И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ
Урок 4. ЯЩИК ПЕСЕН-ЗАКЛИЧОК. ИДИ, ИДИ ДОЖДИКА
Цель: расширять знания детей о устное народное творчество; формировать умение выделять действующих лиц; учить читать диалог; ознакомить с песнями-закличками; развивать образное мышление учащихся; воспитывать любовь к национальному достоянию, уважительное отношение к истории своего края.
Ход урока
И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МИНУТКА
1. Чистомовка «Послушный ротик»
Ец-ец-ец - подул сильный ветерок.
Ить-ить-ить - в небе синяя лазурь.
Ае-ае-ае - осенью уже дует.
Лi-ли-ли - улетают журавли.
Ок-ок-ок - собрались дети на урок.
2. Игра «Дождик»
Чтение (хоровое) несколько раз в разном темпе и с разной силой голоса песенки-потешки.
ОЙ, ЧУК, ЧУК, ЧУК
Ой, чук,чук,чук,
Наловил дед щук!
А бабушка пліточок -
Кормить детишек,
А бабушка карасиков -
Кормить Тарасиків,
А бабушка окуньков -
Кормить молодцев.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Расскажите подготовленные дома песенки-потешки.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Слушание песен-закличок
Солнышко,солнышко,
Зажги, зажги!
Солнышко,солнышко,
Звесели, звесели!
Солнышко,солнышко,
Весну и лето пригласи!
Жаворонки, жайвороночки!
Прилетите к нам.
Принесите нам лето теплое,
Отнесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоела,
Руки, ноги підморозила.
- К кому обращаются дети в этих песенках?
- С какой просьбой?
- Это песенки-заклички. Сегодня на уроке мы ознакомимся с такими песенками.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя
- В древние времена люди верили в то, что можно задобрить дождь, ветер, солнце. Призвали в песнях их на пир.
Заклички - это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Иногда они сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Все явления и силы природы функционируют в закличці как живые существа. Ребенок сам контактирует с ними: солнце просит о щедрое лето; гром - не пугать скот; дождь - поливать; обещает за исправную работу подарок.
Необычные свойства явлений природы подано в закличці как перечень той благодати, тех даров, которых от них ждут и какие они действительно несут.
Закличка - это не простое обращение к природным стихиям, а выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств - переживания, восхищение, нежность. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самой структуре стиха - в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме - оживленном, упорном, в звучании каждой строки, каждого слова.
Все явления природы имеют закрепленные за ними ласковые имена - солнышко золотое, весна красна, красное лето.
Физкультминутка
2. Проработка закличок «иди, Иди, дождик» (с. 9)
1) Игра «Рыбки». Самостоятельное чтение закличок молча.
- К кому обращаются дети?
2) Словарная работа.
Полывяный - покрытый особым стекловидным раствором.
Ведро - большой деревянный сосуд в виде ведра или срезанной бочки. Дійниця - специальный сосуд, в который доят молоко.
3. Повторное чтение учениками закличок
- Зачем дети обращаются к дождю?
- Сравните две песенки «иди, Иди, дождик». О чем они?
- Что в них общего?
- Почему эти песенки можно назвать закличками?
- Найдите в песенках ласкательные слова.
4. Игра «Подбери рифму»
Дождика - ... (борщику, горшке).
На иве - ... (комары).
Нам - ... (комарам).
Дубочках - ... (садике).
Ізнявся - ... (покачиваться).
Разбился -... (полился).
Дійницею -... (пшеницей).
5. Игра «Восстанови словосочетание»
Ветер полился
Дуб разбился
Горшок ізнявся
Дождик зашатался
VI. ИТОГ УРОКА
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Чему научились на уроке?
- Что нового узнали?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Нарисовать рисунок к песенок-закличок.