Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

 

Тема 21. Александр Олесь (1878-1944)

 

(настоящее имя - Александр Иванович Кандыба)

Украинский поэт, драматург, прозаик, переводчик. С 1919 г. в эмиграции. Главной темой его стихов становится тоска за Украиной. Умер в Праге в июле 1944 p., получив известие о том, что нацисты замучили в концлагере Заксенхаузен его сына - писателя Олега Ольжича.

Основные произведения: «С печалью радость обнялась» (1907), «Княжа Украина»(1920), драматическая поэма «Ночь на полонине», драматический этюд «По дороге в Сказку».

Он соединил в себе черты пламенного певца Тіртея и нежного рыцаря красоты Аполлона, главную свою задачу видел в поэтому, чтобы играть на золотой арфе песни счастья, свободы, любви, очищать человеческие души от ила и выводить родной народ из долин на вершины добра, справедливости, свободы, человеческой гармонии. (Г. Радишевский)

«Чары ночи»

Литературный род: лирика.

Жанр: стихотворение-романс (популярная народная песня).

Вид лирики: интимная.

Ведущий мотив: красота жизни, красота любовь - превыше всего.

Стихотворный размер: четырехстопный ямб с пірихієм, что образует особую ритмику.

Вид рифмовки: перекрестная.

Рима: чередование мужской и женской рифмы подчеркивает звуковую тональность стихотворения.

Поэзия стала любимой народной песней «Смеются, плачут соловьи...». Она воспринимается как гимн юности, песня любви, как прославление органического единства жизни человека и природы. Праздничный пир весны, когда «вся земля дрожит В жарких объятиях ночи, Письмо цветке рвійно шелестит, Траве ручей воркоче»,естественно оттеняет «летучую мгновение жизни» человека, напоминает, что жизнь - только «единая миг».

Поэзия полна вітаїстичних, т.е. жизнеутверждающих мотивов, которые прославляют философию жизни лирического героя, его влюбленность в красоту бытия и человека.

Для решения идейно-художественного замысла автор выбрал кольцевую композицию произведения, которая является важной составляющей авторской концентрации чувств, воспроизведение динамики развертывания лирического сюжета. Лирическое повествование в поэзии состоит из трех субъектов: собственно автора, лирического героя и «ты», то есть адресата, условного собеседника.

Эта поэзия - призыв не забывать, что жизнь - мгновение, которое так быстро проходит, поэтому надо насладиться каждым прожитым днем, каждой минутой:

Лови летучую мгновение жизни!..

Горы! Жизнь - единственное мгновение,

Для смерти же - целая вечность.

«Чары ночи»

Смеются, плачут соловьи

И бьют песнями в грудь:

«Целуй, целуй, целуй ее, -

Вновь молодость не будет!»

Ты не смотри, что будет там,

Или забвение, предательство:

Весна идет навстречу вам,

Весна в сие время вам совет.

На мент единственный оставь

Свой печаль, мысли и горе -

И струя собственной души

Влей в шумящее море.

Лови летучую мгновение жизни!

Чаруйсь, хмелій, упивайся

И среди грез и забвения

В роскоши влюбись.

Взгляни, вся земля дрожит

В жарких объятиях ночи,

Письмо цветку рвійно шелестит,

Траве ручей воркоче.

Отбились звезды в воде,

Летят до облаков туманы...

Здесь льются ароматы густые,

Там гнутся ивы пьяные.

Как искра еще в тебе горит

И погаснуть не успела, -

Горы! Жизнь - единственное мгновение,

Для смерти же - целая вечность.

Почему же стоишь без движения ты,

Когда весь мир поет?

Наладь струны золотые:

Пир весна производит.

И смело иди под звон рюмок

С огнем, с песнями в гости

На праздник радостный цветков,

Любовь, снов и неги.

Погибнет все без возврата:

Что возьмет время, что люди,

Погаснет в сердце костер,

И застынут грудь.

И захочешь ты вернуть себе,

Как Фауст, дни прошедшие...

И знай: над нас - боги скупы,

Над нас - глухие и нечулі...»

Смеются, плачут соловьи

И бьют песнями в грудь:

«Целуй, целуй, целуй ее -

Вновь молодость не будет!»

«О слово родное! Орле скован!»

Литературный род: лирика.

Жанр: стихотворение-медитация.

Поэзия-медитация - это стихи-размышления на философскую и житейську темы. Это поэтические размышления о скоротечности жизни, несбыточность мечтаний и желаний лирического героя, неотвратимость смерти.

Вид лирики: патриотическая.

Ведущий мотив: поэт искренне увлекается родным словом, гневно корит колонизаторов, которые его уничтожают, и своих сирот, которые его презирают.

Стихотворный размер-четырехстопный ямб.

Вид рифмовки: кольцевое.

Рима: чередование мужской и женской рифмы подчеркивает звуковую тональность стихотворения.

Символы в стихотворении - меч (воинственная грань родного слова), солнце (миролюбивая, окрыленная, творческая грань-родного слова), слово (все родное, самое дорогое), Самсон (вера в духовное освобождение народа-богатыря).

Александр Олесь в этой поэзии произнес настоящий гимн русскому слову, напоминая всем, что дети не должны забывать язык родителей. В любом случае автор убежден, что языковой, национальное возрождение Украины обязательно станет «дождями судними» для ее врагов.

Идея стихотворения выражена в мифологически-библейских символах:

В слово! Будь моим мечом!

Нет, солнцем стань! вверху остановись,

Озари мой край и розлетися

Дождями судними над ним,

Поэзия выстроена как монолог-обращение лирического героя к родному слову. Три части композиции выполняют роль тезиса, антитезиса, синтеза.

В слово родное! Орел закован!

Чужакам брошенное на смех!

Певчий гром родителей моих,

Детьми беспамятно забыт.

В слово родное! Шум деревьев!

Музыка зрение голубоглазых,

Шелковый пение степей широких,

Днепра между ними левий рев...

В слово! Будь моим мечом!

Нет, солнцем стань! вверху остановись,

Озари мой край и розлетися

Дождями судними над ним.