Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская словесность 5 класс конспекты уроков

Чтение как вид речевой деятельности. Литературная сказка (продолжение). В. Королей-Старый "Хуха - Мшанки".

Обучающее чтение текстов художественного стиля (сказок).

 

Цель: ознакомить школьников с художественными особенностями чтения как одного из видов речевой деятельности, что позволит формировать умения в различных видах и формах чтения, углубить знания о литературные сказки, их поучительный смысл, воспитывать стремление делать добро.

Коммуникативный компонент: развитие умений молчаливого и громкого выразительного чтения, создания собственных высказываний на базе прослушанных текстов.

Социокультурный: пополнение знаний о мифологию и демонологію Украины, особенности литературных сказок, воспитание оптимистической и гуманного поведения.

Деятельностный: развитие общеучебных умений сравнивать, анализировать тексты, применять полученные знания в измененных условиях, формирование креативного речи и мышления, умения работать с дополнительной литературой.

Лингвистическая: обогащение речи учащихся новой лексикой, формирование умений использовать языковые средства, адекватные цели и стиля высказывания. Литературоведческий: пополнение знаний о литературную сказку как жанр, ее структурные, смысловые и языковые особенности, роль портрета в создании образов.

Оборудование: учебники по украинской литературе для 5 класса, карточки-информаторы, тематические литературоведческие словарики, сборник сказок В. Королева-Старого, иллюстрации к его произведениям.

Интеграция видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, художественная и игровая деятельность.

Тип урока - интегрированный, бинарный (развития речи, работы с художественным текстом).

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности на уроке, сообщение о особенности бинарных уроков, объявление темы и задач урока.

1. Вступительное слово учителя, эвристическая беседа.

На прошлом интегрированном уроке мы с вами познакомились с особенностями аудирование (слушание и понимание). Умение в этом виде речевой деятельности необходимы вам постоянно.

- Что такое аудирование?

- Какие виды аудирования вы знаете?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Что значит, по вашему мнению, уметь слушать?

- А какой вид речевой деятельности является близким к аудированию? Чем именно?

Да, это чтение. А можете ли вы представить свою жизнь без чтения? Слушания в первую очередь ассоциируется с общением в быту, восприятием радио и телеповідомлень. А с чем ассоциируется у вас чтение?

- Большинство из вас читают, чтобы получать знания, информацию. А еще? Разве на уроках литературы вы читаете произведения только для получения информации?

Подсказка: литература - это искусство слова. А что мы получаем от общения с искусством?

- Правильно, наслаждение. Итак, читаем мы, чтобы получать новые знания, эстетическое наслаждение от прочитанного. А это требует разного чтения.

 

 

Карточка-информатор

Чтение как вид речевой деятельности

Чтение - один из видов речевой деятельности, который опирается на зрительное восприятие графических знаков и на логическое понимание их значения. Читать можно по-разному в зависимости от цели, которую перед собой ставит читатель.

Согласно коммуникативных задач выделяют:

Выборочное чтение - просмотр с целью поиска ответа на заданный вопрос, быстрое чтение заголовков, содержания, отдельных фрагментов текста; медленное чтение нужных частей с целью получения новой информации; ориентация в логически-смысловой структуре текста. Часто используется на уроках чтения, когда нужно найти какую-то часть текста в подтверждение своих мыслей.

Вивчальне (детальное, подробное чтение - медленное чтение всего текста или отдельных его частей; глубокое проникновение в его содержание, осознание взаимосвязи, последовательности всех частей текста; максимально медленное охват новой информации.

Ознакомительное - быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста, просмотр рисунков или иллюстраций, чтение аннотации; содержания с целью получения общего представления о содержании, героях, привлекательность текста. Используется, когда нужно выбрать книгу в библиотеке, книжном магазине.

Критическое чтение имеет целью выражения своего отношения к описываемых событий, явлений, персонажей произведения, а следовательно, требует осознания содержания, авторского замысла и путей его реализации.

Чтение может происходить вдвоем формах: чтение вслух (громкое чтение), то есть озвучивание графического текста, осуществляется индивидуально; чтение молча или про себя (молчаливое чтение).

Обе формы характеризуются сознанием - пониманием значения всех слов, предложений в тексте, усвоение главной мысли, тематического содержания прочитанного, его эстетического богатства.

