И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Урок 41. ШКАТУЛКА СКАЗОК НАРОДОВ МИРА. ЖБАН МЕДА (СЕРБСКАЯ СКАЗКА)
Цель: завершить проработку сербской сказки «Жбан меда»; формировать у учащихся умение характеризовать действующих лиц; совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения; развивать образность речи; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Лис малый и больший лис
По грибы ходили в лес.
Завидует белка в лесу лысую -
Лис лисички нос из леса.
2. Работа над чистомовкою
Щу-щу-щу, щу-щу-щу!
Мы пошли на площадь.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ!
Тут как раз начался дождь.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу!
Все спрятались от дождя.
М-м-м, м-м-м!
Вернулись домой.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы!
Очень рады мы были!
3. Игра «Молния»
Щука - щука - щека - щука - щука.
Щупав - щупав - щупав - щипал - щупав.
Дощечка - дочка - доска - дощечка - дощечка.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в паре. Игра «Лицом к лицу»
Ученики возвращаются в паре друг к другу и пересказывают сказку.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Игра «Добавь словечко»
• Острые зубы, сильные лапы,
Очень похож на собаку,
И охотится очень ловко,
Что, узнали, друзья... (волка).
• В кустах она ночует
И на зайчика охотится.
Вся эта рыженькая сестричка,
А зовут ее... (лиса).
- Мы продолжаем знакомиться с сербской сказке «Жбан меда». Лиса съела весь медок, и на этом ее ухищрения не завершились.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Рыбки»
Самостоятельное чтение заключительной части сказки (с. 46-47) молча учениками - каждый в своем темпе.
- Удалось лисы обмануть волка?
Физкультминутка
2. Чтение заключительной части сказки учениками
Игра «Снежинка»
Читает ученик, на парту которого упала снежинка.
3. Анализ заключительной части сказки с элементами отборочного чтения
- Почему не спала лиса?
- Как она решила найти виновника?
- Как ей удалось перехитрить волка?
- Какими показаны лисичку и волка в сербской сказке?
4. Игра «Голосование ногами»
Дети выстраиваются в две шеренги: правая шеренга - «я считаю, что утверждение правильное», левая шеренга - «я считаю, что утверждение неверно».
- Я буду читать предложения, иногда умышленно заменив слово или выражение, а вы быстро ищите его в тексте. Если предложение правильное, то тупоче ногами права шеренга, неправильное - тупоче ногами левая шеренга и называет правильный ответ.
5. Наблюдения за характерами действующих лиц
- Определите черты характера героев сказки, закончит слово и укажите стрелкой.
довірлив...
хитр... лисичка
брехлив...
ледачкуват...
злодійкуват волк...
наївн...
запальн...
6. Игра «Дуэль»
Работа в группах
Группы задают вопросы друг другу по содержанию сказки.
7. Работа над строением сказки
- Прочитайте зачин сказки, концовку.
- Народные сказки часто имеют такое строение: зачин, тройной повтор, концовка.
VI. ИТОГ УРОКА
Игра «Продолжи предложение»
- На уроке мне больше всего понравилось...
- Я учился...
- Я узнал...
- Мне бы хотелось еще...
- Сказка учит нас...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Пересказывать сказку. Вспомнить другие сказки, в которых героями являются лиса и волк.