IV. Литература XX вв.
Тема 23. Максим Рыльский
(1895-1964)
Украинский поэт, научный деятель,
критик, переводчик, публицист, фольклорист, этнограф, искусствовед,
литературовед, языковед.
Основные произведения: сборники «На опушке»,
«Под осенними звездами», «Синяя даль», «Сквозь бурю и снег», «Тринадцатая
весна», «Где сходятся дороги», «Звук и отзвук», «Розы и виноград»,
«Далекие небосхили», «Голосеевская осень», «В тени жаворонка».
Его творчество поделилась на два
русла - официальное и лирическое, в последнем ему удавалось создать независимые
от политики, чисто художественные произведения, которые пережили его. В советскую эпоху
Рыльский написал тридцать пять книг стихов, лучшие среди которых - «Знак
весов» (1932), «Лето» (1936), «Украина», «Сбор винограда» (1940), «Слово о
родную мать», «Розы и виноград» (1957), «Голосеевская осень», «Зимние
записи» (1964); четыре книги лиро-эпических поэм, много переводов из
славянских и западноевропейских литератур, научные труды по языкознанию и
литературоведения. в 1943 году его избрали академиком. В 1944-1964 годах Максим
Рыльский был директором Института искусствоведения, фольклора и этнографии
АН Украины. в 1960 году ему была присуждена Ленинская премия, в 1943, 1950 -
Государственную премию СССР.
В творчестве Рыльского гармонично
сочетается и жанр вдохновение, и «холод ума поверяющего», необходимый для поэта.
(С. Крыжановский)
«Молюсь и верю...»
Литературный род: лирика.
Жанр: стихотворение-рефлексия.
Вид лирики: интимно-философская.
Ведущий мотив: как прекрасно жить
на этом мире; герой призывает лирическую героиню увидеть красоту вокруг, отправиться
в далекую жизненную путь.
Произведение имеет выразительный жизнеутверждающий
мотив:
Молюсь
и верю. Ветер играет
И
пьяно веет вокруг,
И
голубей дрожащие стаи
Ждут
неба берега.
Стихотворный размер-четырехстопный ямб.
Вид рифмовки: перекрестная.
Рима: чередование женской и мужской
рифмы подчеркивает звуковую тональность стихотворения.
Символы в стихотворении - голуби (символы
мира, любви), синяя глубина (небо, символ свободы, чувств).
В стихотворении поэт мастерски воспроизводит
красоту чувств лирического героя, его единство с природой, состояние влюбленности в
мир. Поэт осуществляет своеобразный психоанализ внутреннего мира персонажа. Стих
проникнутое жизнерадостностью, жаждой страстного сердца, изысканностью чувств.
Композиционно произведение строится как монолог. Повествование ведет лирическое «я», обращаясь
к «ты», как к «другому», в результате чего возникает діалогізм:
И
ты смеешься, и даль сияет,
И
сердце бьется, как в огне,
И
вид пречистой надежды Стоит в синей глубине.
Жизнелюбие охватывает душу героя,
побуждает его действовать:
Что
буду жить, пока жить Мне позволит дух жизни!
В стихотворении явственно проступает
неокласицистична поэтика: утонченность образов, восхищение красотой мира,
гармония мысли и чувств.
Верой, надеждой, оптимизмом полны
поэтические строки стихотворения М. Рыльского «Молюсь и верю...». Голуби в небе, звонкий
смех любимого человека рядом, ветер, пространство, воды - разве это не счастье? Лирический герой
уверен в себе, мир он уже называет своим ребенком и готов жить, пока
«позволит дух жизни». Бог, природа и он сам выступают единым, гармоничным
целым, и нам передается эта бодрость, этот оптимизм молодого поэта.
Молюсь и верю
Молюсь
и верю. Ветер играет
И
пьяно веет вокруг,
И
голубей дрожащие стаи
Черкають
неба берега.
И
ты смеешься, и даль сияет,
И
сердце бьется, как в огне,
И
вид пречистой надежды
Стоит
в синей глубине.
Кленусь
тебе, веселый свет,
Кленусь
тебе, мое дитя.
Что
буду жить, пока жить
Мне
позволит дух жизни!
Пойдем!
Шумят счастливые воды,
И
играет ветер вокруг,
И, голуби ясной красоты
Черкають
неба берега.