Вспомните, как вы вчера готовились к урокам: обязательно читали тексты об исторических событиях (история), доказательство теоремы (математика), В сказку. Королева-Старого "Хуха-Мшанки", выполняли помещенные после текста задания, размещенные в определенной последовательности. Читали по-разному. Очень важно знать особенности чтения, чтобы достичь хороших результатов в учебе, быстро и качественно читать, получая разнообразную информацию.

Поэтому сегодня на уроке мы с вами углубим свои знания о чтение как вид речевой деятельности, применим знания о видах чтения на опрацьованому вами дома произведении - "Хуха-Мшанки", проведем конкурс на лучшего читателя и т.д.

II. Организация познавательной деятельности. Проработка теоретического материала (чтение как вид речевой деятельности).

1. Работа с карточкой-информатором. Чтение помещенного материала, выписывание определений чтения, виды чтения, их характеристика.

Правильность чтения - характеристика безошибочного чтения, без искажения, повторов слов, пропусков, замены или доставки букв, с соблюдением литературного произношения.

Если текст читается вслух, то большое значение имеет выразительность чтения, которая базируется на осознании прочитанного.

2.Беседа по основным содержанием карты.

- Что такое чтение?

- Какие виды чтения вам известны?

- Что такое избирательное чтение? Чем оно отличается от других видов?

- Какова сфера его применения?

- Что такое ознакомительное чтение?

- Что такое подробное чтение?

- Что такое критическое чтение?

- Что дает нам правильность чтения?

- Что означает сознательность чтения?

Представьте, что вам нужно прочитать параграф из учебника ботаники. Какой вид чтения вы будете применять? Почему?

А когда вы читали дома "Хуху-Моховинку", какую цель перед собой ставили?

Какой вид чтения применяли? (детальное). Само название "детальное","полное" означает, что при чтении обязательная внимание обращается не только на общее содержание, но и на мельчайшие детали. Посмотрим, как вы с этим справились.

III. Закрепление знаний о видах чтения. Работа с текстом сказки В. Королева - Старого "Хуха - Мшанки ".

1. Беседа в виде конкурса на найуважнішого читателя.

- Кто является автором сказки?

- О ком в ней рассказывается?

- О чем рассказывается в сказке?

- Есть ли разница между этими двумя вопросами? Какая?

- Кто является главным действующим лицом произведения?

- В какое время года родилась Хуха?

- Почему ее называли "мизинчиком"?

- Какой росла Хуха?

- Назовите несколько качеств, которыми наделил его автор.

- Почему Хуху назвали моховинкою?

- Какие бывают Хухи, по мнению автора? (Лесные, печерниці, камышевки, бур'янки, степовика, байрачные, левадні.)

На последний вопрос мы получили не очень полный ответ. Очевидно, на эти детали не обратили внимание. Поэтому откройте учебники. Найдите полную, подробную ответ на этот вопрос.

Какой вид чтения вам пригодится? (Выборочное.)

2. Выборочное чтение текста сказки. По заданию учителя или предложениями учащихся.

3. Выполнение тестовых конкурсных заданий (поскольку это тестирование по учебным, а не контрольным чтением, поэтому ученикам предлагается 1 вариант вопросов, каждое из которых оценивается 1 баллом).

1) Носителем добра выступают в сказке:

A) Хухи;

Б) люди;

B) Хо.

2) Носителем зла выступает в произведении:

A) дед-дровосек;

Б) лесник;

B) Хуха-Мшанки.

3) В словах "... не могут говорить, пока бывают невидимы. Они только пищат, как мышки, или же мурлычут, как котята, речь идет о...

A) Хух;

Б) домовых;

B) мавок.

4) Какая хатка была в Мшанка:

A) дупло в старом дереве, украшенное ветками;

Б) уютное место между корнями старой сосны;

B) гнездо в кустарнике, украшенное цветами.

5) Какая внешность была у Хухи (по сказке):

A) гладкая черная вовничка покрывавшая все тело;

Б) человекоподобное;

B) имела длинную переменную вовничку и гладкую мордочку.

6) Что случилось с Хушиною домом?

A) ее замело снегом;

Б) дед срубил сосну и повредил помещение;

B) Хо-Суковик выгнал ее из дома.

7) Где нашла приют Хуха?

A) в доме у добрых людей;

Б) в дупле дерева;

B) в хлеву возле коз.

