Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

И семестр

 

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ

 

Урок 3. ЯЩИК ПЕСЕН-ЗАБАВОК. ЗАЙЧИК-ЗАЙЧИК

 

Цель: продолжить формирование у учащихся навыков правильного, сознательного, выразительного чтения; ознакомить учащихся с песнями-забавлянками; учить анализировать прочитанное произведение, читать по лицам; обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь; воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над скороговоркой

Шла баба дубнячком,

Зацепилась гапличком,

Сюда дерг, дерг -

Отцепись, мой каюк.

2. Речевая зарядка

- Как гудит шмель?

- Прилетел комарик.

- Подуем на одуванчик.

- Царит тишина.

3. Расспросы. Работа по составляющей таблицей

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Какой раздел мы изучаем?

- С каким произведением познакомились на предыдущем уроке?

- Назовите персонажей песенки-небылицы «Два петушка».

Игра «Кто выполнял это действие?»

Молотили... (два петушки).

Носили... (курочки-чубарочки).

Схватил, отобрал, залигав... (цап).

Схватил, выглядит, ободрал... (волк).

Одбирає, отдыхает, играет... (маленькое козенятко).

- Кто из вас может рассказать песенку-небылицу?

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Послушайте детскую песенку. Кто узнает ее, продолжайте со мной.

Сорока-ворона

Деткам кашку варила,

На пороге студила,

Разливательной ложкой мешала,

Детишек созвала...

(Напевая, взрослый делает пальцем круговые движения по ладони ребенка, якобы мешая кашу.)

Идите, дети, по трески,

Дам вам каши потихоньку.

(Напевая, отбивает ритм короткими ударами, а затем перебирает пальчики ребенка.)

Тому дала, тому дала, тому дала,

А потому не дала, (мизинчик)

Потому что он - лентяй:

Дров не рубил, печь не курил,

Каши не варил,

Деток гулять не водил -

Иди себе прочь.

Полетели!

(Взмахи руками ребенка, якобы крыльями.)

- Откуда вы знаете эту песенку? От кого слышали?

- Сегодня на уроке мы ознакомимся с песенками-забавлянками. Как считаете, почему их так называют?

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Вступительное слово учителя

- Потешки поют ребенку взрослые, когда балуют и убаюкивают ее. Пение сочетают с своеобразными движениями или упражнениями, которыми взрослый ласкает ребенка, бодрит, побуждает к определенному виду деятельности и т.п. Наиболее распространенными являются варианты «Ласочки». Гладя ребенка по рукам, обычно приговаривают:

- Ласочко, ласочко,

- Где ты была?

- В Бога.

- Что делала?

- Платки стирала.

- Что-то достала?

- Кусок сала.

Где то сало?

- Под столом.

- Чем накрыто?

- Постолом.

- Где ты дела?

- Кошка украла.

- Где та кошка?

- Побежала под печь.

- Где тее печку?

- Вода затопила.

- Где тая вода?

- Быки выпили.

- Где те волы?

Разучивание песенки (коллективно).

Физкультминутка

2. Обработка песенки-потешки «Зайчик-зайчик» (с. 8)

1) Игра «Рыбки».

Самостоятельное чтение песенки учениками молча.

- Кто является главным персонажем песенки?

2) Словарная работа.

Гумно - площадка на улице или помещение для молотьбы, очистки и просушки зерна.

3) Чтение песенки за лицами.

- Где бывал зайчик?

- Какие слова песенки свидетельствуют о том, что в мельнице можно было услышать новости?

4) Работа в паре.

- Один из вас должен воспроизвести поведение зайчика в разных ситуациях по содержанию песенки, а другой попробует отгадать и описать эти ситуации.

5) Работа с иллюстрацией.

- Кого художник изобразил на рисунке?

- Почему бежит зайчик?

- От кого он бежит?

 

VI. ИТОГ УРОКА

- С какими песенками ознакомились на уроке?

- Кто и кому поет песенки-потешки?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить и рассказать в классе песенку-забаву.