Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература второй половины XX века

 

Лина Костенко (1930)

 

«Душа принадлежит человечеству и эпохам»(Лина Костенко)

 

Лирика Лины Костенко не только высокохудожественная, но и высокоинтеллектуальная и глибокопатріотична.

У поэтессы нет плакатних патриотических стихов, трафаретных лозунгов, не часто употребляется даже слово «Украина». И в то же время подтекст большинства ее стихов определенно патриотический. Владимир Базилевский подчеркнул: «Лина Костенко из тех поэтов, которые способны сквозь общечеловеческое видеть национальное, а сквозь национальное просматриваться общечеловеческое. Ее сюжеты всегда имеют второе измерение и уже этим решительно опровергают взгляд на историю как на иконостас». Это касается и произведений Лины Костенко о исторических лиц, известных художников мировой культуры и поэзии, где ярко проявляется гражданская позиция автора как выразителя сопротивления всему, что встает на пути развития украинской нации.

Тема миссии поэта и реализации его таланта за сложных обстоятельств занимает в творчестве Лины Костенко ведущее место. Немало афористических выводов автора касается ответственности художника за созданное им, его жертвенности как платы за талант: «Но поэт естественен, как природа. / От фальши в него слово заболит» («Зачем же петь? Все значительно...»); «С такой боли и из такой муки / душа не создаст бутафорский плод» («Настанет день, отягощенный плодами»); «Поэзия - это праздник, как любовь. / О, то не является розмовка бытовая!» («Какая разница - кто куда пошел?»); «Единая потолок искусства - правда. / Поднимешь поэзию - и не разобьешь ей темя» («Вирлооке солнце»); «Это лишь слова. Зато они бессмертны. / Уймите лють. их пуля не берет» («Что же, авторучка - это не сабля из ножен»); «Правдивой песни перезвон оков - / То только привычный аккомпанемент» («Кобзарь пел в пустыне Косаралу»); «Б Красную книгу запишите поэтов: / Поэты тоже исчезают на земле» («Летучие катрены»); «Народ ищет в гениях себя» («Не любит слово стимулов плечистых»).

В то же время поэт тяжело переживает пустые дни, когда к нему приходит муза. Это медленно текучий время исчерпанности, опустошенности, разочарования в себе. В стихотворении «Страшные слова, когда они молчат» удивительно точно передано психологическое состояние художника, который не может позволить себе писать что угодно, сбиваться на штампы, повторять кем-то уже сказанное. Настоящей поэзией становится лишь то, о чем сказано как будто впервые за всю историю цивилизации, что читателя поразит, удивит, поразит новизной мысли или художественной формы. Не случайно Лина Костенко подчеркивает, что в гениальных строфах всегда звучит не только голос автора, но и голос Бога. Ведь в время вдохновение художник черпает образы, сюжеты из небесного источника: «Поэзия - это всегда неповторимость, какой-то бессмертный прикосновение к душе». Подытоживая свои испытания на творческом пути, Костенко подает моральный урок другим талантливым людям.

Поэзия «Пусть будет легко. Прикосновением пера..,» - образец любовной лирики зрелого автора. В произведении речь идет о прелюдии любви, момент влюбленности, рождения чувств, которые еще не совсем верится и самой лирической героини («Пусть будет легко. Это был только сон, / что едва коснулся памяти устами»). Обращение к избраннику сердца на «Вы» даже мысленно подчеркивает благородство героини, а постоянные параллели ее настроения с картинами природы подчеркивают чувства. Анализируя стихотворение, мы имеем возможность почувствовать феноменальную наблюдательность Лины Костенко, ведь отдельные мазки замечательного весеннего пейзажа достойные кисти великого художника («Этот белый свет - березовая кора, / по черным дням побеленная где-то оттуда»; «Сегодня снег идти уже поривавсь. / Сегодня осень похлинулась дымом»). Поражают акварельність, пастельність красок, умение автора сказать о любви камерно, задушевно. В отличие от этой поэзии, стихотворение «Недумано, негадано» воспроизводит кульминацию любви, охватившей лирическую героиню пламенем, заставила опьянеть от счастья. Переполнена сокровенными чувствами душа лирической героини ищет прибежища в вечоровому лесу, где дает выход эмоциям. Влюблена переживает экстаз от полноты и всевластию любовного чувства: «Недумано, негадано / забежала в глушь, где сосны пахнут ладаном / курением світань. // Где вечер пахнет мятой, / аж холодно джмелю. / А я тебя / а я тебя, / а я тебя / люблю! // Ловлю твое лучи сквозь музыку берез. / Люблю до одури, до стона, до слез». Красота могучего леса, где слышится «музыка берез», а сосновая живица пахнет как ладан во время богослужения, где холодная мята (народное название этого растения) действительно такая студеная, что «аж холодно джмелю», настраивает душу читателя на сопереживание счастью, активизирует собственные воспоминания, убеждает, что мир прекрасен, если в нем царит любовь.

Хотя в упомянутых стихах события разворачиваются на фоне природы, Лина Костенко преимущественно - певец города. Ее поэзия урбанистическая, высокоинтеллектуальная. Часто стихотворение функционирует по закону айсберга: видимые только пятнадцать процентов. Все остальное - в подтексте, в архетипних образах, намеках, аллюзиях, как, скажем, в поэзии «Город, премісто, прамісто мое!». Киев в этом произведении - будто за кулисами. В центре внимания автора - лишь освещенное окно родного дома, в котором - силуэт любимого, который всегда ждет и волнуется за свою половинку. Каким магнетизмом наделены образы дома, родного человека, семейного гнезда: «Вот я прохожу, и вот я пройду. / Может, и навек, но дело не в том - / только бы не таял, как тень на льду, тот силуэт в окне золотом!».