8) Как звали кізку, с которым случилось несчастье?

A) Лиска;

Б) Оришка;

B) Звезда.

9) Что пытался сделать дед, когда увидел Хухуй в доме?

A) выгнать его метлой из дома;

Б) бросить топор, чтобы ее убить;

B) ругать за игры с детьми.

10) Как Хусі удалось спастись?

A) Хуха стала невидимой;

Б) залезла под лавку и перечекала ссору;

B) выпрыгнула в окно.

11) Где пережидала Хуха холода после бегства от людей?

A) в поле в лисий норе;

Б) в ямке под камнем в родном бору;

B) в дупле высокого дуба.

12) Как стали звать Хуху родственники после повествования о жизни среди коз и людей?

A) домашней Хухою, кривенькою Моховинкою;

Б) козьей или хлівною Хухою;

B) кривенькою Моховинкою-злючкою.

4. Подсчет баллов, выставление оценок, характеристика вопросов, которые требовали ознайомлюючого или детального чтения, определения внимательных читателей класса.

- Вы заметили, что вопросы касались только первой части сказки. Существенные испытания в Хушиному жизни остались вне нашего внимания, и мы будем рассматривать их текстуально, используя разные виды чтения.

Дома и сегодня на уроке чтения было молчаливым. А какие еще виды чтения вам известны? (Громкое). Посмотрите в карточку-информатор, определите его особенности. Поскольку громкое чтение требует выразительности, давайте определим, что это такое.

IV. Работа над выразительностью сознательного чтения сказки.

1. Проработка материала, помещенного в памятке, путем громкого чтения.

 

Памятка "Учимся выразительно читать сказки"

Выразительность - искусство чтения вслух. Ее компонентами являются техника чтения, понимание авторского подтекста, логика речи, эмоциональная образность чтения.

Техника речи включает в себя работу над голосом, темпом, дикцией, дыханием.

Логика речи - осознание логического ударения, пауз, интонации.

Эмоциональная образность - творческое видение, понимание авторского подтекста, использование мимики, жестов.

Итак, чтение должно быть выразительным, то есть технически правильным, логичным, эмоционально-образному.

- А какие особенности чтения сказок?

- Какие пункты мы должны добавить к общим в нашу памятку? Давайте вспомним.

+ сказка читается средним темпом, с розповідною интонацией. Чтец-рассказчик будто вспоминает развитие событий, поступки и поведение персонажей, их переживания, поэтому не может говорить быстро.

+ текст сказки читается-рассказывается уверенным тоном, словно в ней изображены вполне достоверные, правдивые события, свидетелем которых чтец был сам или слышал о них от участников, которые заслуживают на доверие.

+ наиболее острые или фантастические моменты передаются чуть приглушенным голосом, словно вы доверяете слушателям необычную тайну.

(по А.М. Грабовською)

3. Выразительное громкое чтение сказки от слов"Прошел целый год...". Можно предложить учащимся открыть учебники и самим найти место, где начинается еще не анализируемый текст.

Ситуативное задание: вы участники отборочного тура на место ведущего программы "Сказка нас зовет в путешествие" на областном радио, вам надо выразительно, технически правильно прочитать текст сказки. От качества чтения зависит возможность получения работы.

(Конкурсанты - 5-7 учащихся читают текст сказки до конца, а класс определяет, чье чтение наиболее соответствует особенностям сказочного повествования.)

4. Контроль за сознанием чтения проводится в парах. Ученики задают друг другу вопросы и корректируют ответы на них. (Методика может быть разной: учащиеся самостоятельно составляют вопросы или пользуются ориентировочными, записанными на доске или напечатанными на отдельных листках бумаги.)

Ориентировочные вопросы для взаимоконтроля:

- Что побудило Хуху-Моховинку оставить свою гарнесеньку дом и в такую метель идти на другой конец леса?

- Кого увидела Хуха в сугробе?

- Как вел себя старый знакомый Хухи - злой дед?

- Какие клятвы давал злой дед перед лицом смерти?

- Кто разгреб снег, отогрев деда?

- Почему дед загрустил опять, уже после увольнения из сугроба?

- Как отреагировал дед на появление Хухи-Мшанку?

- Какими словами Хуха пыталась успокоить и подбодрить деда?

- Как изменился дед после спасения?

