Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература второй половины XX века

 

Иван Драч (1936)

 

«Поэзия, солнце мое оранжевое!» (Иван Драч)

 

Особенности творческой манеры. Иван Драч - поэт-модернист. В тесных рамках «эстетического традиционализма» (Юрий Ивакин) он уже не мог полностью себя проявить, поэтому обратился к «мускулистого» метафорического стиля, до ассоциативного письма, то есть приема переноса и совмещения разнородных понятий, явлений, образов, чтобы художественно осмыслить мир в самых разнообразных связях. Понятие универсальности - одно из главных в эстетике поэта, убежденного, что современная лирика должна охватывать мир во всех масштабах - от бесконечно большого до совсем малого, от звездных галактик до огонька светлячка. С раннего периода Драч творил поэзию зрительных образов. Отсюда его любимый прием - кіномонтажне сочетание образов, картин, т.е. отдельные строки и фрагменты его стихов связаны между собой и взаимодействуют по принципу художественной целостности.

Художник стремился вызвать у читателя эффект удивление, неожиданное видение мира, людей, предметов, явлений. Однако удивление не ради ошелешення, эпатажа, а для обескураженности, удивления. Поэтому Иван Драч находился в постоянном поиске нового, видимого в невидимом, поэтического в повседневной.

Художник обновлял украинскую лирику современным мышлением. В его стихах традиционные образные выражения сочетаются с новейшими, часто в текстах превалируют неологизмы и техноцизми, как в поэзии «Баллада ДНК - дезоксирибонуклеиновой кислоты», где синхрофазотрони «рыдают, как львы». С появлением Ивана Драча украинская поэзия обогатилась на интеллектуализм. Однако художник так разворачивал лирический сюжет, что в конце преобладала рационалистичнисть, а эмоциональность, искренность авторских переживаний и признаний. Произошло своеобразное слияние, взаимопроникновение реальности и внутреннего мира поэта.

Новаторство в жанре баллады. Первая сборка Драча «Подсолнух» ознаменовала новый этап в развитии украинской лирики, привлекла пристальное внимание общественности. Павел Тычина в своем дневнике отметил поэзию Драча «Этюд о хлебе», и еще больше своей новизной его поразила «Баллада о подсолнечнике», впоследствии переведена на многие языки мира.

«Баллада о подсолнечнике» (1962). Иван Драч реформировал жанр баллады, отбросив традиционные легендарно-исторические, героические и фантастические ее атрибуты, но оставив лиро-эпическую структуру, напряженный сюжет. Поэт расширяет пространственные координаты художественного мира, смело отталкиваясь от бытовых, будничных реалий жизни и на этой основе поднимаясь до широких обобщений. В его балладах лирический субъект умеет мгновенно постичь мир, увидеть в нем что-то удивительное, неповторимое, какую-то новую грань, которая открывается не всем.

В «Балладе о подсолнух» бытовая конкретика, универсальность и величие жизни объединены в целостность, читательское мировосприятие, связанное ощущением непрерывности движения и открытием красоты в повседневной жизни. Уже начало баллады необычный: подсолнечник, этот неотъемлемый атрибут украинского пейзажа и национального мироощущения, претерпевает метаморфоз: «В подсолнечника были руки и ноги, Было тело шершавое и зеленый. Он бегал наперегонки с ветром, Он залезал на грушу, и рвал в пазуху гнилицы, / И купался возле мельницы, и лежал в песке, И стрелял воробьев из рогатки. Он прыгал на одной ноге, / Чтобы вылить из уха воду...» Итак, подсолнечник в балладе - то парень: поэт мастерски применяет фольклорный мотив перевоплощения (когда девушка становится тополем, юноша - явором). Драч сочетает в одной плоскости реальные детали с метафорическим обобщением, применяет ассоциативное мышление, вследствие чего реальные предметы становятся символами. Художник прибегает к подсознательных, интуитивных видений и смещений: подсолнечник ведет себя как парень, бегает наперегонки с ветром, рвет на груши гнилицы, а «красивое загорелое солнце» уподобляется дяди-велосипедиста. В то же время образ солнца приобретает метафорического смысла и символизирует поэзию, то есть солнце-поэзия трансформируется в образе самого обычного сельского парня. Мгновенные нарушения пропорций, неожиданные пространственные и смысловые смещения, ассоциативные комбинации явлений и предметов становятся важным инструментом для выражения идеи произведения. В этих вариантах важную роль играет момент сенсации. Это своеобразный психологический «зрительный план», ведь сопоставлены события и картины поражают сознание читателя.

