ЛИТЕРАТУРА
XX ВЕКА
Остап
Вишня (1889-1956)
Остап Вишня
- выдающийся украинский писатель-сатирик и юморист. Павел Михайлович Губенко
(настоящее имя писателя) родился 13 ноября 1889 года на хуторе Чечва
Ахтырского района Сумской области в многодетной семье управляющего барского
имения. в 1907 году окончил Киевскую военно-фельдшерскую школу. С 1917 года
учился в Киевском университете, который через события революции 1917 г. и
гражданской войны так и не закончил.
Печататься
начал в Каменце-Подольском, который в 1919-1920 гг. был временной столицей
Украинской Народной Республики. С первых публикаций (большинство которых не
сохранилась) известные фельетоны «Демократические реформы Деникина» в газете «Трудовая
община» за подписью «П. Грунский» и «Сказка (о красногвардейца)» в
сатирическом журнале «Репейники», подписанная «П. Михайлович». В этом фельетоне
рассказывается о том, как не пригоден ни к какому делу придурок, пристает к
погромщиков и бандитов, а когда там набирается «опыта», то сам Ленин
благословляет его в ряды красногвардейцев.
После
поражения УНР Остап Вишня был арестован ЧК и погибель до Харькова на
следствие. Из тюрьмы его освободил в апреле 1921 г. В. Эллан-Голубой и
предложил работу переводчика в газете «Вести
ВУЦИК». С
того же года писатель начал печататься в «Крестьянской правде» под псевдонимом
Остап Вишня. В 1920-1930-х гг. издал сборники «Дели небесные» (1923), «Вишневые
улыбки (сельские)» (1923), «Кому веселое, а кому и печальное» (1924), «Вишневые
улыбки крымские» (1925), «Українізуємось» (1926), «Вишневые улыбки
кооперативные» (1927), «Вишневые улыбки литературные» (1927), «Вишневые улыбки
театральные» (1927), «Вишневые улыбки зарубежные» (1930) и другие.
26 декабря
1933 г. Остап Вишня по обвинениям в политическом терроризме был арестован
и приговорен к расстрелу. Приговор был заменен десятилетним заключением в северных
лагерях. Согласно приказу Главлита УССР за № 228 от 25 сентября 1938 года,
все произведения Остапа Вишни подлежали изъятию из книготорговой сети и
библиотек общего пользования. В Гадяче на Полтавщине даже состоялся
процесс над учителями и учениками за чтение произведений опального юмориста и
сатирика.
После
неожиданного освобождения 3 декабря 1943 года Остап Вишня был вынужден писать памфлеты,
направленные против вооруженной борьбы УПА на Западной Украине
(«Украинско-немецкая националистическая самостоятельная дыра», «Самостоятельный помойку»
т.п.). Писателя даже заставили отрицать факт собственного заключения в произведении
«Великомученик Остап Вишня».
В послевоенное
период выходили книжки «Весна-красна» (1949), «Вишневые улыбки» (1950),
«Мудрость колхозная» (1950), «вот Так и пишу» (1954), «Большие растите!» (1955).
Умер Остап Вишня 28 сентября 1956 года в Киеве, похоронен на Байковом
кладбище. Уже после смерти писателя было упорядочено и издан цикл
«Охотничьи улыбки» (1958) и дневниковые записи «Думы мои, думы мои...».
Не все
произведения Остапа Вишни являются одинаковыми по своим художественным уровнем. Ему приходилось
отдавать дань временные и использовать свой талант на решение многочисленных,
порой странных, выдуманных «проблем», как того требовали партия и советское руководство.
Однако, несмотря на определенные недостатки, Остап Вишня остался в литературе
своими лучшими произведениями, которые всегда вызывали искренний, непосредственный
смех. Юмор Остапа Вишни очень близок к народного анекдота. В произведениях часто
присутствует мудрый рассказчик, всегда иронически улыбающийся, который употребляет «сочную»
народную лексику, прибегает к лаконичных народных шуток и фразеологизмов,
неожиданного сочетания «высокого» и «низкого» стилей. Остроумные и художественно
неповторимые диалоги становятся одним из основных средств характеристики и оценки
персонажей. Немалую роль играют также пейзаж и художественная деталь, создавая
неповторимую атмосферу «вишневых» улыбок.
Юморески
Остапа Вишни имели магическое влияние на всех слушателей летних курсов для учителей
Крем'янеччини 1923 г.: как на активных сторонников украинской идеи, так и на
русифицированное враждебный и индифферентный прослойка. Все почувствовали, что это - не
пустопорожний губановсько-малороссийский смех очередного скалозуба, а смех
социально и национально значимый, полон сверхчеловеческой трагической скорби и
одновременно оптимистичной, жизнелюбивой веры в лучшее будущее своего народа. Я не
ошибусь, когда скажу, что эта магическая сила Вишневого слова тогда доконувала чудес:
почти все враждебно или индифферентно наставлены учителя, что их украинская школа
получила в наследство от царских времен, очень быстро становились искренними и преданными
работниками на поле украинского образования и культуры.
(Костюк Г.
Писатель, человек, гражданин (Воспоминания и мысли в связи со смертью Остапа
Вишни)// Костюк Г. В мире идей и образов: Избранное. Критические и
историко-литературные размышления 1930-1980 - Современность, 1983.- С 298.)