- О чем он рассказывал детям и в чем убеждал их?

- Так что сделала Хуха, когда в зимнем лесу нашла беспомощным своего обидчика?

- По каким законам и правилам живут Хухи?

Найдите 3 отрывки из текста сказки, в которых об этом говорится. Зачитайте (выборочное чтение).

Выскажите свое отношение к поступкам деда, Хухи и ее родственников. Какую часть текста вы считаете важной для раскрытия основной мысли произведения?

- В какой части сказки встречается добро и зло?

- Что пытался нам сказать В.Королів-Старый своей сказкой? Давайте с вами зачитаем важнейшую для раскрытия авторского замысла часть, но сделаем это в лицах.

5. Чтение финала сказки от слов "деду стало теплее..." в лицах проводится в виде игры "радіотеатр" или "телетеатр". Участвуют Из учеников: от автора, дед и Хуха-Мшанки.

6. Оценивание чтения. Отзывы слушателей.

V. Проработка материала по теории литературы. Понятие о портрете.

1. Решение кроссворда как актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Кто показал истинный путь "в недобром месте" дьяку Оверку?

2. Кто оберегал старого дьяка у него дома:

3. Как называл себя перед зверями Крашеный лис?

4. Одно из действующих лиц сказки "О жар-птице и волке".

5. Как звали старого дьяка из сказки "Потерчата"?

6. Кого считали защитницей людей и богиней красоты наши предки?

7. Как еще звали крашенного лиса?

 

2. Выполнение ситуативных задач.

Вы правильно определили действующих лиц известных вам сказок и мифов. А теперь вам нужно рассказать о:

1-й вариант - Домового;

2-й вариант - Потерчат;

3-й вариант - Крашенного лиса и т.п., т.е. не только назвать, сообщить кто? (что?), но и описать внешний вид так, чтобы слушатели представили себе, какие они. Следовательно, нужно, опираясь на текст, словами описать своих любимых персонажей сказок. А это требует хорошей памяти (если описание героя есть в тексте), воображения (если отдельно описание героя не подается), богатого словарного запаса, чтобы подобрать точные слова и т.д.

3. Описание внешнего вида персонажей сказок по вариантам (2-3 ученика).

4. Усвоение понятия "портрет".

В литературоведении существует специальный термин для обозначения описания внешности. Какой? Вам ответ подсказало решение кроссворда - портрет.

Откройте учебник на с.63. Прочитайте определение портрета. А теперь обратимся к нашим литературоведческих виде словариков и зачитаем, что там написано.

Портрет (от фр. Portrait - изображение) - в литературном произведении изображение внешности персонажа: выражения лица, фигуры, походки, одежды, манеры держаться, характерных жестов и т.д. Основное его назначение - дать читателю зрительное представление о действующих лицах.

Портрет в литературном произведении выступает одним из важнейших средств создания художественного образа.

Портрет (изобразительное искусство) - один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, посвященный изображению конкретного человека.

Иллюстрация - разновидность искусства, назначение которого - образное объяснение и раскрытие содержания литературного произведения.

5. Работа с текстом сказки и иллюстрациями к ней.

A) нахождение в тексте описания Хухи;

Б) выразительное чтение текста от слов "была она и сама рыхлая, как мох..." до "...становилась белой".

B) відшуковування в тексте материала, дополняет портрет Хухи.

Г) рассмотрение иллюстрации на с.75. Соответствует Хуха, изображена на

иллюстрациях, литературному портрету? В какой момент изображен Хухуй? Почему вы так думаете?

6. Составление структурно-содержательной схемы литературного портрета Хухи.

Методика этого фрагмента урока может быть вариативной: коллективная работа учащихся под руководством учителя и запись основных элементов на доске и в тетрадях; запись на доске только первого столбца, индивидуальное заполнение второго, работа в парах, один ученик читает и записывает материал к внешнему виду, второй - черты характера, учащимся с более слабой подготовкой можно предложить готовую структурную схему для ознакомления и воспроизведение ее в тетрадях.

 

Схема. Литературный портрет Хухи.

 

Внешний вид:

Она была самой маленькой в семье, маленькая, как котенок...

 

А) размер;

А) Маленькая, как котенок...

