Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Николай Кулиш (1892-1937)

Николай Гурович Кулиш родился 6 декабря 1892 года в селе Чаплинка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. Начальное образование М. Кулиш получил в школе того же села в 1901 - 1905 годах. в 1909 году он окончил в городке Олешки (теперь Цюрупинск) училище и поступил в частную гимназию. в 1913 году в г. Сочи составил экстерном экзамен за 6 классов гимназии, а летом 1914 года поступил в Одесский университета. Но началась Первая мировая война, и будущий драматург попал в школу прапорщиков. Летом 1915 года М. Кулиш женился. В августе того же года он был направлен на фронт, где находился до 1917 года. В конце 1917 Г. Кулиш вернулся в Алешки, где принимал активное участие в культурной, общественной и политической жизни района. В июле 1918 года он попал в тюрьме, откуда вышел в ноябре. От мая до июня 1919 года он был членом днепровского политисполкома и заведующим управлением народного образования. В июле 1919 Г. Кулиш вступил в КП(б)У, сформировал и возглавил Днепровский крестьянский полк, в составе которого участвовал в боях с деникинцами. Во время оккупации Украины деникинской армией он в подполье занимался формированием повстанческих отрядов. После разгрома Деникина М. Кулиш вернулся в Олешки на должность главы отдела народного

образования, в 1922 году переехал в Одессу, где также руководил народным образованием.

1924 года М. Кулиш написал свою первую пьесу «97», темой которой стал голод 1921-1923 годов на селе. Премьера этой пьесы состоялась в Харьковском театре им. И. Франко и стала событием в культурной жизни Украины, сделав общеизвестным имя драматурга. 1925 Г. Кулиш переехал в Харьков, где работал сначала в народном комиссариате просвещения, а впоследствии - в редакции журнала «Красный путь».

Прибыв к Харьков, М. Кулиш сразу активно включился в литературную жизнь. С началом литературной дискуссии в апреле 1925 года он становится на сторону М. Волнового. Когда в конце того же года образовалась В АПЛИТЕ, М. Кулиша избирают членом президиума, а впоследствии и президентом этой литературной организации. Он пишет пьесы «Коммуна в степях» (1925), «Зона» (1925), «Хулий Хурина» (1926), «Так погиб Гуска» (1927) и др.

В 1928-1929 гг. знаменитый режиссер Лесь Курбас в театре «Березиль» ставит пьесы М. Кулиша «Мина Мазайло» и «Народный Малахий», что вызвали жаркие дискуссии. Позже, после самороспуска ВАПЛИТЕ, М. Кулиш возглавил украинское общество драматургов и композиторов, был членом редколлегии журнала «Литературная ярмарка» (1929), членом президиума ПРОЛІТФРОНТу. Когда под давлением Компартии 19 января 1931 года ПРОЛІТФРОНТ прекратил свое существование, облака над головой драматурга начинают сгущаться. Но осенью 1931 режиссер московского Камерного театра А. Таиров поставил новую пьесу М. Кулиша «Патетическая соната», которую не разрешали ставить в Украине. Однако вскоре пьесу запретили. Последним произведением М. Кулиша, который в 1933 году шел на украинской сцене, была трагедия «Маклена Грасса», но и ее после нескольких спектаклей также запретили.

После этого жизнь драматурга идет к своему трагическому концу. 14 июня 1934 года его исключают из партии, не дают возможности писать и печататься. 7 декабря 1934 М. Кулиш был арестован и осужден на 10 лет. Его сослали в Соловецкого лагеря, где и расстреляли 3 ноября 1937 года в урочище Сандормох в Карелии в честь празднования 20-й годовщины Октябрьской революции.

Пьесы М. Кулиша обозначены влиянием эстетики экспрессионизма, что оказывается в «нервной» эмоциональности и иррациональности действия, использовании символики, гиперболы, гротеска, подчеркнутого контраста красок

и мотивов. С другой стороны, существенное влияние на творчество М. Кулиша произвел Мольер, в частности в использовании принципа драматического контрапункта (антитетичності действия, когда синхронные реплики противоречат друг другу по содержанию, ибо отражают противоположные позиции или желание персонажей).

«Все фигуры комедии [«Мина Мазайло»] - только легкие и остроумные маски, и попытки найти политический смысл в комедии только лишают ее главной приметы - неслыханной в украинском театре легкости. Добрые положительные герои комсомольцы, что приходят в чужой дом с футбольным мячом и - «бах ногой мяча» - и при этом проповедуют такую общественную систему, где каждый будет только нумером,- «всемирную нумерну систему!» Добрый мне положительный герой Мокий, что чуть не плачет от стишка «Под горой над колодцем горевали брат с сестрицей» и «как станет круг украинской афиши - читает-читает, думает-думает, настоящей написано языком, фальшивой!» Что уж говорить о дяди Тараса!

Нет, Кулиш не был того мнения, что украинский вопрос решается в доме Мины Мазайло на Холодной Горе, и то в соревновании полного правильному произношению стишок «Пахнет сеном над лугами» с таким маленьким, но, Господи, каким же грустным «Под горой над колодцем». Конечно, время от времени в этом ґраціозному перегоне масок сверкали колючие политические реплики, но это только тот перец, которому присыпано традиционную комедию-балет о кружение без строя, цели и системы людишек, поглощенных формой жизни, то будет всемирная нумерна система, видимость фамилии.»

(Шорох Ю. Шестая симфония Николая Кулиша// Кулиш М. Произведения: В 2 т.- К: Днепр, 1990.- Т. 2 - С. 331.)