Украинская литература 10-х годов ХХ века
Леся Украинка (1871-1913)
«Слова любви тебе я не сказала» (Леся Украинский)
Шедеврами интимной лирики Леси Украинки есть цикл произведений, посвященных Сергею Мержинскому. Этот чрезвычайно привлекательный мужчина производил большое впечатление на современников: «Он нравился всем без исключения, кто только его знал. Деликатный, ровный в общении с людьми, мягкий, искренний, правдивый, он чрезвычайно привлекал к себе внимание. В нем гармонично сочетались физическая и духовная красота, и в этой гармонии был секрет его привлекательности». Сергей Мержинский был революционером. С Лесей Украинкой познакомился в Крыму. Общие убеждения вызвали к жизни высокие, дружеские отношения благородных людей. Поражен туберкулезом, осенью 1900 года Мержинский переживал обострение и чувствовал себя крайне плохо. Леся Украинка поехала в Минск спасать своего друга. Месяцы, проведенные у постели смертельно больного, - время титанического напряжения сил. Рыцарство ее душе оказалось в достойной удивления самопожертвованию: поэтесса сознательно подвергала себя опасности - и таки не обошла ее (от Сергея она второй раз заразилась туберкулезом). Однако не оставила друга он на глаз с неотвратимым. Затаив собственные чувства, пережила она все назначенные ей «дни печали» возле ложа дорогого человека. От отчаяния спасалась трудом: ее «Одержимая» написана за одну страшную ночь, пережитую там, в Минске. Это драма об одержимости высокими порывами, о любви и ненависти.
На алтарь любви возложены и другие произведения, написанные в дни смертельной болезни любимого, - «Хотела бы я тебя, как плющ, обнять», «Я видела, как ты хиливсь наземь», «Все, все покинут тебя понесутся» и другие. Последний стих обнаруживает готовность лирической героини не просто разделить жизненный фатум любимого, а ее стремление вызвать на поединок «злую мару, что тебя забирает», отчаянный порыв - «взять тебя в бою или умереть с тобой». Психологическую характеристику лирической героини дополняют интимно-дружеские, образные обращения к личности любимого, наделенные унылыми эпитетами «мой сломанный цветы», «мой потерянный мир». Идея бессмертия настоящей любви звучит в последней строке произведения: «С нами пусть счастье и горе умирает».
После смерти Сергея Мержинского появились поэзии высокого трагического звучания: «Уста говорят: «Он навеки сгинул/», «Цветков, цветков...». Написан секстинами, первый стих обнаруживает болезненный сожалению лирической героини по потерянным. Сердце отказывается верить, что счастье ушло за горизонт, откуда нет возврата: «Уста говорят: «он навеки сгинул!» /А сердце говорит: «нет, он не покинул!» / Ты слышишь, как звенит струна какая-то дрожащая? / Дрожит-звенит, словно слеза горячая, / Здесь в глубине и бьется вдруг со мною: «Я здесь, я всегда здесь, я все с тобой!». Последняя строчка рефреном повторяется во всех строфах. Голос друга сопровождает лирическую героиню постоянно: «в песнях забыть хочу муку», «я спущусь в бездне мечтаний тайных», «сон мне склепить понемногу ресницы». «Тебя нет, но я все с тобой!» - этой оконечной тезисом утверждает идею бессмертия настоящей любви.