Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5 класс

РОДНАЯ УКРАИНА. МИР ПРИРОДЫ

 

ПАВЕЛ ТЫЧИНА (1891 - 1967)

 

«СТРАННЫЙ МЕЧТАТЕЛЬ С ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА И УМОМ ФИЛОСОФА»

Из воспоминаний Павла Тычины о своем детстве

Помню себя в детстве очень рано: меня еще на руках носили. День. Теплынь. Светло-зеленые ветви откуда-то свисает надо мной. Блестит вода. Вот здесь она, внизу, и где-то там - подальше. Очевидно, это была весенняя пора. Как я наблюдал уже позже, будучи подростком, весной в нашем селе, на Подоле, вода по пояс заливала прибрежный тонкий, что без ветра гнулся, ивняк, перехлюпувала через насыпь над рвами и затапливала наш и наших соседей огороды. Подсознательно чувствую: что-то вокруг меня творится, но что именно и как - еще не мог охватить своим пониманием. Что-то движется, колеблется, звучит - и эхом своей вдали откликается. Были это веселые игры девушек на Подоле, пели там песни-веснушки - не мог я еще осознать. Только одно улавливал: движение и звук, радостные лица и цвет веток, блеск и воду, которая пахла свежестью...»

«Еще в раннем детстве, когда мне на голову надевали тонюсіньку красную (или, может, оранжевую) шапочку с поворозками для завязывания под подбородком и когда мать или старшая сестра подносила меня в доме к окну и, постукивая пальцем в окно: «Ну, Павлуша, да смотри же, и нет, вон туда смотри», показывала на месяц красный, который, мол, такую же, как и у меня, шапочку носил,- я от радости какой-то внезапной нечто непонятное бессильным смехом проявлял: «Дди... ы... дге-е...»,- и был уверен, что у луны шапочка...»

«Я - в саду. В гарбузинячому, словно пасть, роззявленому, оранжевом зацвіті, все время підтакуючи себе брюшком, оса голодная, словно аж разозлилась, гудит требовательно и, вдруг оборвав звонке свою ярость, уткнулась в самую серединку зацвіту, и уже не гудит, а только недовольно мурмоче, а затем, расправив крылышки, радостно дзвизкнула, облетела вокруг моей головы - и куда денется - кто ее знает...»

«Через забор смотрю в кладбище. Высокая, треугольная, из досок сбитая халабуда, с навесом над столиком. Это означает, что на этом месте стоял жертвенник, как еще была старая церковь. Там дальше за ней - четырехугольная часовня с дощатым высокой крышей, который венчает из железа выкован узорний крест. Часовня побелена. Жертвенник в синюю краску покрашено. А на синем фоне белой краской нарисован чашу, а по бокам ей два цветка (в разрезе), которые часто рисуют и на сундуках - только на сундуках они полные, как живые пионы, а тут словно рассеченные на протяжении и изображены в разрезе. Я долго смотрю на эти цветки и думаю, все думаю: как хорошо быть художником! Как хорошо уметь рисовать!»

«...На старом погребище (наполовину заваленном землей) старый большой котел - для полевой каши), я звонил в него (точнее - в два больших кольца) и пел своих песен, которых уже в то время знал ...»

1. Опрацюй форзаце в начале учебника и материалы статьи. Расскажи, когда и где родился Павел Григорьевич Тычина.

2. Какими картинами природы любовался П. Тычина детства?

3. Павел Тычина рассказывал, что звуки, которые он слышал, перед его глазами сменялись на краски. По материалам воспоминаний объясни, что повлияло в детстве на развитие «цветного слуха» поэта.