Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература второй половины XX века

 

Николай Винграновский (1936-2004)

 

 

Я встал с колен и небо взял за звезды!

(Николай Винграновский)

 

Яркий поэт, прозаик, актер, режиссер, киносценарист, Николай Винграновский принадлежал к поколению шестидесятников. Молодой поэт не вошел, а стремительно ворвался в украинскую литературу сборником «Атомные прелюды», покорив читателей космізмом образов, масштабностью героев, бурной эмоциональной стихией, мощной энергетикой. Постепенно голос поэта стал более камерным, проницательным, лирическим. Творчество мастера поэтического слова привлекает сплавом публицистического и лирического начал, драматизмом чувств, яркой метафоричністю, тонкой звукописью, умением сочетать высокое и низкое, патетику и юмор.

 

От Космоса до домашнего порога

 

Николай Степанович Винграновский родился 7 ноября 1936 года в городе Первомайске на Николаевщине. Здесь он окончил школу, здесь написал первые стихи, в которых відлунювалося увлечение народной песней, творчеством Тараса Шевченко, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова. Описывая свое детство, которое пришлось на тяжелые военные годы, и желанную Победу над фашистскими захватчиками, Николай Винграновский в стихотворении «День Победы» назовет своих сверстников «незаскленим окном» украинского народа. Воспитанные вдовами, они пришли в украинскую літчературу, чтобы рассказать миру о украинскую землю, ее красивый и трудолюбивый народ, его боли и радости, будни и праздники. После окончания школы Николай Винграновский приезжает в Киев и поступает в театральный институт. Он учится на актерском факультете, интересуется режиссурой. На него обращает внимание Александр Довженко и забирает юношу в Москву, где гениальный кинорежиссер преподает во Вгике - Всесоюзном государственном институте кинематографии. Николай Винграновский учится на курсе Довженко вместе с Ларисой Шепитько, Отаром Иоселиани, другими талантливыми студентами. Александр Довженко намеревался снять Винграновского в роли Ивана Орлюка в фильме «Повесть пламенных лет» (этот замысел в 1961 году воплотила вдова кинорежиссера Юлия Солнцева).

 

 

Николай Винграновский (Иван Орлюк), Светлана Жгун (Ульяна) в фильм «Повесть пламенных лет»; сценарист - Александр Довженко. 1961

 

После окончания Вгика в 1960 году молодой актер возвращается в Киев, работает на киностудии, которая носит имя его учителя. Винграновский окунается в литературно-художественную жизнь столицы. 7 апреля 1961 года в «Литературной газете» была опубликована подборка его стихов. Этого же года дебютировали Виталий Коротич, Иван Драч, Евгений Гуцало. Поиски молодых поэтов поддержали Максим Рыльский, Павел Тычина, Бажан, которым импонировали художественное новаторство шестидесятников, интересная и необычная образность, неожиданная ассоциативность, смелость в отстаивании правды, дерзновенность их мечты о независимой Украине.

Сборник стихов Николая Винграновского «Атомные прелюды» в 1962 году засвидетельствовала появление самобытного, искрометного, талантливого художника. Следующие сборники - «Сто стихотворений» (1967), «На серебряном берегу» (1978), «Киев» (1982), «теплыми Губами и глазом золотым» (1984), «Эту женщину я люблю» (1990) - каждый раз представляли читателю новые поэтические грани Винграновского: сосредоточенность, журливість, рассудительность, внимание к красоте повседневности, тяготение к сокровенному, умение совместить в одной строке и погружения в глобальные проблемы, и восхищение полетом ласточки, и трибунність высказывания, и бытовой выражение, окрашен тонким юмором.

Если попытаться выделить тематическое ядро поэзии Николая Винграновского, то им является, по словам Ивана Дзюбы, «народ, нация, Украина. Украина, во всей сложности ее исторической судьбы, - это для него не тема, мотив, образ, к которым обращаются реже или чаще, отдавая дань злобе дня, традиции или собственном сенти - менту. Это просто то, чем живет его душа. И в итоге все, о чем он пишет, - о не'і. Хоть бы что говорил, - говорит о ней».

В 1967 году на экраны вышел фильм режиссера Винграновского «Берег надежды», в 1970 - «Дума о Британке», в 1984 - «Климко» (по повестям Григора Тютюнника). Он снял и ряд документальных фильмов - «Слово о Андрея Малышко» (1983), «Чигирин - столица гетмана Богдана Хмельницкого» (1993), «Батурин - столица гетмана Ивана Мазепы» (1993) и другие.

Винграновский известен и как автор блестящих стихов для детей. Именно за сборники произведений, адресованных детям, он в 1984 году был удостоен Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко.

В активе Винграновского есть и ряд высокохудожественных повестей - «Волк», «Первинка», «В глубине дождей», рассказов о детях, прозаических произведений, посвященных сегодняшнему дню, исторических произведений - прежде всего роман «Наливайко». Приметным признакам прозы Николая Винграновского есть поэтичность, эмоциональность, ассоциативность. Перу Винграновского принадлежат также воспоминания об Александре Довженко, которые дополняют ряд стихотворений, посвященных незабываемому учителю.

Умер Николай Винграновский в Киеве 26 мая 2004 года, вечный покой нашел на Байковом кладбище.

Стихотворение «В синем небе я высеял в лес...» открывает сборник «Сто стихотворений». Небо, облака, их изменчивость - это благодатный материал для поэта. Каждый из вас, очевидно, не раз замечал, что вон та тучка похожа на корабль, а вон та - на птицу или дракона... Винграновский мысленно высевают на небе лес из дубов и берез» и весенние сны любимой девушки. И тот хмаряний лес, и те сны, перетекая друг в друга, сливаясь, создают образ самой девушки: « Тебя они вот явят и так и замрут». Весь мир для лирического героя наполняется теплом и чертами любимого - и птицы, и стебли, и небо, и море... Это для него становится опорой, что облегчает походку, добавляет уверенности.

Поэзия Винграновского воспроизводит гармонию и музыку души влюбленного героя, а песенные ритмы, повторы несколько измененных строк настраивают читателя на возвышенный, песенный лад.

В этом стихотворении привлекает внимание художественная бережливость поэта. Прибегнув к словесного минимализма (скажем, в произведении присутствует только один цвет - синий), Винграновский сумел достаточно выпукло обрисовать и небо, что сливается с морем, и беспредельность своего чувства, не уступает величию неба и моря. Кстати, в сборнике «Сто стихотворений» можно найти и другие стихи, где художник использовал

 

Акация в цвету. Фото

 

 

«Ой коню мой, коню...». Фото

 

образы облаков, обнаружив буйную фантазию: «Никогда бы не подумал, что это облако / Подобная будет своим профилем / К первой моей любви...», «Любимая / ты не знаешь / что когда я прихожу от тебя / я засыпаю человеком / а просыпаюсь / облаком / которая зацепилась за середвіття двадцатого века / и которая не знает / куда ей плыть...» В сборник Винграновского «Сто стихотворений» входит и стихотворение «Черная радуга», где воссоздан совсем другие эмоции. Читатели становятся свидетелями конфликта, который происходит между влюбленными. Лирический герой понял, что свою настоящую суть любимая прятала за маской. Об отчуждении между лирическим героем и его подругой свидетельствует то, что мысленно он перешел с ней на «вы», то есть воспринимает ее как чужого человека. Он вспоминает о своих отношениях с бывшей возлюбленной, о причиненные им неприятности. Персонаж готов сжечь коварную девушку своим пламенным словом. В конце герой произносит страшные слова, называя свою подругу «черной радугой» (здесь автор прибегает к поэтического приема, который называется оксимороном). О окончательность и необратимость своего решения оборвать отношения с любимым свидетельствует и то, что поэт меняет стихотворный размер: если первые шесть строф написано 5-стопним ямбом, то последние две строфы - тоническим стихом.

Еще один цвет - желтый - понадобился художнику для описания отношений с другой женщиной. В стихотворении «сеньйорита акация, добрый вечер...» (1986) Николай Винграновский говорит о чувство, вспыхнувшее на склоне лет. Уже все, казалось бы, «отболело», и внезапная встреча заставляет вспомнить давнюю любовь. «Вы с какой дороги, пожаро моя?» - вопрошает лирический герой. Эта строка нарушает общий ритм стиха, что подчеркивает особую взволнованность мужа. Вспыхивают воспоминания, но они втишені, как осенние цвета. Легкая усталость чувствуется в строках: «Сеньйорито, огонь на плече - / Осень, вы и осенний я...» Ведь для героя наступила пора, «Когда стало любить труднее, И слаще любить вновь...»

В сборник «Сто стихотворений» вошло и стихотворение «Прилетели кони - ударили в виски...». Образ лошадей часто встречается в украинских народных песнях и думах. Как правило, лошадь - это верный друг казака, без которого трудно представить боевой поход, далекое путешествие. Винграновский не подсказывает, что в его стихотворении символизируют лошади. Он стремится сделать читателя сотворцом: для одной лошади - это мысли, для другого - печальные сообщения, доказывающие лирического героя до слез. Ближе к фольклорного звучания является использование образа лошадей в других стихах Винграновского - «Где ты, мой конь, с Днепра-Дуная?..» и «Будешь, мать, меня зимовать» («Ходит полем мой конь вороненький, / Ходит полем мой конь молоденький, / Ходит полем конек молоденький... // Будешь, лошади, мне воевать, / Будешь, коню, себе судьбу мать, / Будешь, коню, себе волю иметь...»). Такие произведения свидетельствуют глубинные ощущения поэтом своих пракорни.

Словарная работа.

1. Запомните новый литературоведческий термин. 2. Найдите примеры оксиморона в поэзии Николая Винграновского, и объясните функции этого поэтического приема.

Оксиморон, оксюморон (греч. - остроумно-нелепый) - литературно-поэтический прием сочетания противоположных, контрастных понятий, которые совместно дают новое представление (напр., звенящая тишина, горячий снег).