Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература второй половины XX века

 

Иван Драч (1936)

 

Художнику - нет скованных норм.

Он - норма сам, он сам в своем стиле.

В этот столетний и стобальний шторм Я бросаюсь в бурные горы-волны.

(Иван Драч)

 

В плеяде шестидесятников поэт, киносценарист, переводчик Иван Драч отличался особой оригинальностью, іскрометністю, тягой к экспериментаторству. Художественное дарование и способность реформировать поэзию, соотнести ее с научно - техническими достижениями эпохи сделали его одним из самых заметных поэтов в славянском мире. Драч поднял украинскую лирику на новые вершины, расширяя границы эстетического моделирования мира.

 

«Зачем я? Куда моя дорога?»(Иван Драч)

 

Иван Федорович Драч родился 17 октября 1936 года в селе Телиженцы Тетиевского района на Киевщине, которое вдохновенно воспел в одноименном сборнике: «Есть к кому в мире прислониться / И молиться, упав небом в суть, - /Твои вечные и стосвічні липы / Крыльями пахучими снесут». Окончив среднюю школу в Тетиеве, юноша работал учителем в семилетней школе села Дзвінячого, служил в армии, а затем поступил на филологический факультет Киевского государственного университета, окончить который не пришлось. В книге «Огонь из пепла» Драч вспоминал, как его, студента-филолога, обвинили в национализме и пытались перевоспитывать («вызывали, пугали, рассказывали, пугали и ужасали, манили и завлекали»). Вследствие пережитого Драче приснился пророческий сон: «Будто несут меня, прохромленого, на трезубце, как вилами-тройчатками, несут, как флаг, а я боюсь упасть и держусь за шипы, потому что тысячи людей идут за распятым на трезубце, как за флагом». После того, как в 1959 году и родился такой стих: «Вы, сквозь свою узколобую призму, / Как гармаками, в грязи и в навозе, / Трезубцем национализма / Прохромили душу мою... / Украина, у меня нет малокровии. / Украина, я жгу за собой мосты. / Украина, позволь мне среди твоего безголовье / Головой тревожно прорасти!..» Этому принципу художник был верен всю свою жизнь. В конце 80-х - начале 90-х годов, в эпоху национальной революции,поэт действительно повел за собой миллионы, чтобы завоевать Украине государственную независимость.

В 1964 году Драч окончил Высшие сценарные курсы в Москве, работал на киностудии имени Александра Довженко, в газете «Литературная Украина», в журнале «Отчизна». В 80-х годах Иван Федорович был секретарем правления Киевской организации Союза писателей Украины. Избирался председателем Народного руха Украины и депутатом Верховной Рады Украины. Одновременно руководил обществом «Украина», возглавлял Всемирный конгресс украинцев и Конгресс украинской интеллигенции, был председателем Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины.

Как художник Иван Драч формировался под влиянием эстетики Александра Довженко в творчестве раннего Павла Тычины, поэтов «Расстрелянного возрождения», а также современной европейской литературы. Еще студентом Драч запомнился всем своей любознательностью, правдолюбством, бунтівливою нравом. Скромный в поведении, углубленный в свои размышления, с открытым, смелым взглядом и уверенной походкой, он напоминал земледельца-сеятеля. В то же время Иван был заводилой общества, веселым, энергичным, поривним, готовым откликнуться на радость или горе других.

Творчество Драча можно разделить на три периода: 1) ранний (1961 -1972), характеризуется неутомимыми поисками новых образов и экспериментами с формой. В этот период появились поэма-феерия «Чем в солнце» (1961), сборники «Подсолнечник» (1962), «Протуберанцы сердца» (1965), «Баллады будней» (1967), «К истокам» (1972); 2) творческой самореализации (1973-1986), обозначенный образным и жанровым богатством, многообразием эстетических открытий, утверждением на принципах неомодерністського стиля. В это время увидели свет книги «Корень и крона» (1974), «Киевское небо» (1976), «Солнечный феникс» (1978), «Солнце и слово» (1979), «Американский тетрадь» (1980), «Сабля и платок» (1981), «Тележинцы» (1985); 3) зрелый (с 1986 года до наших дней). Поэт опубликовал сборник «Храм солнца» (1988), «Огонь из пепла» (1995), «Сизифов меч. Стихи девяностых» (1999), «Крылья» (2001), «Противные строфы» (2005), «Приближение. Поэтические переводы и статьи» (2008), драму-коллаж о Тарасе Шевченко «Гора» (1997), «Поэмы» (2006), сборник статей по проблемам государства «Политика» (1997).

Иван Драч также опубликовал драматические поэмы «Дума об Учителе» (1971), «Драматические поэмы» (1982), киноповести «Иду к тебе» (1970), «Колодец для жаждущих» (1983), «Киевский оберег» (1983) и другие, сборник литературно-критических статей «Духовный меч» (1983). В 1976 году поэт за сборник «Корень и крона» был удостоен Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко.