Украинская литература 1920-1930 годов
Павел Тычина (1891 - 1967)
Павел Тычина. Фото. Начало 50-х годов
Поэт, любить свой край-не преступление,
Когда это для всех!
(Павло Тычина)
Павел Тычина - самая заметная фигура в украинской и мировой поэзии XX века. Он обогатил искусство слова новыми художественными открытиями, жизнеутверждающей концепцией бытия как деяния. Опираясь на национальную традицию, в частности философию Григория Сковороды и поэзию барокко, художник синтезировал народно, классические и наймодерніші художественные средства, создав неповторимую картину мира, полную жизнелюбия. Богатый образный мир, гуманистические идеалы, разнообразный жанровый репертуар стихов, изящное стихосложение обеспечили Павлу Тычине мировую славу первостепенного поэта.
«Сын Украины, ее чернозема, ее бескрайней степи» (Евгений Маланюк)
Павел Григорьевич Тычина родился 23 января 1891 года в селе Пески Бобровицкого района Черниговской области в многодетной семье дьяка. Его отец, Григорий Тимофеевич, гордился своим казачьим происхождением. По воспоминаниям поэта, в их доме на стене висела картина «Переяславская рада», на которой с левой стороны изображен запорожца-полковника Шест, предка рода. В «Автобиографии» Павел Григорьевич писал: «Отец» мой из низшего духовенства: он был сельским дьячком и одновременно учителем грамоты», имел прекрасный голос. Он прививал ученикам доброту, честность, правдолюбие, настойчивость в достижении цели, любовь к родному краю, родной речи и песни. В семье царил культ книги: вечерами дети вслух читали произведения Тараса Шевченко, Бориса Гринченко, Николая Гоголя, Леонида Глебова. Мать будущего поэта, Мария Васильевна, пристрастилась в народных песнях, была красивой, ласковой, трудолюбивой, грамотной. Семья Тычин была большой (семеро сыновей и шестеро дочерей) и жила затруднительно. Григорий Тимофеевич, стремясь дать сыновьям образование, устраивал их в церковные хоры, что давало возможность учиться в духовном училище и семинарии, где учеников удерживали за церковный счет.
Павел Тычина в юношеские годы. Фото
В 1898-1899 годах Павел учился в начальной земской школе. Большое влияние на него оказала учительница Серафима Николаевна Морачевська, которая заметила и оценила незаурядные вокальные данные, абсолютный музыкальный слух, феноменальная память дьяковой сына. Способный парень пел в детском хоре, увлекался произведениями украинских писателей.
С 1900 по 1907 год Павел Тычина учился в Черниговской духовной бурсе, а также пел в Троицком хоре, зарабатывая себе на жизнь. Вместе с Григорием Верьовкою принимал участие в концертах симфонического оркестра, прекрасно играл на кларнете и гобої1. Продолжил учебу юноша в духовной семинарии, которую окончил в 1917 году. Большим событием в жизни Тычины было знакомство с Михаилом Коцюбинским, который пригласил его к участию в литературных «субботах». Здесь встречалась творческая молодежь, обсуждались литературные новости, пути развития современного искусства. На этих «субботам» Павел Тычина зачитывал свои стихи, в частности сильное впечатление на слушателей произвела поэзия «Расскажи, расскажи мне, поле...».
В старших классах семинарии Павел Тычина учился живописи у известного живописца и поэта Николая Жука.
Духовной основой мировоззрения Павла Тычины была философия Григория Сковороды, творческой личности которого он посвятил поэму-симфонию «Сковорода», которая стала вершиной развития философской поэмы в украинской литературе XX века. Поэт оригинально переосмыслил философию «сердца» любомудрия, унаследовал идею божественной одухотворенности человека и всего сущего. Созвучными Тычине были идеи человекоцентризма, универсализма мышления и гуманистической концепции Сковороды.
Межпредметные параллели. На формирование творческой личности Тычины большое влияние оказала духовная музыка, а также произведения композиторов Михаила Глинки, Александра Даргомыжского. Людвига ван Бетховена, Фридерика Шопена, Рихарда Вагнера, Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Александра Скрябина, Николая Лысенко. Поэт собирал фольклорные образцы, вошедшие в книгу «Народные песни в записях Павла Тычины». Он прекрасно играл на фортепиано, кларнете, бандуре, писал музыку.
1 Гобой - духовой музыкальный инструмент, по высоте звука средний между флейтой и кларнетом.
Первые стихи «Синее небо закрылось...», «Под моим окном» Павел Тычина написал 1906 года, когда умер его отец. С 1906 по 1916 годы продолжался ранний период творчества поэта, проходили его неутомимые художественные поиски, формирование личности художника. Он проявлял себя как певец, то как дирижер хора в Черниговском Народном доме, то как актер, исполняя на сцене школьного театра комедийные роли в водевилях Марка Кропивницкого.
По совету Михаила Коцюбинского Тычина начал интенсивно работать над поэтическим словом. Известный новеллист развил у молодого поэта эстетический вкус к символистской благозвучия, музыкального симфонизма и колористической гаммы выражения чувств. До своих учителей Тычина причислял и Александра Олеся, в поэтике которого ему импонировали музыкальное воспроизведение душевных состояний героя, оттенков настроений, а также описания эмоционально-интуитивного, настроением впечатление. Павел Тычина как лирик формировался постепенно, продолжая традиции Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко.
1910 года Тычина опубликовал стихотворение «Что луне звездочки говорят» в где звучат философские мотивы жизни-горения, душевного богатства человека, который мужественно преодолевает все невзгоды.
Межпредметные параллели. Постепенно формируется оригинальная поэтика Павла Тычины, которая развивалась в русле европейского модернизма. Художник прислушивается к мощных голосов Уолта Уитмена, Эмиля Верхарна, Поля Верлена, Райнера Марии Рильке, которые определили характер эстетических исканий молодого художника.
Окончив семинарию, Павел Тычина 1913 года поступил на экономическое отделение Киевского коммерческого института. Одновременно работал техническим секретарем в редакции журнала «Свет», помощником руководителя хора в театре Николая Садовского. Он погрузился в литературно-художественную жизнь Киева, стремясь служить музам: поэзии, музыке, живописи. Поэт осознавал себя участником украинского национального возрождения: «Голубизна мою душу обвіяла, / душа моя в солнца намрияла, / душа причастилась кротості трав, / -добрый день! - я мира сказал». С началом Первой мировой войны закрыли украинские газеты, журналы, издательства. Павел Григорьевич вернулся в Чернигов и работал в земстве, почти полгода проживая в Владимира Самойленко. В журнале «Основа» (1915) были опубликованы стихи «Душа моя.- послушай!», «Как не горю - я не живу», что является своеобразным эпиграфом ко всему творчеству Тычины: «Я мертвых всех курю, курю. / Своим Огнем живых я грею. / И как я умру - не понимаю: жизнь моя - / одвічнеє!..»
Поэт отразил идеалы органического единства человека с миром и космическими ритмами, отрицая мещанское прозябание общественности. В то же время в его стихах звучат антимілітаристські и гражданские мотивы (« Дух народов горит»).
Осенью 1916 года Павел Тычина вернулся в Киев и продолжил учебу в коммерческом институте, а также работал в театре Николая Садовского. В спектакле «О чем опилки шелестел» Спиридона Черкасенко он сыграл роль казака. Павел Григорьевич познакомился с композитором Кириллом Стеценко, талантливым режиссером-реформатором Лесем Курбасом, под влиянием которого написал драматическую поэму «Дзвінкоблакитне». Межпредметные параллели. 22 января 1919г президент Центральной Рады Михаил Грушевский на Софийской площади в Киеве провозгласил Четвертый универсал о независимости Украинской Народной Республики.
Павел Тычина воспел победу национально-освободительной борьбы, назвав революцию в Украине озолотим гомоном» в одноименной поэме. Образ национальной революции поэт изобразил в стихах «На майдане» и «Как упал же он с коня», где изобразил революционера, борца за независимую Украину.
В 1917-1922 годах Павел Тычина, Лесь Курбас, Дмитрий Загул, Юрий Меженко, Яков Савченко, Олекса Слисаренко, Владимир Кобылянский творят символістський художественное движение. В этой атмосфере увидел свет первый сборник стихов Тычины «Солнечные кларнеты» - эпохальное явление в новейшей украинской литературе. Художник художественно синтезировал стилевую палитру символизма, импрессионизма, украинского народного творчества, поэтической традиции, в частности барокко.
Плодотворным для Тычины был 1920 год: вышли сборники «Плуг», «Вместо сонетов и октав», в которых отражены размышления над катастрофическими событиями новейшей истории, переживание за судьбу Украины. Поэт не воспринял «зверств» представителей новой власти («Проклятие всем, кто зверем стал!»). Стихи Тычины воссоздали его тоску по красоте и правде, отчаяние за потерей человечности.
Первые сборника Тычины принесли ему признание в мире. Польский писатель Ярослав Ивашкевич назвал автора «Золотого гомону» гением, что видит будущее, стилевая палитра которого соткана из языковых и чувственных источников украинской народной стихии и литературной культуры французских и русских символистов. Чешские исследователи признали Шест «крупнейшим лириком современного славянства». Английский критик Джон Фут назвал Шест наймузикальнішим лириком в мире.
Осенью 1920 года Тычина вместе с капеллой Кирилла Стеценко совершил гастрольную концертную поездку Правобережной Украиной, в результате чего появилась уникальная повесть-Дневник «Путешествие с капеллой Кирилла Стеценко».
С 1923 по 1934 годы Павел Тычина жил в Харькове, тогдашней столице Украины, где сосредоточилось политическое и культурно - художественная жизнь республики. Работал в журнале «Красный путь», поступил в художественной союза «Гарт». Впоследствии его, первого из украинских писателей, выбирают в государственные органы: членом Харьковского городского совета, кандидатом в члены Всеукраинского центрального исполнительного комитета.
