И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ
Урок 2. ЯЩИК ПЕСЕН-НЕБЫЛИЦ. ДВА ПЕТУШКИ
Цель: ознакомить учащихся с песнями-небылицами; совершенствовать навыки правильного сознательного чтения; развивать воображение, фантазию учащихся; учить различать реальность и выдумку; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Читайте, дополняйте склады
Имели-...(на); лимо-...(над); маши-...(на); бузы-...(на); лопа-...(/геа); воро-... (и); морк-...(ва); сшш-...(эта).
2. Читайте. Старайтесь понять, о чем идет речь
ШКОДЛИВЫЙ ЦАП
Па огороде цап, цап,
Капусточку хап, хап,
Бородкой трусь, трусь,
Капусточку хрусь, хрусь,
Ратичками туп, туп,
Капусточка хруп, хруп,
А за козлом дед, дед,
С батурой бег, бег,
Цап как скачет: брик, брик,
Па все село крик,
Па синяки дует, дует,
Восклицает «Е! Ме!»
За ним Рябко и «Гав! Гав!
Вот тебе, чтобы не воровал!»
- Прочитайте еще раз, сохраняя ритм.
3. Кто это? Что это?
Интересная, увлекательная, иллюстрированная - ... (книга).
Сладкая, душистая, красная - ... (ягода).
Веселая, мелодичная, задушевная - ... (музыка).
Прыткая, маленькая, пушистая, рыжая - ... (белка).
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Выставка-презентация детских рисунков
2. Закрепление знаний о структуре учебника
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель задает вопросы, ученики, передавая мысленный микрофон, высказывают собственные мнения относительно поставленного вопроса.
Упражнение «Микрофон»
- Каким должен быть наш урок? (Интересным, поучительным, несколько сказочным, продуктивным, веселым, светлым, загадочным, проблемным...)
- А вы на уроке какими должны быть? (Дисциплинированными, внимательными, собранными, активными, настойчивыми...)
- Итак, если вы будете такими, то мы вместе создадим интересный, творческий, продуктивный урок.
- Послушайте стихотворение.
Если бы пшено, если бы соль,
То сварила бы я кисель.
Если бы снега и дождя,
То сварила бы я борща.
Если бы немного простокваши,
То сварила бы горшок каши.
- Что необычного в этом стихотворении?
- Чего не бывает?
- Мы начнем изучать небылицы.
Небылицы - это рассказы о том, чего не бывает. В песнях-небилицях изображен мир, в котором происходят удивительные события: животные выполняют человеческую работу, играют на музыкальных инструментах, танцуют...
Физкультминутка
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ОБРАБОТКА ПЕСЕНКИ-НЕБЫЛИЦЫ «ДВА ПЕТУШКА» (с. 6)
1. Выразительное чтение песенки учителем
- Какое настроение у вас после прослушивания этой песенки?
2. Словарная работа
Вожжи - прикрепленный с двух сторон к уздечкам длинный ремень, веревка и др., которым правят лошадьми.
3. Повторное чтение песенки учениками за строфами «цепочкой»
- Перечитайте песенку, вслушиваясь в его звучание.
4. Анализ содержания песенки с элементами выборочного чтения
- О ком эта песенка?
- Назовите всех персонажей произведения.
- Расскажите о каждом из персонажей.
Персонаж - действующее лицо в художественном произведении.
- Кто вам нравится?
- Кто не нравится?
- Найдите в тексте и прочитайте слова, что звучат нежно.
- Подберите ласкательные слова, которыми можно заменить слово коза.
- Подумайте, можно заменить слово небылица другим словом, например: сказка, выдумка, фантазия, неправда, ерунда.
5. Работа с иллюстрацией
- Назовите персонажей произведения, в которых художник изобразил на рисунке. Какие краски использовал художник?
Одежда у героев произведения?
Эпизод отражен на иллюстрации?
VI. ИТОГ УРОКА
- С каким произведением познакомились на сегодняшнем уроке?
- Назовите персонажей произведения «Два петушка».
- Кого из персонажей вы осуждаете? Почему?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать песенку дома родителям.
Найти песенку-небылицу, рассказать в классе.