: «Мусю убит на границе. Умерла так, как умирают те, что любят жизнь».

Рожь кончилось. Начался лес. Они перемещались от дерева к дереву то ползком, то перебегая. Садились отдыхать, смотрели, как в природе все живет, движется, любит.

Ему так хотелось прижать ее к себе, но она отстранилась. Только спросила, будет вспоминать, как ее убьют. Он сказал, что ее не убьют, и сам в это поверил.

Наконец пришли к лощины, увидели пограничные столбы. Сердце застучало быстрее. Муся, «с висмикнутим волосами, с большими горящими глазами, с крепко сжатыми устами, согнутая казалась... каким-то удивительным, прекрасным зверем, сильным, напряженным, диким».

Рассказчик сказал, что они бросятся через границу вместе, не оглядываясь на крики и выстрелы. Побежали. Послышались взрывы, гуки. Летели, аж ветер в ушах. А в груди было «что-то легкое, широкое, как небо, как воздух, как могучий поток».

Остановились далеко от границы, бросились друг к другу, давая волю чувствам. Потом долго и устало сидели молча. Муся любовно-ласково взглянула на своего спутника и сказала, что теперь они попрощаются, и он никогда ее не искать. Счастье может продолжаться всего лишь момент, а дальше уже идет будничность, банальность. Ум героя-рассказчика удивлялся, протестировал, а уста молчали. Кто она, где она, он и до сих пор не знает, но всегда носит ее образ в своей душе.

Критика, комментарии к произведению, объяснение (кратко)

В новелле «Момент» соединились реалистичное изображение действительности и философский подтекст о быстротечности жизни, о счастье человека, о миг как частичку вечности. Образ Барышни в новелле - это воплощение идеи вечной женственности, красоты и загадочной непостижимости, произведение написано в імпресіоністичному духе.