Поэт хотел видеть Украину счастливой, солнечной, образованной, экономически развитой. Наблюдая горькие реалии господства большевиков, он написал: «Стреляют сердце, стреляют душу - ничего им не жалко». Большое душевное потрясение пережил Павел Тычина в апреле 1923 года: его брата, священника Евгения Шест, был арестован и обвинен в том, что вел богослужение на украинском языке. Павел Григорьевич сделал все возможное, чтобы сохранить жизнь брату. Большевистские лидеры придирчиво относились к творчеству Тычины: в 1927 году председатель Совнаркома Украины Влас Чубарь в газете «Коммунист» назвал стихотворение «Чистила мати картоплю» «националистическим опием» за то, что художник правдиво изобразил эпизод голода в годы гражданской войны. Это была не единственная попытка большевиков «перевоспитать» и «привлечь» гениального поэта к когорте советских писателей, певцов новой эпохи. Сборник «Ветер с Украины» (1924), «Чернигов» (1931) завершили первый этап творчества Павла Тычины.
Второй этап творчества (1932-1940) показал новое лицо поэта. Наступление тоталитарного режима на национальную культуру, массовые репрессии невинных людей, строгий диктат партии в области литературы обусловили ограничение свободы творчества художников, от которых требовалось воспевать большевистских вождей, разоблачать так называемых «классовых врагов», «шпионов», украшать социалистическую действительность. При таких обстоятельствах Тычина был вынужден писать тенденциозные стихи. Увидели свет сборники «Партия ведет» (1934), «Чувство семьи единой» (1938), «Сталь и нежность» (1941). Публицистичность и декларативность определяют тональность стихов, наполненных кратковременными лозунгами, а потому лишенных художественных открытий.
Третий этап творчества Павла Тычины приходится на 1941 - 1956 годы. Во время войны поэт жил сначала в Уфе, затем - в Москве, а в ноябре 1943 года вернулся в освобожденный Киев. Работал министром образования Украины до августа 1948 года. В годы
Обложка сборника «Вместо сонетов и октав» 1920. Художник Лесь Лозовский
Павел Тычина. Фото начала 30-х годов
войны произошло обновление духовных сил художника. Поэт посвятил свой талант победе над фашизмом: писал публицистические статьи, стихи, в которых осудил антигуманную сущность нацизма. Книги «Мы идем патрон» (1941), «наступит День» (1943), «Я утверждаюсь» (1943), «Побеждать и жить!» (1944) полны оптимизма, величию духа и героизма народа. Борьба с фашизмом в образно - философском осмыслении поэта предстает как извечная борьба гуманизма и антилюдяності, добра и зла, жизни и смерти. Знаковым стало стихотворение «Я утверждаюсь». От имени Украины художник заявил о бессмертии своего народа и его неизбежную победу над врагами: «Я есть народ, которого правды сила / никем завоевана еще не была. / Какая беда меня, чума косила! - / а сила снова расцвела».
В 1953-1958 годах Павел Григорьевич был Председателем Верховного Совета УССР. Писатель Юрий Збанацкий в воспоминаниях отметил человеческую простоту и мудрость Тычины, который сеял добро и человечность, был «бескрайним, как океан, переменчивым, как небо, добрым и ласковым, как солнечный луч, беспощадным, бескомпромиссным к врагам и таким мягким и человечным, таким доверчиво-нежным к друзьям».
Четвертый этап творчества охватывает 1957-1967 годы, отмечен активной общественной деятельностью Павла Тычины: избирался депутатом Верховного Совета УССР, принимал активное участие в литературной жизни. Поэт знал древнегреческий, французский, немецкий, армянский, башкирську языка. Он перевел произведения художников из многих языков, обогатил национальную культуру духовными ценностями других народов. Обнародовал сборки Расти, прекрасный мир», «К молодежи мой чистый голос» и другие, в которых преобладает гражданская тематика. Знаковая сборник «Серебряной ночи» проникнута философскими мотивами, размышлениями о жизни и смерти, вечное и преходящее.
Советская власть, заставив выдающегося поэта писать тенденциозные стихи на «злобу дня», направив творчество Павла Тычины в нужный идеологический формат, щедро одаривала его премиями и орденами. Причины трагедии гения в условиях тоталитаризма осветил Василий Стус в труде «Феномен эпохи. Восхождение на Голгофу славы». Он раскрыл объективные и субъективные факторы обезличивание таланта художника: горькая реальность бытия народа в условиях тоталитарного режима, особенности характера поэта, человека мечтательной, нежной, беззащитной, которая творила
Павел Тычина. Рисунок Александра Довженко
в условиях духовного рабства. Драматизм судьбы Тычины заключался в том, что его «репрессировали» признанием. «Кара славой - одно из самых новых и эффективных форм борьбы с искусством», - писал Василий Стус. Поэтому нужно исторически правдиво освещать и фигура Павла Тычины, и его судьбу, характерную для поколения художников, которые жили в условиях антилюдяного режима, объективно оценивать его творчество, вдумчиво изучать художественно совершенны поэзии, проникнуты гуманистическим пафосом, життєствердженням. Ведь наследие художника - бессмертна и занимает выдающееся место в мировой литературе.
Умер Павел Григорьевич 16 сентября 1967 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.