Б) шерсть;

Б) Рыхлая, как мох; имела длинную вовничку, что, словно шелком, покрывала все ее тельце;

В) мордочка;

В) была голенький, напоминала цветок;

Г) кавычки;

Г) голенькі, изнанка розовые лапки;

Ґ) цвет...

Г) изменчивый, чаще всего была зеленой, становилась рыжеватой, голубой, красной, желтой, фиалковой, белой...

2. Черты характера:

...хорошая Хушка, может, лучше, как все остальные...

ласковая, послушная, трудолюбивая, игривая, приставала на всякую игрушку, любила родной лес...

 

Далее ученики, вспоминая текст, дополняют черты характера: смелая, добрая, изобретательная...

Итак, вы поняли, что такое портрет и какую роль он играет в создании образа. Не зря Хушка - рыхлая, как мох. Разве с такой внешностью она может оставить человека в беде?

VI. Итоги урока в виде беседы:

- Что такое литературная сказка?

- Что такое портрет?

- Понравилась ли вам сказка про Хуху?

- Ваше отношение к главной героине, ее внешности и характера.

VII. Домашнее задание выполняется дифференцированно:

А) Нарисовать портретные иллюстраций (в цвете) до сказок В.Королева - Старого (Потерчат, Домового, дьяка Оверка, Хухи-Мшанка, других Хух, Хо-Суковика...);

Б) Подготовить словесный портрет одного из указанных героев сказок.

 

Терминологический словарик

Иллюстрация - разновидность искусства, назначение которого - образное объяснение и раскрытие содержания литературного произведения.

Литературная сказка - повествование, написанная мастером слова - писателем.

Персонаж - действующее лицо в художественном произведении.

Портрет (изобразительное искусство) - один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, посвященный изображению конкретного человека.

Портрет - (от фр. Portrait - изображение) - в литературном произведении изображение внешности персонажа: выражения лица, фигуры, походки, одежды, манеры держаться, характерных жестов и т.д. Основное его назначение - дать читателю зрительное представление о действующих лицах.

Чтение - один из видов речевой деятельности, который опирается на зрительное восприятие графических знаков и на логическое понимание их значения. Читать можно по-разному в зависимости от цели, которую перед собой ставит читатель.

Выборочное чтение - просмотр с целью поиска ответа на заданный вопрос, быстрое чтение заголовков, содержания, отдельных фрагментов текста; медленное чтение нужных частей с целью получения новой информации; ориентация в логически-смысловой структуре текста

Вивчальне (детальное, подробное чтение - медленное чтение всего текста или отдельных его частей; глубокое проникновение в его содержание, осознание взаимосвязи, последовательности всех частей текста; максимально медленное охват новой информации.

Ознакомительное - быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста, просмотр рисунков или иллюстраций, чтение аннотации, содержания с целью получения общего представления о содержании, героях, привлекательность текста. Используется, когда нужно выбрать книгу в библиотеке, книжном магазине.

Критическое чтение имеет целью выражения своего отношения к описываемых событий, явлений, персонажей произведения, а следовательно, требует осознания содержания, авторского замысла и путей его реализации.

Правильность чтения - характеристика безошибочного чтения, без искажения, повторов слов, пропусков, замены или доставки букв, с соблюдением литературного произношения.

Выразительность - искусство чтения вслух. Ее компонентами являются техника чтения, понимание авторского подтекста, логика речи> эмоциональная образность чтения.

Литература

1. Грабовская А.Н. Уроки украинской литературы по программе 2005 года. - Тернополь: Учебная книга-Богдан, 2005. - 172 с.

2. Златів Л., Бондарчук Г. Уроки родного языка в 5-м классе (по новой программе). - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2003. - 200 с.

3. Лановик М., Лановик 3.украинська народное творчество.-К.:3нання - Пресс, 2001.-591 с.

4. Мовчан Раиса. Украинская литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. - К.: Генезис, 2005.

5. Паращич В.В. Чтение молча в 5-11 классах. Сборник учебных и контрольных упражнений и задач. - Харьков: Торсинг, 2004. - 192 с.

6. Паращич В.В. Аудирование в 5-11 классах. Сборник учебных и контрольных упражнений и задач. - Харьков: Торсинг, 2004. - 175 с.

7. Украинская литература. Программа для общеобразовательных учреждений /под ред. М.Т.Жулинського и Р.В.Мовчан. - К.:Генезис, 2004.