Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5 класс

РОДНАЯ УКРАИНА. МИР ПРИРОДЫ

 

ПАВЕЛ ТЫЧИНА (1891 - 1967)

 

ЭПИТЕТ, МЕТАФОРА

 

Образности литературным произведениям предоставляют такие художественные средства, как эпитет и метафора.

Эпитет - это художественное определение: горячее

слово, золотое рожь, васильковый взгляд.

Чаще всего определение выражено прилагательным. Но не все прилагательные являются эпитетами. Например, в словосочетаниях высокое дерево, белая скатерть прилагательные не являются эпитетами, но они будут эпитетами в словосочетаниях: высокие мечты, белая печаль.

Как отличить эпитет от обычного прилагательного? Если признак чем-то необычная, словосочетание привлекает твое внимание, - это эпитет.

Метафора - это перенос названия с одних предметов, явлений, действий, признаков на другие на основе сходства между ними: река воспоминаний, огонь чувств.

НЕ БЫВАЛ ТЫ В НАШИХ КРАЯХ

Не бывал ты в наших краях!

Там же небо - голубые просторы...

Там степи, там могилы, как горы.

А весенней ночью в рощах!..

Ах, разве же ты, разве ты это знаешь,

Когда сам весь тремтиш, весь смеешься, ридаєш,

Сердце бьется и бьется в груди...

Не бывал ты в наших краях.

Не бывал ты в наших краях,

Потому что оттуда не таким бы вернулся!

Слышал про степь, что ген-ген протянулся? -

Есть там люди - и выросли в степях,

Что не любят, не умеют рыдать.

Что не могут без песни и нивки вспахать!

Тебя же я всегда вижу в слезах... -

Не бывал ты в наших краях.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. О чем рассказывается в стихотворении?

2. Чем необычно построение этого стихотворения? Приведи подтверждение своих слов в тексте.

3. Как ты думаешь, зачем автор повторяет в начале и в конце каждой сторофи те же слова?

4. Названия три художественные образы, с помощью которых автор передает красоту родного края.

5. Какими изображает лирический герой людей родного края? Выразительно прочитай эти строки.

6. Каково настроение лирического героя? Допиши название этого настроения в словарик настроений.

7. Названия художественные средства, использованные в стихотворении.

 

То мечтает гай - над рекой...

ГАИ ШУМЯТ.

Рощи шумят - я слушаю.

Облака бегут - любуюсь.

Любуюсь-ди вуюся,

Чего душе моей так весело.

Эй, колокол гудит -

И издалека.

Мысли прядет -

Над нивами.

Над нивами-приливами,

Купая меня, словно ласточку.

Я иду, иду -

Тронут.

Кого-то все жду -

Распевая.

Поя-любя

Под тихий шепот трав

голублячий.

То мечтает гай -

Над рекой.

Ген неба край -

Как золото.

Как золото-поколото,

Горит-дрожит река,

как музыка.

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Какую картину природы рисует П. Тычина в стихотворении? Подтверди свою мысль примерами.

2. Назови слова, которые помогают тебе представить красоту природы, ее краски.

3. Запомни три средства,с помощью которых П. Тычина «озвучивает» поэтическое произведение:

• повторение в нескольких строках того же гласного или согласного звука;

• использование слова, что означает определенное музыкальное понятие;

• использование слов, которые своим значением вызывают впечатление звуков. Подбери из стихотворения примеры к каждому из этих средств.

4. Названия два примера сочетание в стихе слуховых и зрительных образов.

5. Каким настроением охвачен лирический герой? Почему ты так думаешь? Допиши этот настрой до словничка настроений.

6. Каким в твоем воображении предстает лирический герой произведения? Что его волнует? Чем он увлекается? Его душевное состояние?

7. Названия у стихотворения по одному примеру художественных средств, которые ты выучил/ выучила в 5 классе. Какова их роль?

ГОЛУБИЗНА МОЮ ДУШУ ОБВІЯЛА...

Голубизна мою душу обвіяла,

душа моя в солнца намрияла,

душа причастилась кротості трав -

здравствуйте я мира сказал!

Ручей среди рощи, как ленточка.

На цветке бабочка, как свечечка.

Волнуют, маюють, цветут поля -

Добрый день тебе, Украина моя!

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Понравился тебе стих? Какое настроение вызывает он у тебя?

2. Какое время года описано в стихотворении? Подтверди свою мысль примерами.

3.Який настроение лирического героя? Почему ты так думаешь? Допиши этот настрой до словничка настроений.

4. Каким в твоем воображении предстает лирический герой произведения? Что его волнует? Чем он увлекается?

5. О что важное хочет сказать миру лирический герой?

6. В стихе только одно слово лазурь обозначает название цвета. Но весь

стихотворение будто пронизывают разные краски. Какие слова помогают тебе увидеть яркий мир лирического героя?

7. Что предоставляет віршеві музыкальности? Наведи примеры.

8. Названия примеры художественных средств, использованных в стихотворении. Какова их роль?

9. Сравни настроение лирического героя в стихах «Голубизна мою душу обвіяла...» и «Рощи шумят...». Что между ними общего?

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

Автор для обозначения голубого цвета употребляет слово лазурь. А еще можно сказать голубизна, лазурь (в основном так говорят о небо и море), а для насиченішого цвета - синева, синь, просинь.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Причаститься - здесь: становиться причастным к чему-либо; приобщаться.

Кротость - покорность, смирение.

Маювати - слегка шевелиться под действием ветра, маяти.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучи наизусть одно из стихотворений П. Тычины (на выбор).

ТЫ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

1. Напиши стихотворение о природе родного края.

2. Создай фотоальбом иллюстраций к стихам П. Тычины.

3. Нарисуй иллюстрацию к стихотворению П. Тычины, который тебе понравился больше всего.

Мир поэзии П. Тычины

ТВОИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

Подбери из сборников П. Тычины стихи о природе. Создай из них небольшой сборник. Дай ей заголовок, который будет передавать содержание стихов. До сборника напиши предисловие, в котором опиши впечатление, что вызвали у тебя поэзии П. Тычины.