Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИЗ ИСТОЧНИКОВ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

МУДРАЯ ДЕВУШКА

(Украинская народная сказка)

Было себе два брата - один бедный, а другой богатый. Вот богатый некогда ізласкавився над бедным1, что не имеет ни ложки молока детям, да и дал ему дойную корову2, говорит;

- Понемногу отработаешь мне за нее.

Бедный брат отрабатывал понемногу, а дальше тому богачу жалко стало коровы, он и говорит бедному брату;

- Отдай мне корову обратно!

Тот говорит:

- Брат! Я же тебе за нее отработал!

- Что ты там отработал,- как кот наплакал3 той работы было, а то таки корова! Отдай!

Бедному стало жалко своего труда, не захотел отдать. Пошли судиться к господину.

Пришли к г. А господину, видимо, не захотелось роздуматися4 , кто из них прав, а кто - нет, то он и говорит им:

- Кто отгадает мою загадку, того и корова будет.

- Говорите, господин!

- Слушайте: что в мире есть ситніш, прудкіш, миліш над все? Завтра придете, скажете.

Пошли брать. Богач идет домой и думает себе:

- Вот ерунда, а не загадка! Что же является ситніш над барские кабаны, прудкіш над барские борзые, а миліш над деньги! Е, моя корова будет!

Бедный пришел домой, думал, думал да и приуныл. А у него была дочь Маруся. Она и спрашивается:

- Чего вы, тату, приуныли? Что господин говорил?

- И здесь, дочь, такую господин загадку загадал, что я и не вздумаю, что оно и есть.

 

 

- А какая же загадка, тату? - Маруся спрашивает.

- И такая: что есть в мире ситніш, прудкіш, миліш над все?

- Е, тату, ситніш над все - земля-мать, потому что она всех кормит и поит; прудкіш над все - мнение, ибо мнением враз куда хоть перелететь; а миліш над все - сон, потому как хорошо и мило мужу, а все покидает, чтобы заснуть.

- Ба5,- говорит отец,- ведь и вправду так! Так же я и буду говорить господину.

Второго дня приходят оба брата к господину. Вот господин их и спрашивает:

- Ану, отгадали?

- Отгадали, господин,- говорят оба. Вот богатый сейчас выступает, чтобы себе впереди поспішитись, и говорит:

- Ситніш, господин, над все - ваши кабаны, а прудкіш над все -- ваши борзые, а миліш над все - деньги!

- Э, врешь, врешь! - говорит господин. Тогда бедному: - Ну-ка, ты!

- И что же, господин, нет ситнішого, как земля-мать: она всех кормит и поит.

- Правда, правда! - говорит пан.- Ну, а прудкіш что?

- Прудкіш, господин, всего - мысль, ибо мнением враз куда хоть перелететь.

- Так! Ну, а миліш? - спрашивает он.

- А миліш над все - сон, потому как хорошо и мило мужу, а все покидает, чтобы заснуть.

- Так все! - говорит пан.- Твоя корова. Только скажи мне, ты сам это повідгадував, тебе кто сказал?

- И что же, господин,- говорит нищий,- есть у меня дочь Маруся, так это она меня так научила.

Господин вплоть рассердился:

- Как это? Я такой умный, а она простая себе дівка6 и мои загадки повідгадувала! Погоди же! На тебе этот десяток вареных яиц и понеси их своей дочери: пусть она посадит на них наседку, и чтобы птица за одну ночь вилупила цыплята, вскормила, и чтобы твоя дочь зарезала трех, испекла на завтрак, а ты, пока я встану, чтобы принес, потому что я дожидатиму. А не сделает, то будет беда.

Идет сердешный7 отец домой и плачет. Приходит, а дочь и спрашивает его:

- Чего вы, тату, плачете?

- И как же мне, дочка, не плакать: вот господин дал тебе десяток вареных яиц и говорил, чтобы ты посадила на них наседку, и чтобы она за одну ночь вилупила и вскормила цыплята, а ты чтобы испекла их ему на завтрак.

Дочь взяла горшочек каши и говорит:

- Понесіть, тату, вот господину и скажите ему, - пусть он распахивать, посеет эту кашу, и чтобы она выросла просом, подоспела на ниве8, и чтобы он просо скосил, змолотив и набил пшена кормить те цыплята, что им надо вилупитись из этих яиц.

Приносит муж к господину эту кашу, отдает и говорит:

- Так и так дочь говорила.

Господин смотрел, смотрел на ту кашу и взял и отдал ее собакам. Потом где-то нашел стебелек льна, дает мужу и говорит:

- Неси твоей дочке этот лен, и пусть она его вимочить, высушит, побьет, попряде и витче сто локіт9 полотна. А не сделает, то будет беда.

Идет домой тот мужчина и снова плачет. Встречает его дочь и говорит:

- Чего вы, тату, плачете?

- Да видишь же чего! Вот господин дал тебе стебелек льна, и чтобы ты его вымачивала, высушила, помяла, способствовала и соткала сто локіт полотна.

Маруся взяла нож, пошла и вырезала тонкую веточку с дерева, дала отцу и говорит:

- Несите к господина, пусть господин с этого дерева сделает мне гребень, гребенку и днище, чтобы было на чем прясть этот лен.