Образы подсолнуха и солнца цементируют структуру поэзии, они чрезвычайно прозрачные: читателю понятно, что поэт неразделимо связан с реальной жизнью, которое дает возможность создателю самореализоваться. Открытие красоты, духовности, приобретают космического, солнечного измерения, невозможны без «земного», реального бытия, которое одаренная личность переплавляє в произведения искусства. В балладный сюжет снова врывается лирическое начало, и завершает произведение монолог: «Поэзия, солнце мое оранжевое! / Ежесекундно какой-то мальчишка / Открывает тебя для себя, / Чтобы стать навеки подсолнечником».

Национальный характер баллады оказывается на уровне поэтического мышления и образов. В частности,

 

 

Владимир Патык. Подсолнухи. 1988

 

Павел Тычина заметил в ней отражение народного мировосприятия. Образ «солнце мое оранжевое», желтый цвет подсолнуха является неотъемлемым атрибутом национальной символики. Гениальный поэт записал в дневнике, что оранжевая краска в стихи Драча соответствует «характеру творческого восприятия света украинским народом», а поэтика произведения является модерным. Балладу написано верлибром, ритмическая раскрепощенность которого давала возможность автору свободно передать движение сложных картин, мыслей и чувств. Его верлибр способен на мгновенную концентрацию идей и образов, внезапное напряжение переживаний лирического героя.

Значительных модификаций жанр баллады потерпел в поэзии «Крылья», которая имеет подзаголовок «Новогодняя сказка», то есть небывалая история. Поэт сохранил балладный фантастический прием, но события разворачиваются на бытовом фоне, что подчеркивает серость, примитивность жизни персонажа. Драч прибегает к средству иронии, например, описывая, как дяде Кириллу небесными силами было даровано крылья, однако он любым способом хочет от них избавиться: обрезал их топором, теми «крыльями дом вшил, крыльями обгородився», уже крылья разворовали бескрылые поэты, а они снова и снова вырастают. Баллада приобретает признаки иронической притчи, в котором сквозь комичную сцену обрезка и самообтинання «крыльев», которые символизируют талант, счастье, красоту, поэзию, проступает идея нашей горькой судьбы, национального характера украинца, его хуторянской психологии. Образ Кирилла становится олицетворением нашего народа, которому постоянно обрезали крылья, талант, волю и который был таким незащищенным и уязвимым, что сам себе творил зло. Баллада наталкивает читателя и на проблему «красивого» и «полезного», таланта и потери его, когда человек сознательно «отрубает» свои высшие духовные призвания и подвергается чувством корысти. Поэт учит не терять свой природный талант, не идти на компромисс, а служить добру - собственном и народном, тогда и крылья не нужно обрезать.

Иван Драч формировал эстетику шестидесятников, утверждая гуманистический принцип ценности человеческой личности, которая для него никогда не была «маленьким винтиком». Поэтому в его произведениях мощно звучал мотив духовного величия человека. Герои Драча - земледельцы, сельские женщины, матери, люди одаренные, творческие, перед которыми он склоняет голову. Они работают вдохновенно, как художники («Баллада о Сар'янів и Ван-Гогов»). Эта идея звучит и в стихотворениях «Баллада о дяди Гордея», «Баллада об отце», «Баллада о выстиранные штаны», «Баллада Золотой Лука», «Баллада о хула-хуп», в цикле «Баллады из колодца фольклора. Вариации на темы картин Татьяны Яблонской», в котором поэт достигает синтеза народнопоэтических мотивов и образов, которые строятся на основе современного, научно-художественного мышления.

Поэт не стилизует образы под фольклорные, а переосмысливает, переплавляє в новое качество, стремясь раскрыть народный взгляд на мир, добро и зло, народную философию. В этом плане одной из лучших является «Баллада о узелки».

Иван Драч потерпел феерического взлета в 60-х и преследований в 70-х - первой половине 80-х годов, пережил разочарование и прозрение, в конце 80-х и в 90-х годах - самоочищение от идеологических догматов, достиг творческой самореализации. Как гуманист, он никогда не мирился со злом, пропагандировал самые светлые идеалы, утверждая духовное величие человека. Драч модернизировал украинскую поэзию не только по форме, но и по типу образного мышления, наполнив концептуальной емкостью, философской глубиной и большой экспрессивной силой.