Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская литература 10-х годов ХХ века

 

Леся Украинка (1871-1913)

 

«Буйный ветер пролетал над морем» (Леся Украинка)

 

Гамма пейзажных рисунков Леси Украинки проявляет любовь к родной природе, восхищение ее красотой, так и наблюдательность в восприятии образов чужбины. Волынь и Полтавщина, Буковина и Крым, гуцульские Карпаты и степная Украина, Черное море и Подолья нашли поэтическое выражение в творчестве Леси Украинки.

А еще писательница обогатила украинскую пейзажную лирику картинами Италии, Восточных Альп и Египта. В ее пейзажной поэзии выделяются произведения, в которых объектом изображения является морская стихия.

Цикл «Путешествие к морю», открывавший сборник «На крыльях песен», зафиксировал юношеское увлечение Леси Украинки от первого свидания с морем, осознание его величия: «Прощай, синее море, / Бескрайнее, просторное, - / Вы, гордецы, свободные волны!» Образы волн - то «срібнокудрих», то «зеленых» - венчает впечатление от возмущенной кораблем воды, которая раскатывает беспокойные волны, что «сердито трясут гребнями, / Словно гривами белые жеребцы». В посвященных брату Михаилу «Крымских воспоминаниях» восприятие моря углубляется, расширяется спектр цветов. Лирическая героиня наблюдает контрастные пейзажи, автор же находит соответствующие средства для их художественного выражения. Когда море спокойное, то «с тихим плеском на берег / Хлынет хвилечка жемчужная» («Тишина морская»), в бурю же «бьется волна, как в феврале горе», набегают «грозные, свирепые валы білогриві», «волны буйнії» гуляют морем («Непогода»). Автор апеллирует к зрительных представлений читателя, представляет картины, полные движения, наполнены выразительными красками. Читая эти стихи, зримо представляешь пейзажи, виденные Лесей Украинкой и силой ее поэтического слова пущены в путешествие веков.

 

 

 

Архип Куинджи. Волны

 

В определенной степени ключевой в мариністичній лирике Леси Украинки образ волн персонифицируется и достигает кинематографического впечатления в «Импровизации»: «Из темного моря білявая хвилечка / К побережного камня льнет, / Ласки, ласки, сяєво срібнеє / Волна несет в подарок ему: / Темное чело побережного камня / Волны любимому навстречу засиял».

Венцом пейзажа в лирике Леси Украинки есть стихотворение «Волна», написанный в 1908 году в Евпатории. Сочинение по содержанию условно можно разделить на две части - собственно пейзажную и философскую. В начале автор рисует победоносное наступление волны на прибрежный «сухеє грязи, на рассыпанные камни». Доминирование светлых красок (вал «белый», «серебряный», «белым пломенем» метнеться, сбрасывает с себя «все, что ясное») завершается в момент удара волны в берег, к которому так стремилась. Использование кольористичного контраста позволяет подчеркнуть настроенческую гамму - триумф закончился: волна «грустная, / мутная, уж не ясная, уже не белая. / отплывает посумніла. / языков до гроба». Путь обратно сопровождается плачем, с которым волна, «как траур, к себе гребет «грязи тусклое, черное». Со вздохом втишена волна исчезает в огромном море. Живописную картину завершено. Все следующее - развернутое риторический вопрос. Поэтесса размышляет, что ждет волну на дне морском. Ход ее мыслей усилена изменением ритма: четким чотиристопним хореєм написаны строки печальной «рабской перспективы» волне: «колихать малые моллюски», «гаптувать прозрачные чешуи», «на коралле класть зарубки», «сторожить морю сокровища». И снова ритм ломается, когда минорную смысловую тональность («и слугой / под весом / там она навеки станет / и не восстанет?») побеждает вероятность унестись «межи сестры, между мили / свободные волны». Риторическим вопросом автор разворачивает-неоромантик другую возможность: «растечется, расплывется, / снова силы наберется. потом зрине / и шумная. / и бучна, / победно валом взмахнет / и воскреснет?». Море - как символ свободы, волна - как возможность выбора, как призыв к движению: так воспринимает читатель образность этого пейзажно-философского произведения. Его ритмические средства проявляют умение поэтессы воспроизводить подвижные картины морской стихии, ощутимо улавливать музыку волн, находиться в плену ритма моря. А сквозная персонификация оказывается эффектной и эффективной одновременно. Глубокому раскрытию авторского замысла наиболее полно способствует ритмомелодика - смена 1-, 2 - и 4-стопних строк хорея зависимости от их художественного нагрузки, для достижения большей выразительности образа.

 

Виктор Бабенцов. «Стояла я и слушала весну». 1970

 

Описания природы у Леси Украинки никогда не были самоцелью. Именно поэтому в них обычно присутствует человек, с миром своих грез и мыслей, страданий и радостей, надежд и свершений. Произведения поэтессы органично сочетают пейзажные мотивы с философскими и интимными. Блестящий доказательство тому - восьмистишие «Стояла я и слушала весну» из цикла «Мелодии». Наряду с другими стихотворениями цикла («Ночка тихая и темная была», «Не пойте мне сеи песни», «Горит мое сердце, его зажгла»), исполненными печальными интонациями через недостижимость счастья, через усталость лирической героини от жизненных соревнований, анализируемый произведение отличается своеобразной просветленностью. Умение лирической героини «слушать весну» дало ей возможность услышать звонкую и громкую песню, призывную язык и тайный шепот. Голоса весны воспевают любовь, юную красоту, радости, надежды - все то, о чем когда-то ей мечталось. Овладев захмареність собственного сердца, героиня радуется весенним буйством, находит утешение в гармонии с миром природы. Преимущество слуховых ощущений (даже на лексическом уровне: слушала - пела - шептала) в этой поэзии доказывает авторское умение рисовать мир природы всеми средствами. В целом стихотворение отмечается светлой нежностью и грацией - приметам творческой индивидуальности, спостереженими еще Иваном Франко. Эти две приметы мощнейшее оказались в интимной лирике писательницы. Количественно она составляет сравнительно незначительную часть наследия Леси Украинки, однако сила чувств, которыми фонтанируют большинство произведений, - впечатляющая.