Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

И семестр

 

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ

 

Урок 4. ЯЩИК ПЕСЕН-ЗАКЛИЧОК. ИДИ, ИДИ ДОЖДИКА

 

Цель: расширять знания детей о устное народное творчество; формировать умение выделять действующих лиц; учить читать диалог; ознакомить с песнями-закличками; развивать образное мышление учащихся; воспитывать любовь к национальному достоянию, уважительное отношение к истории своего края.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МИНУТКА

1. Чистомовка «Послушный ротик»

Ец-ец-ец - подул сильный ветерок.

Ить-ить-ить - в небе синяя лазурь.

Ае-ае-ае - осенью уже дует.

Лi-ли-ли - улетают журавли.

Ок-ок-ок - собрались дети на урок.

2. Игра «Дождик»

Чтение (хоровое) несколько раз в разном темпе и с разной силой голоса песенки-потешки.

ОЙ, ЧУК, ЧУК, ЧУК

Ой, чук,чук,чук,

Наловил дед щук!

А бабушка пліточок -

Кормить детишек,

А бабушка карасиков -

Кормить Тарасиків,

А бабушка окуньков -

Кормить молодцев.

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Расскажите подготовленные дома песенки-потешки.

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Слушание песен-закличок

Солнышко,солнышко,

Зажги, зажги!

Солнышко,солнышко,

Звесели, звесели!

Солнышко,солнышко,

Весну и лето пригласи!

Жаворонки, жайвороночки!

Прилетите к нам.

Принесите нам лето теплое,

Отнесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоела,

Руки, ноги підморозила.

- К кому обращаются дети в этих песенках?

- С какой просьбой?

- Это песенки-заклички. Сегодня на уроке мы ознакомимся с такими песенками.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя

- В древние времена люди верили в то, что можно задобрить дождь, ветер, солнце. Призвали в песнях их на пир.

Заклички - это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Иногда они сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Все явления и силы природы функционируют в закличці как живые существа. Ребенок сам контактирует с ними: солнце просит о щедрое лето; гром - не пугать скот; дождь - поливать; обещает за исправную работу подарок.

Необычные свойства явлений природы подано в закличці как перечень той благодати, тех даров, которых от них ждут и какие они действительно несут.

Закличка - это не простое обращение к природным стихиям, а выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств - переживания, восхищение, нежность. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самой структуре стиха - в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме - оживленном, упорном, в звучании каждой строки, каждого слова.

Все явления природы имеют закрепленные за ними ласковые имена - солнышко золотое, весна красна, красное лето.

Физкультминутка

2. Проработка закличок «иди, Иди, дождик» (с. 9)

1) Игра «Рыбки». Самостоятельное чтение закличок молча.

- К кому обращаются дети?

2) Словарная работа.

Полывяный - покрытый особым стекловидным раствором.

Ведро - большой деревянный сосуд в виде ведра или срезанной бочки. Дійниця - специальный сосуд, в который доят молоко.

3. Повторное чтение учениками закличок

- Зачем дети обращаются к дождю?

- Сравните две песенки «иди, Иди, дождик». О чем они?

- Что в них общего?

- Почему эти песенки можно назвать закличками?

- Найдите в песенках ласкательные слова.

4. Игра «Подбери рифму»

Дождика - ... (борщику, горшке).

На иве - ... (комары).

Нам - ... (комарам).

Дубочках - ... (садике).

Ізнявся - ... (покачиваться).

Разбился -... (полился).

Дійницею -... (пшеницей).

5. Игра «Восстанови словосочетание»

Ветер полился

Дуб разбился

Горшок ізнявся

Дождик зашатался

 

VI. ИТОГ УРОКА

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Чему научились на уроке?

- Что нового узнали?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Нарисовать рисунок к песенок-закличок.