Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Остап Вишня (1889-1956)

Остап Вишня - выдающийся украинский писатель-сатирик и юморист. Павел Михайлович Губенко (настоящее имя писателя) родился 13 ноября 1889 года на хуторе Чечва Ахтырского района Сумской области в многодетной семье управляющего барского имения. в 1907 году окончил Киевскую военно-фельдшерскую школу. С 1917 года учился в Киевском университете, который через события революции 1917 г. и гражданской войны так и не закончил.

Печататься начал в Каменце-Подольском, который в 1919-1920 гг. был временной столицей Украинской Народной Республики. С первых публикаций (большинство которых не сохранилась) известные фельетоны «Демократические реформы Деникина» в газете «Трудовая община» за подписью «П. Грунский» и «Сказка (о красногвардейца)» в сатирическом журнале «Репейники», подписанная «П. Михайлович». В этом фельетоне рассказывается о том, как не пригоден ни к какому делу придурок, пристает к погромщиков и бандитов, а когда там набирается «опыта», то сам Ленин благословляет его в ряды красногвардейцев.

После поражения УНР Остап Вишня был арестован ЧК и погибель до Харькова на следствие. Из тюрьмы его освободил в апреле 1921 г. В. Эллан-Голубой и предложил работу переводчика в газете «Вести

ВУЦИК». С того же года писатель начал печататься в «Крестьянской правде» под псевдонимом Остап Вишня. В 1920-1930-х гг. издал сборники «Дели небесные» (1923), «Вишневые улыбки (сельские)» (1923), «Кому веселое, а кому и печальное» (1924), «Вишневые улыбки крымские» (1925), «Українізуємось» (1926), «Вишневые улыбки кооперативные» (1927), «Вишневые улыбки литературные» (1927), «Вишневые улыбки театральные» (1927), «Вишневые улыбки зарубежные» (1930) и другие.

26 декабря 1933 г. Остап Вишня по обвинениям в политическом терроризме был арестован и приговорен к расстрелу. Приговор был заменен десятилетним заключением в северных лагерях. Согласно приказу Главлита УССР за № 228 от 25 сентября 1938 года, все произведения Остапа Вишни подлежали изъятию из книготорговой сети и библиотек общего пользования. В Гадяче на Полтавщине даже состоялся процесс над учителями и учениками за чтение произведений опального юмориста и сатирика.

После неожиданного освобождения 3 декабря 1943 года Остап Вишня был вынужден писать памфлеты, направленные против вооруженной борьбы УПА на Западной Украине («Украинско-немецкая националистическая самостоятельная дыра», «Самостоятельный помойку» т.п.). Писателя даже заставили отрицать факт собственного заключения в произведении «Великомученик Остап Вишня».

В послевоенное период выходили книжки «Весна-красна» (1949), «Вишневые улыбки» (1950), «Мудрость колхозная» (1950), «вот Так и пишу» (1954), «Большие растите!» (1955). Умер Остап Вишня 28 сентября 1956 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. Уже после смерти писателя было упорядочено и издан цикл «Охотничьи улыбки» (1958) и дневниковые записи «Думы мои, думы мои...».

Не все произведения Остапа Вишни являются одинаковыми по своим художественным уровнем. Ему приходилось отдавать дань временные и использовать свой талант на решение многочисленных, порой странных, выдуманных «проблем», как того требовали партия и советское руководство. Однако, несмотря на определенные недостатки, Остап Вишня остался в литературе своими лучшими произведениями, которые всегда вызывали искренний, непосредственный смех. Юмор Остапа Вишни очень близок к народного анекдота. В произведениях часто присутствует мудрый рассказчик, всегда иронически улыбающийся, который употребляет «сочную» народную лексику, прибегает к лаконичных народных шуток и фразеологизмов, неожиданного сочетания «высокого» и «низкого» стилей. Остроумные и художественно неповторимые диалоги становятся одним из основных средств характеристики и оценки персонажей. Немалую роль играют также пейзаж и художественная деталь, создавая неповторимую атмосферу «вишневых» улыбок.

Юморески Остапа Вишни имели магическое влияние на всех слушателей летних курсов для учителей Крем'янеччини 1923 г.: как на активных сторонников украинской идеи, так и на русифицированное враждебный и индифферентный прослойка. Все почувствовали, что это - не пустопорожний губановсько-малороссийский смех очередного скалозуба, а смех социально и национально значимый, полон сверхчеловеческой трагической скорби и одновременно оптимистичной, жизнелюбивой веры в лучшее будущее своего народа. Я не ошибусь, когда скажу, что эта магическая сила Вишневого слова тогда доконувала чудес: почти все враждебно или индифферентно наставлены учителя, что их украинская школа получила в наследство от царских времен, очень быстро становились искренними и преданными работниками на поле украинского образования и культуры.

(Костюк Г. Писатель, человек, гражданин (Воспоминания и мысли в связи со смертью Остапа Вишни)// Костюк Г. В мире идей и образов: Избранное. Критические и историко-литературные размышления 1930-1980 - Современность, 1983.- С 298.)