IV. Литература XX вв.
Тема 21. Александр Олесь (1878-1944)
(настоящее имя - Александр Иванович
Кандыба)
Украинский поэт, драматург,
прозаик, переводчик. С 1919 г. в эмиграции. Главной темой его стихов становится тоска
за Украиной. Умер в Праге в июле 1944 p., получив известие о том, что нацисты замучили в
концлагере Заксенхаузен его сына - писателя Олега Ольжича.
Основные произведения: «С печалью радость
обнялась» (1907), «Княжа Украина»(1920), драматическая поэма «Ночь на полонине»,
драматический этюд «По дороге в Сказку».
Он соединил в себе черты пламенного
певца Тіртея и нежного рыцаря красоты Аполлона, главную свою задачу видел в
поэтому, чтобы играть на золотой арфе песни счастья, свободы, любви, очищать человеческие
души от ила и выводить родной народ из долин на вершины добра, справедливости,
свободы, человеческой гармонии. (Г. Радишевский)
«Чары ночи»
Литературный род: лирика.
Жанр: стихотворение-романс (популярная народная
песня).
Вид лирики: интимная.
Ведущий мотив: красота жизни, красота
любовь - превыше всего.
Стихотворный
размер: четырехстопный ямб с пірихієм, что образует особую ритмику.
Вид рифмовки: перекрестная.
Рима: чередование мужской и женской
рифмы подчеркивает звуковую тональность стихотворения.
Поэзия стала любимой народной
песней «Смеются, плачут соловьи...». Она воспринимается как гимн юности, песня
любви, как прославление органического единства жизни человека и природы. Праздничный
пир весны, когда «вся земля дрожит В жарких объятиях ночи, Письмо цветке
рвійно шелестит, Траве ручей воркоче»,естественно оттеняет «летучую мгновение жизни»
человека, напоминает, что жизнь - только «единая миг».
Поэзия полна вітаїстичних, т.е.
жизнеутверждающих мотивов, которые прославляют философию жизни лирического героя, его
влюбленность в красоту бытия и человека.
Для решения идейно-художественного
замысла автор выбрал кольцевую композицию произведения, которая является важной составляющей
авторской концентрации чувств, воспроизведение динамики развертывания лирического
сюжета. Лирическое повествование в поэзии состоит из трех субъектов: собственно автора,
лирического героя и «ты», то есть адресата, условного собеседника.
Эта поэзия - призыв не забывать, что
жизнь - мгновение, которое так быстро проходит, поэтому надо насладиться каждым прожитым
днем, каждой минутой:
Лови
летучую мгновение жизни!..
Горы!
Жизнь - единственное мгновение,
Для
смерти же - целая вечность.
«Чары
ночи»
Смеются,
плачут соловьи
И
бьют песнями в грудь:
«Целуй,
целуй, целуй ее, -
Вновь
молодость не будет!»
Ты
не смотри, что будет там,
Или
забвение, предательство:
Весна
идет навстречу вам,
Весна
в сие время вам совет.
На
мент единственный оставь
Свой
печаль, мысли и горе -
И
струя собственной души
Влей
в шумящее море.
Лови
летучую мгновение жизни!
Чаруйсь,
хмелій, упивайся
И
среди грез и забвения
В
роскоши влюбись.
Взгляни,
вся земля дрожит
В
жарких объятиях ночи,
Письмо
цветку рвійно шелестит,
Траве
ручей воркоче.
Отбились
звезды в воде,
Летят
до облаков туманы...
Здесь
льются ароматы густые,
Там
гнутся ивы пьяные.
Как
искра еще в тебе горит
И
погаснуть не успела, -
Горы!
Жизнь - единственное мгновение,
Для
смерти же - целая вечность.
Почему
же стоишь без движения ты,
Когда
весь мир поет?
Наладь
струны золотые:
Пир
весна производит.
И
смело иди под звон рюмок
С
огнем, с песнями в гости
На
праздник радостный цветков,
Любовь,
снов и неги.
Погибнет
все без возврата:
Что
возьмет время, что люди,
Погаснет
в сердце костер,
И
застынут грудь.
И
захочешь ты вернуть себе,
Как
Фауст, дни прошедшие...
И
знай: над нас - боги скупы,
Над
нас - глухие и нечулі...»
Смеются, плачут соловьи
И бьют песнями в грудь:
«Целуй,
целуй, целуй ее -
Вновь
молодость не будет!»
«О
слово родное! Орле скован!»
Литературный род: лирика.
Жанр: стихотворение-медитация.
Поэзия-медитация - это стихи-размышления
на философскую и житейську темы. Это поэтические размышления о скоротечности
жизни, несбыточность мечтаний и желаний лирического героя, неотвратимость смерти.
Вид лирики: патриотическая.
Ведущий мотив: поэт искренне
увлекается родным словом, гневно корит колонизаторов, которые его уничтожают, и
своих сирот, которые его презирают.
Стихотворный размер-четырехстопный ямб.
Вид рифмовки: кольцевое.
Рима: чередование мужской и женской
рифмы подчеркивает звуковую тональность стихотворения.
Символы в стихотворении - меч (воинственная
грань родного слова), солнце (миролюбивая, окрыленная, творческая грань-родного слова),
слово (все родное, самое дорогое), Самсон (вера в духовное освобождение
народа-богатыря).
Александр Олесь в этой поэзии
произнес настоящий гимн русскому слову, напоминая всем, что дети не должны
забывать язык родителей. В любом случае автор убежден, что языковой,
национальное возрождение Украины обязательно станет «дождями судними» для ее
врагов.
Идея стихотворения выражена в
мифологически-библейских символах:
В
слово! Будь моим мечом!
Нет,
солнцем стань! вверху остановись,
Озари
мой край и розлетися
Дождями
судними над ним,
Поэзия выстроена как
монолог-обращение лирического героя к родному слову. Три части композиции
выполняют роль тезиса, антитезиса, синтеза.
В
слово родное! Орел закован!
Чужакам
брошенное на смех!
Певчий
гром родителей моих,
Детьми
беспамятно забыт.
В
слово родное! Шум деревьев!
Музыка
зрение голубоглазых,
Шелковый
пение степей широких,
Днепра
между ними левий рев...
В
слово! Будь моим мечом!
Нет,
солнцем стань! вверху остановись,
Озари
мой край и розлетися
Дождями
судними над ним.