Урбанистические мотивы выразительные также в поэзии «Я утром голос горлицы люблю». Голос дикой голубки, что туркоче в мегаполисе, вытесняет даже «скрипучие тормоза первого трамвая», заставляет воспринимать образ Украины, освещенный яркими звездами и омыт тихими водами. Туркотіння горлицы столь приятное для

 

 

Иван Марчук. Размышления. 1978

 

слуха, предковічне для всех украинцев, что становится первотолчком к поэтического вдохновения: «Я соскучилась по странным криком слова. / Моего народа веточка тернова. / Горячий лоб к оконному стеклу притулю». Поэзия имеет оригинальное строение: каждая строфа завершается рефреном «Я утром голос горлицы люблю». Знаки препинания в рефрене каждый раз меняются, что имеет большое эмоциональную нагрузку. После первой строфы рефрен заканчивается точкой, поэтому имеем обычную констатацию факта. После второй - восклицательным знаком, следовательно выражено удивление, радость. В конце стихотворения рефрен завершается многоточием, чем подчеркнуто состояние глубокой задумчивости, умиротворенности, светлой печали автора.

Украина в лирике Лины Костенко чаще всего предстает в архетипних образах, задействуя подсознание читателя, его индивидуальную, а одновременно и национальную сокровищницу моральных, этических и эстетических ценностей. Наиболее выразительными архетипними изобилует образами поэзия «Украинское альфреско».Альфреско - это настенная живопись водяными красками по штукатурке. Фрески многих старинных киевских храмов тоже выполнены именно так. Из стихотворения Лины Костенко встает одинокое летнее супружество, о котором сказано: «Я знаю, дед и баба - это когда есть внуки, / а в них соседские дети шелковицу едят». Автор не делает экскурса в прошлое, не указывает, что именно привело к угасанию рода: репрессии, войны или болезни, забрали сыновей и дочерей, или их отсутствие вообще. Однако художественные детали дают основания думать, что старики - хорошего рода, во времена молодости были хорошими хозяевами. «Белая-белая» дом, сад, большой цветник свидетельствуют, что и в преклонные годы эти люди не чураются физического труда, а упоминание про сказочную курочку, которая «видимо, несет им золотые яички» подчеркивает их изобилие. Образ аиста, который, по народному поверью, приносит младенцев, в этом стихотворении становится символом несбывшихся мечтаний супругов, притлумленого годами боли. Чужие дети для деда и бабы - искорки радости: «Чье-то дитя приходит, берут его на руки. / А потом долго-долго еще сидят на завалинке». Несмотря на грустную тональность стихотворения, Лина Костенко подчеркивает, что и такое проявление отдельной судьбы для народа не является трагическим. Доброта и человечность обоих стариков вливаются в многоцветную картину Украины, где и таким одиноким людям всегда найдется место: «Дорога и дорога лежит за тыквами, / И кто к кому едет

 

 

Лина Костенко и журналист Михаил Загреба в Чернобыльской зоне. Фото. 1995

 

тем путем золотым. / Последняя в мире сказка сидит под образами. / На цыпочках выглядят георгины через плетень».

Если Павел Тычина был поэтом весны, Николай Винграновский - поэтом лета в зените солнца и тепла, то Лина Костенко и Василий Стус в своих стихах - жрецы осени. И не просто золотой осени, урожайной, время обильного листопада, а поры потерь, глубокой печали и серьезных итогов. Пейзажи в стихах Лины Костенко обозначены удивительной притягальністю, магнетизмом. В циклах «Осенние карнавалы», «Невидимые причалы», в стихотворениях «Дворы стоят в пурге астр», «Те журавли и их прощальные звуки», «Выхожу в сад, он черный и худой», «Біднесенький мой лес, он совсем окачурился!», «Звенят в ведрах ледяные кружка» родная природа предстает одухотворенной и величественной, даже если речь идет о Чернобыльской зоне: «/ дом, и забор, и груша среди двора / и кияшиння черное где-то, / все вспоминает себя в свою лучшую пору. // И тропинка, по которой уже только снег идет». Оксана Пахлевская с грустью пишет: «Нет тех лесов, которые мама так любила. Единственное место ее отдыха... А сейчас там - зона и смерть... Те наши обиженные, разоренные, одичавшие и на себя уже давно не похожи леса - это также и нация...». Как видим, сердцу гения не чужие и трагические строчки, которыми шагает родной народ. Глобальность мышления Лины Костенко свидетельствует, что Украина получила поэта, которого до сих пор еще должным образом не оценила.

 Словарная работа.

1. Расширьте свои представления о литературные термины.

Архетипни образы (греч. archetypos - первообраз) - это те первичные образы-символы, которые существуют в подсознании каждого человека и передаются из поколения в поколение как особо значимые. Архетипними образами для украинцев является мать, дитя, семья, белая хата, родная земля, аист, соловей, жаворонок, кукушка. Художники часто используют в своем творчестве архетипни образы. Например, в стихотворении «Сад вишневый круг дома» Тараса Шевченко архетипними образами есть вишневый сад, старушка-мать, дочь на выданье, уставшие ежедневной работой в поле плуговщики (типичные потомки ариев - земледельцев), большая крестьянская семья, мирная семейная ужин, вечерние песни звонкоголосых девушек, щелканье соловья.