Приносит мужчина господину ту веточку и говорит, что дочь загадала из нее сделать. Господин смотрел, смотрел, взял и бросил ту веточку, а на уме себе: "Эту одуриш!10 Видимо, она не из таких, чтобы обмануть..." Потом думал, думал и говорит:

- Пойди и скажи своей дочери: пусть она придет ко мне в гости, и так, чтобы ни шла, ни ехала; ни босса, ни обута; ни с гостинцем, ни без гостинца. А как она этого не сделает, то будет беда.

Идет опять отец плача домой. Пришел и говорит дочери:

- Ну что, дерзай, будем делать? Господин загадал так и так.

- Не заботьтесь, папа, все будет хорошо. Пойдите купите мне живого зайца.

Пошел отец, купил живого зайца. А Маруся одну ногу вбула в драный ботинок, а вторая босса. Тогда поймала воробья, взяла гринджолы11, запрягла в них козла. Вот взяла зайца под руку, одну ногу поставила в санки, а второй по пути ступает - одну ногу цап везет, а второй идет. Приходит так к господину во двор, а господин, как увидел, что она так идет, и говорит своим слугам: "Прицькуйте ее собаками!"

Те как прицькували ее собаками, а она и выпустила им зайца. Собаки погнались за зайцем, а ее покинули. Она тогда пришла к господину в горницу, поздоровкалась и и говорит:

- Вот вам, господин, гостинец.- И дает ему воробья. Господин только хотел его взять, а он - порхая и вылетел в открытое окно!

А на тот время приходят двое к господину судиться. Вот господин вышел на крыльцо и спрашивает:

- Чего вам12, люди добрые?

Один говорит:

- И вот чего, сударь: ночевали мы оба на поле, а как утром встали, то увидели, что моя кобыла привела жеребенка13.

А второй мужчина говорит:

- Нет, ложь, - моя! Рассудите нас, господин!

Вот господин думал, думал и говорит:

- Приведите сюда жеребенка и лошадей: к какой жеребенок побежит - и привела.

Вот привели, поставили запряженные лошади, а жеребенок пустили. А они, те два хозяева, так задергали то жеребенок, каждый к себе таская, что оно уже не знает, куда ему бежать - приняло да и побежало прочь. А Маруся говорит:

- Вы жеребенка привяжите, а матерей повипрягайте и пустите которая побежит к жеребенка, то и привела.

Сейчас так и сделали. Пустили их - так одна и побежала к жеребенка, а вторая стоит. Тогда господин увидел, что ничего с девушкой не поделаешь, и отпустил ее.

 

1 Ізласкавився над бедным - пожалел бедного, зжалився над ним. 2 Дойная корова - корова, которая дает молоко, много молока. 3 Как кот наплакал - очень мало. 4 Роздуматися - поміркувати.5 Или ба, от "видишь?" - неужели, в самом деле. 6 Простая девка - невчена, необразованная,не барского происхождения. 7 Сердешный - здесь: несчастный. 8 Поспеть на ниве - созреть, дозреть в поле. 9 Сто локіт, "локоть" - древняя мера длины. 10 Эту одуриш! - в смысле "эту девушку не одуриш". 11 Гринджолы - сани.12 Чего вам? - в смысле "что вам надо?" 13 Привела жеребенка - родила жеребенка.

 

Кто? Что? Когда? Почему? Как?

 

1. Кого из героев сказки вы запомнили? 2. Что требовал богатый брат от бедного? 3. Почему бедный брат не хотел отдать коровы? 4. Куда пошли брать? 5. Что решил сделать господин? 6. Как отгадал загадку богатый брат?

7. Кто помог отгадать загадку бедному брату? Как это было сделано?

8. Почему господин рассердился? 9. Какое первое задание загадал господин Маруси? Что девушка предложила господину? 10. Каким было второе задание господина? Какой был ответ девушки? 11. Каким было третье господа задачи? 12. Что ответила девушка? 13. Почему двое крестьян спорили за жеребенка? 14. Как рассудила девушка крестьян?

 

УПРАЖНЕНИЯ и ЗАДАЧА

 

I. Прочитайте сказку "Мудрая девушка" и составьте план тексту, воспользовавшись советами.

Советы к составление плана текста

1. Прочитайте текст полностью.

2. Поделите его на относительно завершенные по смыслу части.

3. Подберите заголовки к каждой части текста.

4. Последовательно запишите заголовки.

Это и есть план текста.

II. Дополните предложения словами из текста;

1. Было два брата ... 2. Ну, бедный брат отрабатывал понемногу, а дальше... 3. нет ситнішого, как земля-мать: она .. кормит и поит. 4. Прудкіш над все - мысль, ... 5. Я такой умный, а она простая себе девка ...

III. Составьте небольшие диалоги, употребляя слова и выражения:

а) приуныть, не надумать, загадка, свет, миліш, прудкіш, сытнее превыше всего; б) отгадать, выступать, кабаны, борзые, деньги; в) назвать, поля, утром, кобыла, привести, рассудить.

IV. Подберите и вставьте в предложение наиболее удачный из приведенных синонимов:

1. Бедный пришел домой, ..., ... и приуныл.

а) думал, б) рассуждал, в) мыслил.

2. Идет сердешный отец домой и ... .

а) рюмсає, б) рыдает, плачет.

3. А Маруся одну ногу ... в драный ботинок, а вторая босая.

а) одела, б) обула, в) вбула.

V. Переложите на родном языке:

1. Ситніш над все - земля-мать. 2. Прудкіш всего - мысль, ибо мнением враз куда хоть перелететь. 3. Миліш над все - сон, потому как хорошо и мило мужу, а все покидает, чтобы заснуть.