ЛИТЕРАТУРА 
XX ВЕКА 
Григорий 
Косынка (1899-1934) 
Г. Косынка 
- один из лучших украинских новелістів XX вв. Григорий Михайлович Стрелец 
(настоящая фамилия писателя) родился 29 ноября 1899 г. в с Щербанівці 
на Киевщине в бедной крестьянской семье. 1913 г. окончил начальную школу в с. 
Красном и работал писарем. 1914 г. Григорий переехал в Киев, где приходилось 
работать и учиться на вечерних гимназических курсах. Во время освободительных соревнований 
принимал участие в боевых действиях в рядах армии УНР, за что некоторое время пришлось 
отсидеть в тюрьме. Позже примкнул к левым эсерам («боротьбистов»), которые 
симпатизировали большевикам. 4 мая 1919 г. в газете «Борьба» было 
напечатан автобиографический этюд «На свекла», за подписью Г. Косынка, что стал 
псевдонимом писателя.
1920 г. 
поступил в Киевский институт народного образования (КИНО), который впоследствии пришлось 
оставить из-за материальных трудностей. Его новеллы появлялись на страницах многих 
журналов, а в 1922 г. вышел его первый сборник «На золотых богов». Г. Косынка 
часто выступал на литературных вечерах с чтением своих произведений, что, по 
свидетельствам многих современников, он делал с непревзойденным мастерством. Г. 
Косынка был членом киевского литературного объединения писателей-попутчиков 
«Звено» (с 1926 г. - МАРС - Мастерская Революционного Слова), в который входили В. 
Подмогильный, Бы. Антоненко-Давидович, Есть. Плужник, Т. Осьмачка и др. В 
1920-1930-е гг. выходило много сборников писателя: «Во ржи» (1926), 
«Политика» (1927), «Избранные рассказы» (1929), «Сердце» (1933) и др. Писал он 
и публицистические произведения, переводил русских писателей. 5 ноября 1934 г. 
Г. Косынка был арестован и 18 декабря того же года расстрелян.
В своей 
творчества Г. Косынка развивает лучшие традиции украинской новеллистики начала 
XX ст., в частности М. Коцюбинского, С. Васильченко и прежде всего В. Стефаника. 
Писатель стремится на ограниченном времени и пространстве художественного произведения изобразить 
трагическую разорванность современного ему мира, в котором персонажи не могут 
ужиться. Для описания индивидуальных характеров Г. Косынка мастерски 
использует такие средства психологического анализа, как индивидуализация речи, 
точная и лаконичная художественная деталь, символический пейзаж, показ мельчайших 
нюансов психологического состояния персонажей. Общественные проблемы в произведениях Г. Косынки 
обычно проходят сквозь индивидуализированное восприятие героев, что исключает 
односторонние оценки, отмечая преимущество общечеловеческих ценностей над 
классово-идеологическими.