Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5 класс

РОДНАЯ УКРАИНА. МИР ПРИРОДЫ

 

ТАРАС ШЕВЧЕНКО (1814 - 1861)

 

ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

 

Самой известной из произведений Тараса Григорьевича Шевченко является поэтический сборник «Кобзарь». В ней преобладают лирические произведения.

Лирическим называют произведение, в котором жизнь отражается через мысли, чувства, переживания, настроения лирического героя. Основное внимание в лирическом произведении уделено живописанию его внутреннего состояния.

В лирическом произведении действует лирический герой. Это художественный образ, так же придуманный автором, как и все другие образы в произведении. Лирический герой - это своеобразная маска, за которой скрывается писатель и который является носителем переживания в лирическом произведении. Нельзя думать, что лирический герой - это автор. Автор - это живой человек, а лирический герой - созданный им образ.

Когда мы говорим, что лирический герой является носителем переживания в лирическом произведении, это совсем не означает, что он всегда страдает и мучается. Рисуя картину жизни, он передает читателю свое настроение. Настроение лирического героя может быть разным: радостным, бодрым, веселым, сонным, взволнованным, грустным... Настроение в лирическом произведении может быть также очень не простым. В стихе может звучать одно настроение или сочетаться несколько, например, грусти и оптимизма т.д. Задача читателя - распознать мысли, настроения, чувства и переживания лирического героя за словами и образами в тексте.

В лирических произведениях автор часто использует персонификацию.

Персонификация - это художественное средство, с помощью которого предмет или явление изображают как живое существо: солнышко смеется, ветер веет, душа поет.

ЗА СОЛНЦЕМ ОБЛАЧКО ПЛЫВЕТ...

За солнцем облачко плывет,

Красные полы расстилает

И солнце зовет баиньки

В синее море: покрывает

Розовой пеленой,

Словно мать ребенка.

Глазам любо. Годиночку,

Малую час

Будто сердце одпочине,

С Богом заговорит...

А туман, словно враг,

Закрывает море

И хмароньку рожевую,

И тьму за собой

Расстилает туман седой,

И тьмой немой

Окутает тебе душу,

И не знаешь, где деться,

И ждешь его, того мира,

Языков матери дети.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

Какую картину рисует нам лирический герой стихотворения? Подтверди мнение текстом.

Какое настроение вызвал у тебя стихотворение? Объясни свое мнение.

Приносит удовольствие описанная картина герою, который о ней рассказывает? Почему ты так считаешь?

Найди в тексте и прочитай слова, за которыми лирический герой «прячет» свое настроение.

Можно сказать, что настроение всего стихотворения одинаковый? Почему ты так думаешь?

Иван Айвазовский. Море с розовой тучей

6. Названия, художественные образы передают разные настроения лирического героя в стихотворении.

7. Повторение и сочетание звуков в лирическом произведении часто помогает передать определенное настроение. Прочитай строки:

А туман, словно враг,

Закрывает море

И хмароньку рожевую,

И тьму за собой

Расстилает туман седой...

Какой звук чаще всего повторяется в этом отрывке? Какие чувства у тебя этот звук пробуждает?

8. В рабочей тетради отведи страницу, напиши заголовок «Словарик

настроений». Исследуй, какие настроения могут звучать в разных поэтических произведениях, и записывай их к своему словничка.

Помни: стих может иметь одно настроение или сочетать несколько разных, а может сочетать ведущий настроение с несколькими оттенками. Подробнее о настроении читай в Словничку-довіднич ку.

9. Выпиши из стихотворения названия цветов. Згрупуй их соответствующему двух основных настроений, которые они помогают передать.

10. Названия в стихотворении сравнения и персонификации. Какова их роль?

11. 3 какими интонациями надо читать стихотворение?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучи наизусть стихотворение Т. Шевченко «За солнцем облачко плывет...».

САДОК ВИШНЕВЫЙ КОЛО ХАТЫ.

Садок вишневый коло хаты,

Хрущи над вишнями гудят,

Плуговщики с плугами идут,

Поют идя девушки,

А матери ужинать ждут.

Семья ужин возле хаты,

Вечерняя зоренька встает.

Дочь ужинать подает,

А мать хочет научати,

Так соловей не дает.

Положила иметь возле дома

Маленьких детишек своих;

Сама уснула круг их.

Затихло все, только девушки

И соловей не затих.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Какую пору года отражено в стихотворении? Подтверди мнение текстом.

2. Период этого времени года изображено: самое начало, середину или конец? Почему ты делаешь именно такой вывод? Ответ подтверди.

3. Приносит удовольствие описанная картина лирическому герою? Подтверди свой ответ текстом.

4. Настроение стихотворения? Почему ты так думаешь? Запиши название настроения до словничка в рабочей тетради.

5. В стихотворении Т. Шевченко не использовал ни одного художественного средства. Каким образом он сумел создать такую яркую поэтическую картину вечера?

6. Какое настроение вызвал у тебя стихотворение? Объясни свое мнение.

ЛИТЕРАТУРА В КРУГУ ИСКУССТВ

1. Рассмотри репродукции картин Марины Михайлошиной и Олега Шупляка к стихотворению «Садок вишневий коло хати...». Или художники сумели передать настроение стихотворения? Свое мнение обоснуй.

2. К каждой строфы стихотворения Т. Шевченко «Садок вишневый коло хаты...» подбери иллюстрацию из помещенных здесь репродукций картин.

Марина Михайлошина. Садок вишневый коло хаты.

Олег Шупляк. Хрущі над вишнями гудуть...

 

Олег Шупляк. Вишневый садик возле хаты...

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучи наизусть стихотворение Т. Шевченко «Садок вишневый коло хаты.